Найти в Дзене
NOIR

Что чекисты из НКВД сделали с сестрами нациста Симона Петлюры

В 1937 г. под «каток» репрессий попало немало советских граждан. В числе арестованных, а впоследствии и расс̲трелянных, были две женщины: Марина Васильевна и Феодосия Васильевна с примечательной фамилией – Петлюра.

В марте 1921 г. между РСФСР и УССР с одной стороны и Польшей с другой стороны был подписан мирный Рижский договор. Он положил конец советско-польской войне 1919-1921 гг., а также существованию, т.н. Украинской народной республики (УНР), руководство которой (Директория) перебралось в Польшу. Был среди этого руководства и главный атаман (главнокомандующий), а также председатель Директории Симон Васильевич Петлюра.
Вместе с Петлюрой страну покинула часть его родственников. Но далеко не все. В Полтаве остались проживать две его сестры и племянник. Ещё один племянник жил и работал в Чернигове, а другой – в Ромнах (Сумская область). Не покинула Страну Советов и одна из племянниц Симона Петлюры – Зинаида.
Какое-то время Советской власти до них до всех не было дела. Правда, в 1924 г. Марину Васильевну и Феодосию Васильевну всё-таки забирали в ГПУ, но ненадолго. Точные причин этого задержания неизвестны. В более поздних документах, датированных 1937 г., сказано, что задержание было проведено за контрреволюционную и антисоветскую деятельность. Но, по всей видимости, ничего серьёзного сёстрам тогда не инкриминировали. Их просто отпустили. А в 1927 г., в процессе денационализации, им даже вернули дом, расположенный по адресу Загородная, 20. Кстати, обе сестры на тот момент имели статус «работниц», а значит, не являлись лишенцами, т.е. имели право участвовать в выборах. Впрочем, о том где и кем они работали, данных не имеется. Между тем, в более поздних документах (опять же от 1937 г.) обнаруживается уже совсем другая информация:

«Петлюра Феодосия Васильевна, крупная собственница, без определенных занятий.
Петлюра Марина Васильевна, без определенных занятий, в прошлом крупная собственница».
-2

Есть сведения, что в доме сестёр периодически жили посторонние люди. Можно предположить, что именно сдача жилья в наём и была основным источником доходов двух старых дев.
Арест сестёр органами НКВД состоялся в октябре–ноябре 1937 г. Первой забрали Феодосию – 5 октября (по другим данным, 29 октября). Марина оставалась на свободе до 13 или 14 ноября. Назвать их арест совершенно случайным – нельзя. Дело в том, что несколько раньше в руки чекистов попал Сильвестр Иванович Скрипник – племянник Симона Петлюры. Бывший священнослужитель, а на момент ареста приёмщик пряжи на Полтавской трикотажной фабрике, уже задерживался органами в 1930 г. Тогда его обвиняли в участии в контрреволюционной организации, но вскоре отпустили.
На этот раз Скрипник признал, что всё-таки состоял в контрреволюционной организации церковников. Также он рассказал, что поддерживал связь с братом Степаном Скрипником, который будучи адъютантом Степана Петлюры, тоже эмигрировал в Польшу. Упомянул в своих показаниях Сильвестр и Марину с Феодосией:

«В Полтаве я заходил к своим теткам – сестрам Петлюри – Феодосии и Марине, тоже враждебно настроенных по отношению к Советской власти и вместе с ними занимался антисоветской агитацией»

Эта фраза и послужила причиной обыска в доме старых дев и последующего ареста Феодосии Васильевны.

Симон Петлюра и Юзеф Пилсудский. Винница. 1920 г. Фото: Public Domain
Симон Петлюра и Юзеф Пилсудский. Винница. 1920 г. Фото: Public Domain

В доме ничего слишком криминального обнаружено не было, лишь фотографии, подтверждающие родство с Симоном Петлюрой. Соответствующая запись имеется в одном из протоколов: «На доме, возвращенном сестрам Петлюри, до самого последнего времени была прибита табличка с надписью «дом Петлюри». В доме среди икон висел портрет Симона Петлюри».
Арестованная Феодосия Васильевна признала лишь часть предъявленных обвинений. Она согласилась, что высказывалась в антисоветском духе, обвиняла в несчастьях украинского народа Советскую власть и «жидо̲в», а также в восхвалениях своего брата. Однако заявила, что контрреволюционной деятельностью не занималась и в соответствующих организациях не состояла.
Что касается арестованной позднее Марины Васильевны, то она отрицала все обвинения, хотя и признала, что считала Симона Петлюру гениальной личностью. Кроме того, она подтвердила, что в её доме проживали «неблагонадёжные» лица, в частности Мария Власенко (дочь помещика), Надежда Коркишко (монашка) и Олимпиада Агафонова (беженка из Вильно). Однако она с ними контрреволюционной деятельностью и антисоветской агитацией не занималась.
Решающую роль в деле поставили показания свидетелей. Двое опрошенных граждан подтвердили, что сёстры Петлюры и брата восхваляли, и антисоветчиной занимались, и контрреволюционную ячейку у себя в доме приютили. На этом основании, местная Тройка НКВД СССР приговорила Марину Васильевну Петлюру, Феодосию Васильевну Петлюру и Сильвестра Ивановича Скрипника к расстрелу. 19 ноября 1937 г. приговор был приведён в исполнение.

Самуил Шварцбурд выступает в суде, октябрь 1927 г.
Самуил Шварцбурд выступает в суде, октябрь 1927 г.

Были ли родственники Петлюры настолько опасны для Советов, и была ли необходимость в их ликвидации? Очень сомнительно. С уверенностью можно сказать, что в своём доме, во время разговоров они вспоминали Симона Петлюру добрым словом, а может и поругивали Советскую власть, что втихую тогда делали не они одни. Но маловероятно, что две пятидесятилетние женщины были ярыми подпольщицами, планирующими свержение большевистского режима. Скорее всего, их арест и рас̅стрел были сделаны украинскими чекистами «для отчётности», а заодно и чтобы выслужиться перед столичным начальством.

Читайте также:

«Ну какие же они коммунисты?!» Что говорил соратник Сталина Каганович, доживший до распада СССР о Горбачёве, Ельцине и Перестройке
NOIR1 октября 2023