Новизна информации о реальной возможности рассматривать историю Русской равнины уже, начиная с периода в 3000 лет до н.э., тем не менее, не отвергает фактов еще более древней истории этой территории.
Впрочем, ряду ученых смириться даже с первой датой необыкновенно тяжело, говорить же о каких-то заоблачных тысячелетиях русской истории – это для многих катастрофическое нарушение некоего табу.
Но факты упрямо выстраиваются в стройную линию, свидетельствующую – за ними стоит нечто большее, с чем истории России, возможно, придется считаться в недалеком будущем. Речь идет об удивительный топонимике северо-запада Руси, впечатляющей архаичности лексики и грамматики русского языка, а из последнего – о генеалогии русских, общий предок которых жил 3000 лет до н.э.
Вот здесь и будет полезной дополнительная информация по миграциям и времени возникновения, живших в истории Русской равнины родов, ДНК-генеалогия.
Тем более, что мои уважаемые комментаторы напоминают об этом сразу после моей лингвистической информации, подтверждая, что все обозначенные направления исследования расширяют фактологию по исследованию истории России.
Свыше ста лет назад профессор Страсбургского и Йенского университетов Теодор Пеше поставил цель узнать, в каких природных условиях обитали общие предки арийских народов - славян, балтов, германцев, латинян, греков и других. Для этого он провел анализ общих корней индоевропейских языков, который показал, что в ИЕ языках есть общие названия для животных медведь, волк, и растений береза, дуб северной и средней полосы, и такие северные названия, как снег, лед, зима. Но в них не оказалось общих слов для обозначения, например, тигра, верблюда, пальмы. Поэтому, по мнению Т. Пеше, границы прародины индоевропейцев очерчивают территорию, ныне занимаемую Центральной Россией и Белоруссией.
Также он показал, что арии знали медь, золото, серебро. Видимо, по на известным месторождениям Олонецкого края. Домашними животными у них были собака, корова, коза, лошадь, свинья. Стоит обратить внимание в его анализе на тот факт, что счет родства они вели по мужской линии и отличались характерными для бронзового века патриархальными нравами.
Русский антрополог А. П. Богданов, подтверждая выводы Т. Пеше, в 1882 году сравнил скелеты из захоронений последовательных исторических эпох. И отметил, что «только в Центральной России прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее обитателей до современных». Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности. Что свидетельствовало о вторжении сюда пришлых племен и о смене населения.
А. П. Богданов называл население Центрально России "унитарным пранародом", и имел в виду, очевидно, известную археологам фатьяновскую культуру. Которая 3000 лет до н.э. и, возможно, ранее занимала центр России – Ивановскую, Ярославскую, Костромскую, Московскую области, и принадлежала общим предкам ИЕ народов эпохи бронзы.
Информация о топонимии не только центральной части России, но и северной, не была затронута этими исследователями. Тем не менее, полученные позднее данные по названиям водоемов севрной Руси, созвучным с названиями водоемов из индийской Ригведы, позволили С. Жарниковой отметить, что
«мы можем с большой долей уверенности предполагать, что на территорию Русского Севера во 2 т. до н.э. (как и в более ранние периоды) продвигались индоевропейские племена, которые встречали здесь отнюдь не финно-угорское, а родственное себе также индоевропейское субстратное население, с которым и воевали, и роднились.[С.В. Жарникова].
Что это за родственное субстратное ИЕ население они встречали? Возможно, это население и дало те названия, которым и сегодня можно удивляться, судя по их названиям Индус, Индига, Индель, Индера, Индосарь, Индоманка, Индевка, Инданка а также Синда, Синдамозеро, Синдошь, Синдеш, Синдорское, Гангозеро и др.
Вероятно, что продвигающиеся сюда с запада фатьяновцы рода R1a-Z645, начиная с 5000 лет назад, встречали здесь более ранее загадочное субстратное население, также по мнению исследователей индоевропейское, которое могло быть в определенной степени родственное им.
Этот факт пока остается в тени. Хотя прямое указание на возможность реального присутствия такого населения может дать не только топонимика, но и информация о присутствии более древних, чем фатьяновцы, носителей субклада гаплогруппы R1a, вовсе не принадлежащих к ветви шнуровиков.
Конечно, единичность обнаруженных образцов не позволяет, делать поспешных выводов об их массовости, но есть основание обратить на время их обитания и на его ареал. Образец R1a -YP1306 с Южного Оленьем острова Онежского озера, окруженного типичными индо-арийскими гидронимами, датирован временем 7200 лет назад. Другой, у озера Лача на юге Архангельской области, R1a -YP1306 датируется в 10750 лет назад.
Самый ранний из них отнесен его первооткрывателем С.В. Ошибкиной к выделенной ею культуре Веретьё, а ареале который в двухстах километров от озера Лача располагался и первый образец. При этом, их общий предок жил 12800 лет назад. Где он жил, не известно, но его одиночные уцелевшие потомки свой след в истории уже оставили. Были ли еще носители этого терминированного субклада на Русской равнине? Пока не известно! Возможно, и были.
Так или иначе, можно предположить, что носители R1a-YP1306 могли быть относительными автохтонами в этом ареале. Выявленные, например, в захоронении Оленеостровского могильника носители гаплогруппы G2a, таковыми не были. На что указывает и датировка общего предка носителей G2a составляющая всего 5000–6000 лет назад.
Кроме того, еще факт не повергаемый сомнению – способ захоронения, присущий только носителям гаплогруппы R1a. Это, с точки зрения ДНК-генеалогии – захоронение на боку. Такая религиозная традиция, возможно, тянулась от момента ее образования 24 тысячи лет назад. Носители R1b, и, скорее всего, некоторые носители других европейских гаплогрупп I и G, а также не только европейской С, захоранивали на спине
Относительно Оленеостровского могильника (7,5 т. л.н.) известно, что в 118 погребениях в нем, были захоронения на спине, а только в 14 – на боку. Что дает возможность предполагать, что именно эти 14 костяков имели указанную выше гаплогруппу R1a. Первые же 118 относились либо к G2a, либо к I, либо всех поровну.
В погребениях же могильника Попово (на оз. Лача) второй половины 7 тыс. до н.э. все покойники лежали в вытянутом положении на спине. И это могли быть носители гаплогруппы R1b, добравшиеся сюда, например, из ямной культуры.
Обитание населения в районе Онежского озера, объединяемого культурой Веретье вполне объяснимо благоприятными климатическим условиями в период от момента глобального потепления, отмеченного учеными, начиная с 13 тысяч лет назад. В результате этого восточная граница ледника сместилась на территорию Скандинавии. А летние температуры в Европе уже 11900 – 10300 лет назад приближались к современным [Экман И. М. и др.].
Что касается населения в районе Онежского озера, объединяемого культурой Веретье, то наряду с относительными автохтонами этого ареала древней культуры мезолита, там могло идти смешение и с пришлыми с юга европеоидами. К тому же, антропологи полагают, что эпоха мезолита, отличалась от палеолитической, исключительной подвижностью населения С. В. Ошибкина отмечала также, что судя по костным останкам Оленеостровского могильника, уже 9 тысячелетий назад происходило смешение северных и южных европеоидов.
И еще интересный факт, который приводила С. Жарникова, отмечая особую роль, которая отводилась собаке в религиозной мифологии арьев. В памятнике культуры индоевропейских народов 5-4 тыс. до н.э., гимнах «Ригведы», спутниками бога смерти Ямы были две собаки – старая и молодая.
Так, и в могильнике в Попово (культура Вретьё) в погребении мальчика 7-9 лет, у левой его руки лежали скелеты двух собак, взрослой и молодой. С. Ошибкина подчеркивала, что подобное погребение являло собой устоявшийся и сложный обряд погребения, «в котором собаке отводили важную роль».
Такое сходство обрядов может служить важнейшим подтверждением еще более раннего сложения древнеарийской культуры на севере Восточно-Европейской равнины.
Причем в могильнике Попово были похоронены люди, определяемые как чистые европеоиды, без каких-либо признаков монголоидности. Уже в эпоху мезолита на севере Восточной Европы, они создавали свою мифологию, культы и обряды. У них считались священными и выделялись из животного мира – лось, бобёр, лебедь или гусь и собака, большинство из которых вплоть до 20 века сохранилась в северно-русской народной традиции. Не выявлено было, кроме прочего, в археологическом материале и следов какого-либо влияния уральских культур в мезолите севера Европейской части России. и население лесной зоны в этот период также в районе реки Сухоны следует по признаниям археологов было европеоидным.
Очевидно, что проделавшие долгий более чем в 2000 лет путь до Индии арьи, являлись носители уже развитой, устоявшейся религиозной мифологии, которую они обрели далеко на Русском севере.
И где-то между европеоидным населением археологической культуры Веретьё и фатьяновской культурой уложился временной отрезок неолитической культуры ямочно-гребенчатой керамики 5-2 тысячелетий н.э. Можно было бы полагать, что эта культура явилась последовательным и последующим продолжением предыдущей. Тем более, что у ее представителей у реки Нарва 5600 лет назад (поселение Кудрукюла в Эстонии) также была определена архаичная Y-хромосомная гаплогруппа R1a-YP1272, общий предок ее жил 7100 лет назад. Правда, это – образец единичный.
Но многочисленные предположения об уральском характере этой кульутры, навязывают идею о распространении «финно-угорской» Y-гаплогруппы N1 в культуре ямочно-гребенчатой керамики,
Что, фактами не подтверждается. Происхождение гаплогруппы N относят к юго-восточной Азии, ее носителей много, например, в Китае. Они мигрировали севернее, на Алтай, там, видимо, 15,5 тысяч лет назад образовался субклад N1a1. Далее носители N1a1 прошли еще севернее, и перевалили через Уральские горы. Что произошло, скорее всего, не ранее середины II тыс. до н.э., так как общий предок современных носителей гаплогруппы N1a1 жил примерно 3200-3500 лет назад.
Никаких данных, что древние носители гаплогруппы N1a1 на Русской равнине прошли бутылочное горлышко популяции раньше этого времени, нет. Полагают, что переход через Урал мог иметь место в районе Пермского края, так как пермский язык по современной классификации входит в состав финно-угорской ветви уральских языков. Оттуда они разошлись на несколько миграционных путей
На территорию современной Финляндии предки финнов прибыли 2000-1500 лет назад. Их гаплотипы значительно отличаются от гаплотипов южных балтов
И это всё, что касается угорской гаплогруппы, даже если сегодня литовцы с латышами и эстонцами на 40% разбавлены гаплогруппой N1a1. Они пришли 2500 лет назад, в середине I тыс. до н.э. туда, где уже обитали носители R1a-Z280. У литовцев и латышей – языки индоевропейские, а у эстонцев и финнов – угро-финские.
Так что, устаревшие предположения о неких саамах финно-угорского роду племени, обитавших на севере Русской равнине до наших древних предков, мягко говоря, не соответствует действительности. Уральцы на земли, уже заселенные протославянами, предками индоевропейцев, пришли поздно.
Вот именно где-то на этой территории северо-запада Русской равнины, с высокой долей вероятности, и могла сложиться первичная языковая общность унитарного пранарода до ее распада на ветви.
Всех благодарю! Подписывайтесь, ставьте лайки, предлагайте!
С уважением, Борис Новицкий