Что такое нейропедагогика? Как она связана с обучением? Кому стоит погрузиться в основы нейропедагогики и как может использовать эти знания обычный человек? Обо всем этом – в нашей материале.
🎉 Внимание: в конце вас ждет подарок – практические игры для всего класса.
Автор статьи: участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, учитель английского языка школы № 66 г. Краснодара Мария Колийчук.
Нейропедагогика – это научная дисциплина, объединяющая принципы нейробиологии и педагогики. Основная идея нейропедагогики заключается в том, что понимание работы мозга и его особенностей позволяет разработать эффективные методы обучения и воспитания.
Стремление нейропедагогики состоит в том, чтобы создать обучающие среды и методики, которые соответствуют естественному функционированию мозга. Нейропедагогика предлагает использовать знания о том, как мозг усваивает и обрабатывает информацию, и на этой основе разрабатывать подходы и стратегии для оптимизации обучения.
Нейропсихологический подход – это изучение через движение. Я могу с уверенностью сказать, что нейроподход можно применить к любому предмету – истории, математике, русскому языку, те же таблицы Шульте использовать, нейрозарядку.
Самое главное, что даeт нейроподход, – развитие концентрации и межполушарных связей.
Современный учитель, который работает в современных реалиях, обязан разбираться в детской психологии и нейропсихологии. Чтобы не требовать от ребeнка то, на что он физически по возрасту ещe не способен, понимать, как развиваются лобные доли. Тогда не будет столько недопониманий.
Основные принципы нейропедагогики включают следующие:
1. Индивидуализация обучения.
Знание о различиях в функционировании мозга позволяет учесть индивидуальные потребности и особенности каждого ученика. Нейропедагогические методики стремятся адаптировать образовательный процесс под индивидуальные возможности и стили обучения каждого ученика.
2. Учет эмоций и мотивации.
Мозг лучше усваивает информацию, когда обучение ассоциируется с положительными эмоциями и интересом. Нейропедагогика рекомендует использовать мотивационные стратегии, которые активизируют эмоциональные процессы учащихся и помогают им связать обучение с личными интересами и целями.
3. Вариативность методов обучения.
Учебный процесс должен быть разнообразным и включать различные типы деятельности. Это помогает активизировать разные области мозга и способствует более глубокому запоминанию и пониманию материала. Нейропедагогические методики рекомендуют использовать интерактивные формы работы, игры, ролевые игры, проектную деятельность и другие активные формы обучения.
4. Закрепление и повторение.
Мозг лучше усваивает информацию, когда она систематически повторяется и закрепляется со временем. Нейропедагогика предлагает использовать методики повторения с интервалами времени.
5. Активное участие и практическое применение.
Нейропедагогика подчеркивает важность активного участия учащихся в процессе обучения.
⭐️Примеры игр⭐️
Нейроскакалка: я вызываю ребeнка к доске, когда мы прошли лексику с числами, и он считает от 1 до 20 и обратно, прыгая на нейроскакалке. Либо называет цвета: ребенок прыгает, я ему показываю карточки с цветом, и он называет мне его на английском языке.
«Кулак, ребро, ладонь» – самое элементарное. Это мы делали всем классом. Было громко и шумно, но дети кайфовали и был результат! Работает накопительной эффект. Тот же пример с лексикой по цветам: я говорю им, например: «Кулак – это green, ребро – это blue, ладонь – это red». Дальше я называю цвет, а они его показывают, потом начинаю их намеренно путать.
Межполушарные доски: так как в обычной общеобразовательной школе нет возможности закупить нормальное количество межполушарных досок, я распечатывала шаблоны сама. Ученики рисовали двумя руками определенные узоры, проговаривая слова для запоминания.
Еще использую рисование, раскраски по номерам на английском, балансеры. Например, один ребенок стоит на деревянном балансере, удерживая равновесие, второй кидает ему мяч, и они проговаривают диалоги.
Имея знания о развитии мозга, педагогу становится легче составлять программу своих занятий исходя из особенностей класса.