Первые дилижансы между Петербургом и Москвой стали регулярно курсировать, начиная с 1820 года. Казалось бы, вскоре кто-то должен быть сделать и следующий шаг: организовать общественный транспорт в столице.
Но на тот момент такая идея была не столь очевидна, как нам кажется сейчас. Потому что у состоятельных людей есть свой выезд, менее состоятельные могут нанять извозчика, их много и на любой кошелек. А те, у кого совсем плохо с деньгами, могут пешком прогуляться. Это для здоровья полезно.
Даже во Франции первые омнибусы - большие кареты, ездящие по городу по определенным маршрутам, появились в 1826 году. До Петербурга новая идея добралась в 1832-м, когда в «Прибавлении к Санкт-Петербургским ведомостям» появилась заметка:
«Считаем своим долгом уведомить наших читателей, что с нынешнего лета учреждены будут в Санкт-Петебурге общественные кареты, известные в Париже под названием «омнибус» для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, - средства за небольшую плату посещать загородные места и для освобождения оной от монополии летних извозчиков, которые тогда именно набавляют цену за проезд, когда большей части публики настает в том надобность… «омнибусы» … имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжение всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них №1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, №2 - к Старой деревне…
Дилижансы имеют вид кареты с империалом, на оном помещается от 20 до 30 человек. Внутри кареты проезд 80 копеек, на империале - 40 копеек…»
Вообще говоря, заявленная в 1832 году цена тоже была не всем по карману. Да и по большому счету это все-таки был не совсем городской, а скорее пригородный общественный транспорт, работавший только летом.
Полноценный именно городской омнибус в Петербурге запустили в 1847 году. Острые языки мигом переделали «омнибус» в «обнимусь», потому что внутри было тесновато, а пассажиров постоянно кидало друг на друга, из-за чего кареты пригородных омнибусов называли «сорок мучеников». Впрочем, о конках, которые появились в дальнейшем, тоже много чего говорили.
Первые городские омнибусы назывались в зависимости от хозяев и маршрута «Кареты Невского проспекта» или «Кареты Бассейной и Садовой».
Проезд на них стоил 10 копеек. Такая цена была ниже чем у извозчиков, но все равно далеко не всем по карману. Если почитать дневники даже более позднего времени, то на омнибусе и уж тем более на извозчике ездили, только когда имелась реальная срочная надобность или требовалось взять с собой тяжёлую поклажу. Например, кухарка на рынок шла пешком, а обратно брала извозчика, потому что корзинки полны продуктов.
Но с другой стороны - отбоя в пассажирах тоже не было. И омнибусы ходили переполненные, и новые маршруты постоянно появлялись, пока не пришло время более продвинутой новинки: конно-железных дорог или, проще говоря - конок.