Каким будет комплексный план после 2024 года? Сократят ли в 2026‑м расходы на «Безопасные качественные дороги»? Как изменится количество и финансирование нацпроектов в ближайшие три года? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Объем федеральных расходов на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, согласно новому законопроекту о федеральном бюджете, в 2024 году составит 101,6 млрд руб., что на 11,9% меньше, чем закладывалось ранее. Наиболее существенно снизят расходы на «Развитие морских портов» — в четыре раза от плановых значений (до 2,8 млрд руб.), а также на «Развитие региональных аэропортов» — на 21,9% (до 27,4 млрд руб.). Вместе с тем, в комплексный план вернут два федеральных проекта, финансирование которых в 2024 году в прошлом трехлетнем бюджете не предполагалось: «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна» (3,6 млрд руб.) и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (2 млрд руб.).
В 2025 и 2026 годах объемы вложений в комплексный план упадут в 2,5 раза относительно расходов 2024 года, до 43,2 млрд руб. и 42,3 млрд руб. соответственно, что может говорить об его окончательном переходе в более компактный вариант. Из финансируемых федеральных проектов в составе комплексного плана в 2025 году останутся только два («Развитие Северного морского пути» с 38,8 млрд руб. и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» с 4,5 млрд руб.), а в 2026 году — один («Развитие Северного морского пути»). Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург не фигурирует в документе на горизонте следующих трех лет, так как его планируют реализовать в основном за внебюджетные средства.
Федеральные вложения в «Безопасные качественные дороги» будут расти всю ближайшую трехлетку: от предусмотренных на 2024 год 606,5 млрд руб. до 769,8 млрд руб. на 2026 год. Финансирование БКД на 2024 и 2025 годы относительно ранее опубликованных планов тоже только увеличивали: на 0,5% и 1,5% соответственно. В 2024‑2026 годах сохранится финансирование всех федеральных проектов БКД, но их ждет перераспределение средств: приоритет будет у строительства федеральных дорог, в то время как расходы из нацпроекта на создание региональных и местных временно «поставят на паузу». В целом в 2024‑2025 годах будет высока доля ремонтов имеющейся дорожной инфраструктуры, а не строительства новой.
Объемы финансирования всех нацпроектов в 2024 и 2025 годах будут меньше на 3,2% и 4% относительно предыдущих планов, и составят 2,96 и 1,97 трлн руб. соответственно. Наиболее сильно увеличат на 2024 год расходы на нацпроект «Культура» (на 5,5%, до 49,8 млрд руб., по сравнению с заложенными в старый бюджет) для стимулирования создания госконтента в интернете, а уменьшат — «Жилью и городской среде» (на 26,3%, до 125,5 млрд руб.) из‑за снижения расходов на сокращение аварийного жилья. На 2025 год наиболее значительно пересмотрели более ранние планы для «Туризма и индустрии гостеприимства» (рост на 26,2%, до 1,5 млрд руб.) и «Экологии» (снижение на 23,5%, до 23,3 млрд руб.). В первом случае это было вызвано увеличением вложений в повышение доступности туристических продуктов, во втором — отказом от расходов на проекты по очищению Волги и сохранению уникальных водоемов.
В относительном выражении объемы расходов на национальные проекты в 2024 году будут на 1,8% меньше (2,96 трлн руб.), чем планируется в 2023‑м, а в следующие два года сократятся почти на треть по отношению к 2024‑му, до 1,97 и 1,98 трлн руб. соответственно, но такое снижение закладывалось ранее. Уменьшатся федеральные расходы на большинство нацпроектов за исключением БКД и проекта по атомной энергии: относительно конца 2023‑го года к концу 2026‑го вложения в них вырастут на 63% и 44% соответственно. Наиболее сильное падение расходов будет у «Жилья и городской среды» (на 97,5% по сравнению с началом трехлетки, до 4,5 млрд руб.). А в целом количество нацпроектов с финансированием более 100 млрд руб. снизится с десяти в 2023‑м году до трех в 2024‑2025‑м: кроме БКД, среди них останутся два социальных — «Демография» и «Здравоохранение».
Количество финансируемых из федерального бюджета национальных проектов в 2024 году вырастет до 16‑ти, но в 2025 и 2026 годах упадет до 15-ти и 14-ти соответственно. Новым нацпроектом станут «Беспилотные авиационные системы», в которые за три года планируют вложить 63,9 млрд руб., в том числе свыше 71% этих средств уже в 2024‑м. В 2025 году в соответствии с более ранними планами перестанут финансировать национальный проект «Производительность труда», а в 2026 году — «Малое и среднее предпринимательство». Мы не исключаем, что в 2024‑2025 году может состояться переформатирование нацпроектов под более актуальные задачи, что также скажется на изменении их количества и объемов вложений.
Читайте полную версию обзора.
Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Строительство в регионах: как тратили на отрасль и инфраструктуру в первой половине 2023 год».