Найти тему

Гардемарины... лохматые. О фильме «Гардемарины 1787. Мир»

Оглавление

В тревожное мы время живем, господа дорогие! Мало того, что у нас каждый день что-то происходит, так еще и планета бурлит, сотрясают ее противоречия и конфликты. Китай строго поглядывает в строну Тайваня, на Ближнем Востоке вновь неспокойно.

В общем, нигде на земле нет мира.

Но ведь напряжение нужно чем-то снимать. Или крепкими напитками, или антидепрессантами, или сказками. Особенно хорошо пойдут сказки старые, которые знают все.

И тут нашему зрителю, а также разным там журналистам-блогерам попался фильм Светланы Дружининой «Гардемарины 1787. Мир» (есть еще вторая часть, но она будет позже).

Вовремя вышло это кино. Хороший способ снять напряжение и от души поругать это "нечто". А ругать его есть за что: и за попытку нажиться на старом успехе, и за киноляпы, и за исторические неточности, и за банальный и "рванный" сюжет, и за воскрешение уже умершего героя.

Ругать фильм начали еще задолго до его премьеры, находя даже в фотографиях съемок всевозможные исторические неточности.

Например, увидели на груди Боярского-де Брильи орден святой Екатерины без ленты. Орден, которым награждали в те времена только женщин! К тому же на ордене внимательные блогеры заметили аж две грамматические ошибки.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

Таких ляпов в фильме много: от одежды главных героев до деталей антуража. Можно даже соревнование объявить между пишущей братией, кто больше ошибок насчитает.

Ну да ладно. Перейдем к делу.

Фильм «Гардемарины 1787. Мир». Старые песни о главном получаются все хуже и хуже

Несмотря на то, что события этого фильма происходят в 1787 году, весь он пронизан прежними мотивами. Тут и вечная любовь, и дружба, и служба царю-Отечеству, и неугомонные послушники, заточенные в монастырях, и лошади-плащи-шпаги, и патриотическая тема «Крым наш», и вредные западные шпионы в виде де Брильи. Есть что-то новенькое из эпопеи про Мушкетеров. Например, помощница де Брильи - дама в красном, вылитая миледи.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

А вот и сам воскресший герой. Он еще такие забавные очки носит. Как кот Базилио.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

Но мне ужимками и повадками он почему-то напомнил... Кощея Бессмертного из детской сказки о приключениях Маши и Вити. Там Кощея сыграл его дядя Николай Боярский.

А что? Очень похож. Все-таки родная кровь.

Николай Боярский
Николай Боярский

В новом фильме де Брильи превратился вот в такого почти игрушечного злодея, который кряхтит и жалуется на свои болезни, даже обидеть толком никого не может!

Наверное, самое хорошее в этом кино - это виды Крыма и старая музыка из первых "Гардемарин". Зрители слышат полюбившиеся песни, фрагменты из старых фильмов, видят Алешу Корсака из прежней звездной части, других героев, заскакивающих в сюжет как Софья Зотова буквально на пару минут.

Софья появляется в роскошном одеянии и через минуту падает вместе с пирожками, которые она привезла сыну (монастырскому послушнику), в воды Плещеева озера.

Что же поделаешь! Сын у нее весь в отца пошел, забавляется тем, что прыгает на спор с колокольни. И у маменьки от этого делается сердцебиение. Можно понять матушку: из-за такого отпрыска не то, что в озеро прыгнешь, на стенку залезешь.

Вообще удивительно, почему Софья, сама заточенная когда-то в монастырь, отдала туда свое чадо. В описываемый исторический период молодому дворянину уйти послушником в обитель - это все равно, что сыну нынешнего министра образования поступить не в МГУ, а пешком через всю Россию отправиться грызь гранит науки в какой-нибудь провинциальный вуз на Дальний Восток.

Любовный сюжет строится вокруг двух молодых отпрысков гардемариновского семейства, которых почему-то держат в монастырях: Сашу Корсака (это юноша) заточили в православном монастыре, Сашу Белову (дочку Анастасии Ягужинской) спрятали в католическом. Герои молоды и, понятное дело, влюблены друг в друга.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

Это актерский дебют двух молодых людей. Они очень красивы внешне, но игра их мне показалась слабоватой. Создалось впечатление, что ребята переигрывают. Но это только мое мнение.

Мне кажется, что главная проблема фильма в нелепом и наивном сценарии. Все очень предсказуемо и поэтому неинтересно. Совсем. До того, что смотреть на экран не хочется.

Если в первой части речь шла о бумагах Бестужева, то сейчас набедокурил сын Екатерины II Алексей Бобринский, вот его-то старые мушкетеры, простите, то есть пожилые гардемарины и едут спасать. Но спасают глупо, вяло и неорганизованно.

Но самое смешное, что когда сын Корсака и Бобринский меняются в темнице местами, то злодеи во главе с де Брильи решают сдать туркам не сына императрицы, а этого русского. Мол, все русские вообще на одно лицо. А потом (когда Корсак-младший бежит) в сундуке туркам продают вообще какого-то охранника-европейца.

А что? И так сойдет!

В этом фильме «Гардемарины 1787. Мир» странно все. Даже худая до изнеможения Фике, гуляющая то в залах Царскосельского дворца, то в Петергофе при работающих фонтанах почти в полном одиночестве, вызывает разве что только удивление. Она еще постоянно нюхает какую-то соль и ведет себя как торговка на рынке. Мне лично все это напомнило песню "Мадам Брошкина" в исполнении ее матушки.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

Исторические нелепицы

Чего хватает в фильме, так это исторических нелепиц. Такое чувство, что настоящей истории сценаристы не читали, поэтому у них австрийский император умирает на три года раньше положенного срока, Алексей Орлов вдруг появляется там, где быть не должен, Бобринский оказывается похищен и прочее.

И таких несуразиц так много, что можно еще долго перечислять. Наверное, другие блогеры это уже сделали, не будем повторяться.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

В соцсетях жалеют, что актер Михаил Ефремов в этом не участвовал, тем более, что в предыдущих сериях он играл законного мужа Екатерины II Петра III. Правда, к 1787 году его герой давно уже был покойным, но ведь если де Брильи воскрес, почему Ефремову нельзя?

«Гардемарины»
«Гардемарины»

Пародия на самое себя

Но вообще сам фильм больше похож на одну большую пародию. Что-то вроде КВНщины, от которой и не ждешь ничего серьезного.

Пародия именно на тот старый фильм, который успел войти на экраны в позднем СССР.

Все смотрится как один большой маскарад, хотя немного симпатичный, но герои душу не трогают совершенно, что-то даже вызывает раздражение.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

Неприятие этого кино, наверное, связано с тем, что зрителей держат за малых детей (если не сказать грубее), то есть заставляют их восхищаться несуразицами и дешевым фарсом.

Впрочем, не стоило ждать от этого фильма чего-то особенного.

По сути дела, все знали, что получится то, что получилось. И дело не только в постаревших актерах и затасканном донельзя сюжете.

Это режиссёрский стиль – снимать такие вот странные пляски на костях собственной истории. Причем пляски красивые, зрелищные, неправдоподобные и нелепые.

Ведь Светлана Дружинина сняла столько серий «Тайн дворцовых переворотов», где париков много, пышных платьев тоже, лица даже красивые, шпаги, сплетни, но только к нашей истории никакого отношения не имеет.

Вообще странное у Дружининой кино получается последние 25 лет. Вроде что-то есть, а так ни уму, ни сердцу.

А зачем было такое снимать?

Не знаю, но думаю, что для режиссёра этот проект был чем-то вроде формы самореализации.

«Гардемарины 1787. Мир»
«Гардемарины 1787. Мир»

У Дружининой вообще непростая творческая судьба. Она училась на звездном актерском курсе ВГИКа, но даже со своим железным характером, красотой и обаянием не смогла пробиться на высоту Олимпа. Ее звездная роль Анфисы в «Девчатах» далась ей с трудом. Николай Рыбников терпеть ее не мог, потому что обижался на режиссера за то, что тот не снял в этой роли его любимую супругу Аллу Ларионову.

А годы шли, актриса старела, вот и решила попробовать себя в режиссуре. И первые «Гардемарины» выстрелили.

Нежная, чуть романтическая история, приятные лица, юношеская отвага, девичья любовь, прекрасная музыка, актеры старой школы – все это привлекло внимание, сделало тот фильм по-настоящему культовым.

Но повторить первый успех мало кому удается. Да и тут не вышло.

Впрочем, к самой Дружининой я отношусь с уважением. Она все-таки Личность. Выстояла. Прожила до глубокой старости, реализовала себя.

А столько ее красивых и талантливых однокурсниц погибли от безвестности, пьянства, невостребованности еще в 1970-80-е годы?

Актёрская и режиссерская профессия сложные, тут выживают сильнейшие.

А стоит ли это смотреть?

Это уже вам решать, мои уважаемые читатели. Лохматые и старые гардемарины мало похожи на тех задорных ребят из 1987 года.

Настоящие гардемарины
Настоящие гардемарины

Поэтому если вы любите тот фильм, лучше этот не смотреть, а если просто нужно куда-то пойти и на что-то увидеть в кино, можно посетить эту ленту.

Хуже не будет.

А вообще это распространенная вещь в искусстве, когда мастер, творящий много лет по одним лекалам, теряет способность делать качественные и хорошие произведения.

Пример тому режиссер Г. Александров, который снимал своих знаменитых «Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Весну» в сталинские годы, а под конец жизненного пути создал два фильма со своей постаревшей супругой Любовью Орловой (вновь игравшей молодую женщину), которые даже в прокат не выпустили, так они были нелепы и смешны.

Поэтому в историю кино эти «Гардемарины-4», конечно, войдут, но просто станут наглядным примером того, что нужно уметь вовремя останавливаться.

P.S. Некоторые комментаторы упрекают меня за нелестный обзор фильма, полагая, что тем самым я наношу вред его репутации. Мне кажется, что право на рецензию после просмотра еще никто не отменял. К тому же фильм создали на деньги налогоплательщиков (125 миллионов рублей). Также спонсорами фильма выступили Минобороны и Российское военно-историческое общество (РВИО).

Рецензия на вторую часть фильма, которая мне кажется еще занимательнее, чем первая.