Знаете, почему нельзя? Чтобы не расстраиваться.
После выхода недавнего фильма «Гардемарины 1787. Мир» стало понятно, что ничего хорошего из этой затеи – вдохнуть жизнь в старый проект, не выйдет, но, честно говоря, я не думала, что все будет настолько плохо.
А что за жанр? Фильм «Гардемарины 1787. Война»
Может быть, Дружинина открыла новый киножанр? Например, предложила для просмотра историческую комедию, только не сказала, где нужно смеяться.
Хотя смешной герой в этой комедии все-таки есть. Это Паша Горин – четвёртый мушкетер-гардемарин, который заменил собой ушедшего из 2 части еще в начале 1990-х годов Сергея Жигунова.
Так вот Паша, роль которого исполняет Александр Домогаров, тот еще затейник. Совмещает аж три должности: гардемарина, корабельного священника и матроса. Наверное, и жалование в тройном размере получает.
Сначала мы видим, как он в черной рясе священника на корабле громогласно молится с матросами, окропляя всех попутно святой водой.
Здесь, правда, уже не молится, а с энтузиазмом спасает утопающего.
Потом в одно мгновение он тут же на корабле сбрасывает с себя эти черные одеяния. И под ними – мама дорогая – оказывается камзол, шпага и т.д.
Интересно, герой специально такую многослойную одежду носит? Может он там в фильме замерз, вот и решил для сугрева напялить на себя все, что есть.
Но это еще не все. Снова став дворянином и слугой Отечества, Паша Горин зачем-то тут же снимает с себя камзол и надевает матросскую форму. И там вместе с Корсаком они провожают десант, обращаясь к матросам как к гардемаринам.
Ну разве так можно?
На самом деле только с 1716 по 1752 звание гардемарина в российском императорском флоте существовало как строевое, в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений.
Но это ладно. Ему для фильма так нужно было их назвать. Мол, растет число гардемарин. Умножается. В геометрической прогрессии просто.
Дальше Корсак и Паша отправляют на крымский берег десант, чтобы помочь войскам А.В. Сурова, которые ведут неравный бой с турками.
Десант плывет долго-долго. Почти что как вокруг света.
Но приплывает. И тут уже Паша Горин на коне в белых подштанниках ведет за собой в бой каких-то попавшихся под руку казаков в папахах.
Если честно, то мне это все напомнило сцену с Мироновым в незабвенной «Бриллиантовой руке»: «Превращаются брюки, брюки превращаются в элегантные шорты»!
И так в этом фильме все.
К истории это все вообще почти не имеет отношение. К реальной русско-турецкой войне тоже.
И гардемарины ходят все такие же лохматые.
Обидно за Суворова
Ох, не везет в отечественном кинематографе А.В. Суворову. А ведь и личностью он был яркой, есть что снять и рассказать, и сыграть его хотели многие талантливые артисты (например, всесоюзная баба Яга Георгий Милляр), но так ничего и не вышло.
Здесь его играет не профессиональный артист, а скульптор Владимир Суровцев. И нельзя сказать, что выглядит он плохо. Просто играть ему ничего не приходится. Ходи, смотри, головой с седыми волосами покачивай.
То есть реальный, харизматичный, острый на язык, смелый Суворов превратился в какую-то жалкую тень.
А матушка вам пирогов привезла
В какие-то моменты фильм начинает напоминать «Кин-дза-дзу». Просто совершенно непонятно: кто куда откуда и зачем идет, бредет, бежит, плывет, дерется.
Например, неясно, почему в Крыму вдруг объявляется мама Шурки Корсака и супруга Алексея Корсака Софья Николаевна. Мол, она соскучилась, взяла и из Переславля Залесского приехала к родным с пирогами.
Так-то оно так. Но, судя по сюжету получается, что Софья обладает даром телепатии.
Как она могла узнать, что герои в Крыму с учетом того, что прибывают в Крым Алексей Корсак с компанией и Софья одновременно?
Да и Крым в 1787 году – это дикое место, где все еще неспокойно. Это не нынешний полуостров-курорт. Кто туда с какими пирогами поедет?
Впрочем, о чем это я? Просто нужно было показать эту героиню, вот ее и показали.
Не стоит искать логику там, где ее никто вам не обещал.
И таких несуразиц в фильме множество. Вот, например, отец и сын Корсаки, которых заслали разведчиками к туркам (а что кареглазых у наших никого не нашлось, чтобы турки их сразу не раскусили?)
«Гардемарины 1787. Война». А зачем было это снимать?
Смотреть фильм не просто скучно, а грустно. И стыдно.
Откровенно говоря, стыдно за то, чем заканчивается история о гардемаринах, которая полюбилась многим зрителям. Ведь тогда была и романтика, и красота, и обаяние молодых героев, хорошие актерские работы, красивая берущая за душу музыка.
А сейчас фильм насквозь пропитан наигранностью и фальшью.
Смотришь на экран, видишь слезы Шурки и его истерику на корабле о том, что он не может помочь Суворову в бою, и думаешь: а как они, интересно, эту сцену снимали? Наверное, режиссер ходила по палубе и объясняла актеру, что и как он должен сказать?
То есть героям совсем не веришь.
И актеры тоже это чувствуют и играют из рук вон плохо. Даже маститые народные артисты, которые играть в принципе умеют.
Такое чувство, что они не в кино сниматься пришли, а на детский утренник заглянули: мол, хоровод вокруг елки поводить, дедушку Мороза позвать, поулыбаться, да пообниматься.
И здесь они и, правда, как на утреннике. Поучаствовали в семейном проекте Светланы Дружининой. Ведь она и режиссер, и автор сценария, продюсер, а ее супруг и сын – операторы.
Стоит ли вообще смотреть этот фильм?
Думаю, что нет.
Там красивые виды Крыма, есть пару приятных сцен в море, да еще музыка из первых «Гардемарин».
Кажется, все.
Хотя у каждого творческого человека могут быть неудачи. Обидно только, что платить за эти неудачи должны простые граждане. Ведь именно на бюджетные средства было снято это кино.
А вот рецензия на первую часть фильма.