Понедельник — день тяжёлый и потому деловую его часть постараюсь начать с полезно-развлекательной статьи (ну и чтобы мы так сильно не фокусировались на внешнем негативе). Поделюсь самыми странными 13 вопросами, которые мне когда-либо приходилось слышать на собеседованиях — и в России, и в США. В Нью-Йорке это был строго корпоративный сектор (когда Вы на визе, то хочешь-не хочешь, нужно находить самую белейшую из белых работу), а в России — госкорпорации и много-много стартапов.
Ну, как мы знаем, интервьюеры используют 5 типов вопросов:
- прямые;
- непрямые;
- гипотетические;
- описательные;
- стресс-вопросы.
И, несмотря на то, что в Штатах ещё в институте нас образовывали о них и всячески к ним готовили, я всё равно встречала кейсы, когда прямо... выпадала в осадок. Смотрите сами:
1. Дело было 4 года назад, в октябре 2019 — меня позвали на собес ну в очень нетипичных бизнес: назовём его, к₽иптовалютный фонд. В России тогда много кто об этом рынке знал, мало кто промышлял и ещё меньшее количество людей смогли что-то на нём сделать. Кто зарабатывал и был успешным, скорее, "выезжали" на удаче и случае, но при этом были "хомячками". А кто реально что-то понимал, то понимал, что зарабатывать нужно на транзакциях других людей — так собственный риск минимален, а вот бизнесы типа к₽иптовалютных бирж — самое "оно". В общем, так я попала в компанию с очень громкими амбициями и агрессивно захватывающей рынок.
Первый вопрос, который мне задал СЕО-основатель компании на собеседовании, был: "Что вы думаете о Судном Дне?". Благо, я прочла Библию от корки до корки незадолго до этого собеседования и ответила в итоге, как есть, разъяснив товарищу всю механику этого самого решающего дня любой жизни. Мой ответ занял 15 минут. Мы проговорили ещё часа 4. О жизни. В тот день я получила оффер.
Непрямой вопрос, заданный с целью понять, как я мыслю, какие у меня ценности и насколько буду лояльной и ответственной к компании.
2. "У Вас очень тонкая жировая прослойка. Чем Вы питаетесь?". Очень дурацкий вопрос, полностью меня дизориентировавший (когда я его услышала в свой адрес в первый раз). Дело было в американской корпорации AECOM, вопрос задал VP по девелопменту, товарищ 40+, видимо, некогда в далёком прошлом очень красивый. В далёком. Прошлом. Так вот, что хотел товарищ — понять, есть ли у меня границы и где они находятся. И как я себя поведу в стрессовых ситуациях.
Я бы отнесла этот вопрос к классу стрессовых.
Я ответила: "А как это взаимосвязано с нашими ролями тут?" Он: "Ну..." Я, не дождавшись ответа и перебив любую попытку что-то отвесить: "Вот и я о том же! Гуд дэй, Грэг!".
3. Интервью в HQ Goldman Sachs в НЙ. Мне — 23, передо мной — 37-летний британский индус, свежий импорт из UK, VP в технологиях. Минут 20 общаемся в строго тех-режиме, а потом вдруг:
— А где Вы живёте?
— Недалеко.
— А я в Хобокене — у меня там девушка ... мы совсем недавно познакомились ... как-то так ...
И продолжает блеять с целью вывести меня на разговор о личном. Сейчас, уже. Что делать? Вывернуть в хумор. Я ответила: "Я Вам расскажу всё о своей личной жизни, за коктейлем после работы, не здесь. Всему своё время и место, аминь?!". Он посмеялся и оценил — а главное, понял, что куда не приглашаю, туда пытаться зайти смысла нет. Это ценное качество.
4. Проект Москва-Сити, всё ещё Нью-Йорк.
Я заходила в новую команду, очень милую, состоявшую только из русских ребят-инженеров, и тут к нам начал наведываться некий VP из германского департамента. Также, 40+, только немец, очевидно, не женат, но с явной потребностью в этом. Что делал — поджидал меня у кофе-машины, начинал разговор с какой-то поверхностной фразы типа "А попробуйте капучино тут — он самый-самый", а потом в очень быстром темпе начинал задавать реальные "мясные" вопросы. Типа, откуда, где училась, в каком районе живу, что на личном.... Короче, всё то, что в рамках американского корпоративного закона задавать нельзя. А в рамках здравого смысла — зачем ему это знать, если он мне совсем не интересен, верно же? Что я делала? Поставила на место — один раз, больше не требовалось, поскольку после он ходил на цыпочках вокруг нашего департамента :) Я встала в позу уставшего слушателя, смотря ему прямо в глаза с отражением раздражения и позволяя всё это протараторить. После, как он закончил, выждала минуту и спросила: "Are you done?" / "Закончил?". Он: "Да". Я: "В упор не вижу как эта информация Вам поможет. Сорри." Всё. Граница.
Я бы отнесла эти вопросы к прямым, но непрямым — спрашивал одно, а по полученной информации выводов можно было сделать массу. Незачем.
5. Один раз, на том же интервью в Голдмане (а там на одном раунде вполне можно увидеть 14 человек. Мне досталось только 5 Голдманских сотрудников, но с каждым нужно было общаться индивидуально.) Когда я уже была подуставшая, то 4-ый мой собеседующий ворвался в кабинет, очень громко ругаясь. Так он вопил минуты 1,5.
Я понимала, что проверяет меня на стрессоустойчивость. Постучал кулаками в стены. Тут я выждала, когда он более-менее подутихнет и отшутилась: "Я слишком уставшая, чтобы на это сейчас реагировать. Извините, не выйдет. Можем сразу к делу или могу подождать, пока успокоитесь — выйду и вернусь через 5 минут. Как хотите?". Тут он увидел, что я взяла контроль над ситуацией и подутих. Собственно, это он и хотел увидеть. Мы друг друга прекрасно поняли. Бинго!