Найти тему
Русичи

Дело о слепом богатыре

Любители русских старин знают, что сверхчеловеческая сила перешла к Илье Муромцу от великана Святогора. Но уже мало кто помнит, что у Святогора остался слепой отец... Какого рода было это существо и откуда пришло в русский фольклор?

В сборнике былин Рыбникова (1860-е годы) записаны слова сказителя Трофима Рябинина – даже не напевный, а прозаический кусочек, который тот пересказал, едва припомнив со слов своего учителя Ильи Елустафьева.

Побратавшись с Ильей, Святогор повез его знакомиться со своим отцом – старым великаном. По дороге Святогор предупреждает Илью, что отец слеп и... велит ему подать отцу при знакомстве не руку, а нагретую в огне палицу. Илья так и делает. Слепой великан не замечает подлога, только признает, сжав кусок раскаленного металла, что крепки на Руси молодцы, не перевелись.

Другая версия знакомства Ильи с «темным» Святогоровым отцом была записана Александром Федоровичем Гильфердингом (1871) со слов сказителя Калинина. Версия эта не только полноценная стихотворная – она и более драматичная. Уже умирающий в пришедшемся ему по росту гробу Святогор просит Илью съездить к отцу за прощением. Илья едет и передает весть о том, что Святогор умирает. Слепой старик от горя бросается на Илью со словами, что это он, верно, и убил Святогора. Но вскоре великан успокаивается, прислушивается к Муромцу и посылает умирающему сыну прощение.

В том же сборнике, во вступительной статье Александр Федорович Гильфердинг выдвигает интересное предположение о том, откуда мог взяться образ Святогора:

«Да извинит меня читатель за это отступление от своего намерения держаться исключительно круга фактических наблюдений, не вдаваясь в область личных догадок и толкований. <…> Надеюсь, что меня не обвинят <…>, если в заключение моей длиной статьи представлю и с своей стороны маленькую догадку о происхождении одного из богатырей наших – Святогора. Всякий, конечно, чувствует, что это имя искусственное, навеянное сказанием о том, что Святогор, как поется во всех о нем былинах, жил на каких-то Святых-горах, всякий чувствует, что за этим именем скрывается что-либо другое. И вот один из лучших сказителей, слепой Иван Фепонов, пропел в былине о нашествии Батыги на Киев:

А по греху ли то тогда ли учинилосе,
А й богатырей во Киеве не случилосе:
Святополк богатырь на Святых на горах,
А й молодой Добрыня во чистом поли,
А Алешка Попович в богомольной стороны,
А Самсон да Илья у синя у моря.

В этом месте другие сказители поют "Святогор богатырь на Святых на горах". Я думал сперва, что ослышался, или что Фепонов ошибся, и заставил его потому раз пять повторять эти самые стихи; но он все твердил свое "Святополк богатырь на Святых на горах", и уверил меня при этом что так, мол, поется.

-2

Мне сперва показалось это имя Святополка странным, а теперь думаю, что оно имеет значение. Вспомним, что Святогор есть единственный богатырь, дружественный русским, но нерусский, богатырь, который "не ездил на Святую Русь", а к которому, напротив, русские богатыри ездят на поклонение как к старшему и сильнейшему; вспомнил, что он живёт на горах, вспомним его таинственное исчезновение, – все эти черты получают смысл только в применении к Святополку великоморавскому, этому древнейшему представителю славянской силы, этому легендарному герою, который уже в рассказе Космы Пражскаго укрывается в горы и там кончается таинственною смертью.

Пусть читатель судит о степени вероятности этой гипотезы. Если же она подтвердится, то личность Святогора будет весьма важна, как звено, связывающее наш народный эпос с древностью других славян».

Звучит как очень зыбкое допущение, тем более, что другие исследователи ничего подобного не отмечали.

Однако история дает нам еще одну косвенную улику.

Великая Моравия – славянское государство, существовавшее в IX–X вв. на Среднем Дунае. Святополк Первый правил с 850 по 871 год, сменив на престоле своего дядю Ростислава. Передача власти состоялась посредством настоящей древнеславянской игры престолов: Ростислав пытался избавиться от конкурента и предать племянника в руки тогдашних врагов, франков. В итоге оказался в плену у них сам и остаток своей жизни провел в монастыре. Будучи ослепленным.

Европейское происхождение Святогора или, как минимум, сюжета про слепого великана со скверным нравом, подтверждается и старой сказкой с острова Готланд.

-3

В эфире «Леденящие кровь истории с Готланда» блогер Ira Stomberg, живущая в Швеции гид по Стокгольму, рассказала сказку из сборника исследователя фольклора Калле Брубека. Сказка повествует о рыбаке с острова Форё, попавшего на острове Готска-Сандён в плен к страшному слепому троллю. Другая пленница, прекрасная девушка, подсказала рыбаку, как выбраться из жилища тролля живым – нужно не только отгадать все его загадки, но, приступая к беседе, раскалить в огне кусок железа, а затем протянуть его троллю вместо руки для пожатия. Рыбак так и сделал, а тролль… конечно, пожал раскаленное железо и сказал, что крепкие, видать, на Готланде молодцы.

Учитывая, что русский эпос до XVIII века не был записан, а существовал как устные сказания и песни, теперь крайне трудно отличить подлинную древность от поздней архаизации, а сюжеты, произошедшие из одного корня, от воплощений «бродячего». О происхождении некоторых старин мы можем никогда не узнать подлинной правды. Однако даже просто проследить пути, по которым возможно прошли герои легенд, – уже очень интересно.

Любовь {Leo} Паршина, специально для канала "Русичи"

__________________________

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)