Найти тему
Искусствовед Успенский

Сказка вместо жизни. Художник-незнакомец Оскар Клевер

Он прожил долгую жизнь и всегда оставался в её тени, в особенной волшебной тени, где обитали химеры, духи и привидения. Общество бесплотных сил было своим для этого художника, который не привязался к обычному существованию. Сын успешного живописца Юлия Клевера, Оскар будто бежал в те области искусства, где невозможно было соревнование с отцом - графика, оформление книги, театр.

В театре он занимался удивительным жанром "действо", так к годовщине Октябрьской революции, в 1922-м оформил мессу "Ветер, ветер на всем Божьем свете". В самые безбожные годы он сумел оказаться там, где разгулялась богоискательская непогода. Затем работал с разными театрами Ленинграда и области - драматическими, музыкальными, кукольными.

Во время войны Оскара и его сестер немцы вывозят в Польшу, в лагерь для перемещенных лиц, сначала в Кониц, затем в Бромберг. Немцы классифицируют их как фольксдойчей - представителей нации и им положены особые условия. В лагере организован театр, Оскар работает там как художник, рисует пейзажи с бараками и делает иллюстрации для сказок. Лагерное начальство, местный музей и даже частные лица становятся его заказчиками. Платят копейки, но их можно тратить на кисти и краски. Парадоксальным образом 1942-43 годы стали самыми урожайными в биографии художника.

Вернувшись на родину, Клеверы сначала живут во Всеволожске, затем им разрешают поселиться в самом Ленинграде. Оскар и две его сестры, которым за шестьдесят, оказываются в бывшем общежитии Общедоступного Передвижного театра. Теперь это коммунальная квартира с печным отоплением, в которой они занимают комнату в 17 метров. Здесь и работает художник, продолжая сотрудничество с самыми свободными от гонораров театрами - кукольными, народными и самодеятельными. В этой комнате он занимается графикой, иллюстрациями и пишет не сохранившуюся картину "Гнев Диониса". В 1964-м умирает сестра Викторина, Оскар и Мария переселяются в Дом ветеранов сцены, где художник прожил до своей смерти в 1975-м.

Долгая жизнь, в которой его будто намеренно освобождали от всего практического и жизненно-важного: семейной жизни, хороших заказов, больших заработков, удобного жилья. Пресловутыми предметами первой необходимости были для него инструменты художника, и вот они были доступны даже в лагерном бараке. Судьба определила для него местом проживания область сказочную, мистическую, волшебную - там он был своим.

Оскар Клевер (1887-1975) - совершенно неожиданное открытие для меня, я прежде ничего не слышал про этого невероятного художника. Выставка "Сон - белый конь" открыта в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI до 26 ноября, и я выражаю огромную благодарность сотрудникам музея и его директору М.Б. Джигарханян за большую работу, которая предшествовала открытию!

Эти иллюстрации выполнены художником, которому за восемьдесят, и который уже пять лет живет по сути в богадельне - в Доме ветеранов сцены. Но его жизнь начинается за метафизическими пределами комнаты, он не опрокинут в воспоминания и не оживлен мелкими событиями дня, у него масса дел, его ждут герои Андерсена, фантастические твари и привидения. Они стоят в очереди на желанную материализацию духов с помощью карандаша и кисти Оскара Клевера.

О. Клевер. Иллюстрация к поэме Цветаевой Молодец,1942. Бум, акв. 23.8х22.1
О. Клевер. Иллюстрация к поэме Цветаевой Молодец,1942. Бум, акв. 23.8х22.1

Место создания этой иллюстрации - барак в лагере для перемещенных лиц в польском городке Кониц.

О. Клевер. Этюд головы Диониса. 1963
О. Клевер. Этюд головы Диониса. 1963

Эскиз, как и сама картина "Гнев Диониса" - судя по фотографии, немаленького размера, были написаны в 17-метровой комнате коммуналки, где Оскар жил вместе со своими сестрами Викториной и Марией.

О. Клевер. Сон - белый конь. 1922. Б. акв.
О. Клевер. Сон - белый конь. 1922. Б. акв.

Выставка в Музее искусства Санкт-Петербурга названа по имени этого графического листа.

Экспозиция выставки О. Клевера. Зал с привидениями.
Экспозиция выставки О. Клевера. Зал с привидениями.

Завершающий зал - мистическое крещендо выставки. Черный кабинет, гибкие зеркала, нервная музыка. Столик для спиритического сеанса, на который проецируется анимированное изображение рисунков художника. Рисунки - это цикл длиною в треть века, сложились в галерею привидений в их визуальной классификации. Те, что являются женщинам, мужчинам и детям. Те, что возникают на аллеях парка и в комнатах. Те, что напоминают самых близких и те, что были знакомы каждому до дрожи.

О. Клевер. Из цикла Привидения, 1930-1970 Бум., акв.
О. Клевер. Из цикла Привидения, 1930-1970 Бум., акв.

Этот лист выполнен в августе 1953-го - холодное лето выдалось тогда, и художник живо ощущал осязаемость и близость призрака нежелающего уходить великого Отца.

О. Клевер. Эскиз театрального занавеса, 1943.Бум, акв. 45.3х62
О. Клевер. Эскиз театрального занавеса, 1943.Бум, акв. 45.3х62

Полагаю, самые запоминающееся образы среди работ Оскара Клевера - его привидения из жизни и звери из Зоосада. Он не был одинок в таких духоборческих видениях. Я могу вспомнить почти ровесника художника Василия Масютина (1884-1955), у которого сумрак сгущался до гофмановско-чаяновской жути и Александру Якобсон (1903-1966) - светлую сочинительницу русалочьих историй. Но самым удивительным образом персонажи из Зоосада напоминают мутантов и тюрликов Гелия Коржева (1925-2012), которых он плодил в 1980-2000-х годах.