Найти тему

Формирование неуверенности. Ее истоки и виды проявления во взрослой жизни

Оглавление

Неуверенность в себе и низкая самооценка - это  ягодки одного поля, но между ними есть разница. Неуверенность вы можете испытывать в различных сферах жизни: на работе, в личных отношениях, в общении с незнакомыми людьми, с более успешными личностями и тд.  Она проявляется в каких - либо  ситуациях, где вы чувствуете свою некомпетентность.

Самооценка — это глобальное мнение о себе как о личности. К сожалению, неуверенность наносит удар за ударом по самооценке, и в итоге может сильно ее пошатнуть.

Неуверенность  в себе — это страх быть собой, который растет из сомнений в своей компетентности.

Как возникает неуверенность в себе

Огромное  влияние оказывают семья и школа. Ребенок не получает поддержки от близких ему людей, он замыкается в себе, остается один на один со своими проблемами, чувствами (такими как страх, горе, печать, злость и тд), постепенно  появляется  недоверие к миру. 

— Уверенность в себе формируется, когда появляется «Я», примерно в три года. Ребенок ощущает себя самостоятельным человеком и понимает, что кроме него есть еще другие.

Какие мысли, слова и действия влияют на формирование неуверенности в себе?

 

ГИПЕРОПЕКА

На чувство уверенности в себе большое влияние оказывает гиперопека родителей. Дети начинают пугаться несуществующих  опасностей, прекращают  пробовать делать что-то новое. 

Излишние опека и  забота могут навредить  ребенку. Например, мама говорит «Мамочка  и папочка  очень тебя любят, мы никогда не бросим тебя малыш и будем заботиться о тебе всю нашу жизнь». Как ребенок может это воспринять? «Без маминой помощи я никогда ничего не смогу сделать сам». Последствиями такого восприятия  становятся  боязнь влюбляться, жить самостоятельной жизнью и довольно часто такие люди остаются жить с родителями и часто бывают крайне одинокими.

«МЕЧТАТЬ НЕ ВРЕДНО»

Родители могут внушить мысль, что надо довольствоваться тем, что имеешь. Фразы типа «мечтать не вредно» загоняют ребенка в рамки, он перестает стремиться к новых вершинам. В будущем такие взрослые боятся совершать серьезные шаги навстречу к самореализации, к профессии своей мечты.

«НЕ ВЫСОВЫВАЙСЯ, БУДЬ КАК ВСЕ»

Родители обеспокоены, во первых, чувством зависти, которое ребенок может вызвать своей неординарностью, способностями, успехами.

А во-вторых, часто  стыдятся перед знакомыми, что их ребенок может «зазвездиться» и они будут выглядеть в глазах других людей «недостаточно хорошими и невоспитанными людьми». 

 Когда такие дети вырастают,  им сложно достичь успеха, и даже если  вдруг что-то у них получается – стараются не брать на себя ответственность, им очень сложно принимать решения.

«ТЫ НЕ  ПРИНАДЛЕЖИШЬ СЕБЕ»

 «Мы с папой все для тебя делали, мы тебя растили, во всем себе отказывали, чтобы ты мог учиться в дорогой школе, поступить в институт» и так далее. Для них ребенок – это объект манипуляции ,они  воспитывают в собственном ребенке чувство вины и постоянно неисполненного долга перед родителями.  

«ТЫ У НАС САМЫЙ ЛУЧШИЙ»

 Будучи перехваленным в детстве, вырастая, человеку сложно общаться в компании – ведь он самый-самый! Он привык только к положительным оценкам  и не готов воспринимать  замечания и критику в свой адрес.

«НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО, Я ВСЕ СДЕЛАЮ САМА»

«У меня получится лучше и быстрее», – говорит мама или папа своему малышу. Вырастая, человек не может самостоятельно преодолеть трудности, ему сложно завершить начатое дело, он ничего не успевает и не уверен в себе.

«НЕ БУДЬ САМИМ СОБОЙ»

Здесь могут быть две причины.

 Первая, когда родители ждали мальчика, но родилась девочка и ребенок изначально уже «не такой, как надо».

 Второй вариант, когда родители говорят: «Тебе надо быть такой же прилежной и хорошей девочкой, как Оля. Почему Оля может, а ты не можешь?» Пребывая под постоянным гнетом и чувствуя недовольство близких людей, человек живет в состоянии постоянного внутреннего конфликта. 

Вот еще одна родительская установка, когда мы говорим кому-то в присутствии ребенка:

«У МОЕГО СЫНОЧКА БЫЛА ТЕМПЕРАТУРА, А ОН ТАКОЙ МОЛОДЕЦ, ВСЕ-РАВНО ПОШЕЛ В ШКОЛУ И СДАЛ ЭКЗАМЕН»

 Во взрослой жизни человек привыкает к мысли, что болезнь привлекает к нему внимание и что плохое самочувствие может повысить его ценность и значимость.

Выражение чувств 

Сдержанность в поведении родителей, которые не могут выражать свои чувства, также является одной из причин неуверенности детей в будущем. При такой ситуации малыш просто перенимает образец поведения и не получает достаточно опыта, чтобы говорить о своих эмоциях. Он плохо себя понимает и становится крайне неуверенным в себе.

Фрустрация потребности быть значимым

Родители могут неосознанно транслировать ребенку то, что он лишний. Так бывает, когда, например, малыш рожден не вовремя или его вообще не хотели. Иногда ощущение ненужности возникает у ребенка, когда рождается младший брат или сестра. Это состояние сильно влияет на него, он  становится неуверенным в себе. 

КРИТИКА РОДИТЕЛЕЙ

Если в детстве ребенок подвергался постоянной критике со стороны родителей, на протяжении всей своей жизни он может испытывать ощущение стыда и вины за неправильность своих действий. Родители делали это исходя из своего удобства и самых лучших побуждений, а в результате - токсичные стыд и вина…Во взрослой жизни человек боится проявляться, делать то, что хочет.

НАРЦИССЦИЧЕСКОЕ РАСШИРЕНИЕ

Когда родители проецируют на ребенка свои нереализованные мечты и не получают желаемого воплощения, они обвиняют ребенка, что он недостаточно хорош, потому что бросил балет(а это была несостоявшаяся мечта не ребенка, а родителя )

Тогда у малыша формируется образ неидеального сына (дочки), которые не оправдали возложенных надежд.