Министерство финансов США ввело блокирующие санкции в отношении двух компаний, которые занимались перевозкой российской нефти по ценам выше, чем установленный потолок, установленный западными союзниками в так называемой коалиции ценового ограничения. Эти союзники поддержали действия США и выпустили рекомендации для компаний, занимающихся нефтяными перевозками, с упором на соблюдение ценовых ограничений.
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) объявило о введении блокирующих санкций против двух компаний: Lumber Marine SA, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах, и Ice Pearl Navigation Corp из Турции. Корабли, принадлежащие этим компаниям (танкер SCF Primorye компании Lumber Marine и танкер Yasa Golden Bosphorus компании Ice Pearl Navigation Corp), перевозили российскую нефть, проданную по ценам выше $75 и $80 за баррель. Этим судам были запрещены операции, связанные с перевозкой нефти, за исключением действий, связанных с медицинской помощью и безопасностью экипажей, швартовкой, постановкой в док и ремонтом до 8 января 2024 года.
Заместитель министра финансов США Уолли Адейемо подтвердил обязательство США по отношению к политике ценового ограничения, с целью сокращения прибыли России от нефтяной торговли и обеспечения стабильности мировых рынков нефти через обеспечение адекватного предложения.
В конце 2022 года страны "Большой семерки" (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада) в сотрудничестве с ЕС и Австралией установили максимальную цену $60 за баррель российской морской нефти. Этот ценовой потолок начал действовать с 5 декабря 2022 года, одновременно с запретом на импорт российской нефти странами, присоединившимися к этой инициативе. Россия смогла перенаправить свои нефтяные поставки на Восток, в основном в Индию и Китай, и средняя цена на российскую нефть Urals превысила установленный потолок уже в июле текущего года. По данным Минфина России, в сентябре 2023 года средняя цена на нефть марки Urals составила $83,08 за баррель, а средняя цена на североморскую нефть Brent достигла $93,98 за баррель.
Коалиция ценового ограничения опубликовала заявление в поддержку действий США и выдала рекомендации для перевозчиков нефти и компаний в смежных отраслях, призывая соблюдать установленные ценовые ограничения и избегать нарушений ценового потолка. В заявлении говорится, что если будут найдены доказательства незаконных действий, связанных с поставками сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения, то будут применены ограничительные меры, установленные членами коалиции. В то же время коалиция остается преданной поддержанию стабильности на мировых энергетических рынках, как с точки зрения цен, так и с точки зрения предложения.
Согласно информации от агентства Reuters, после введения ценового потолка, трейдеры, желающие зарегистрировать российскую нефть, приобрели старые танкеры или перерегистрировали их в странах, не присоединившихся к потолку. Это привело к увеличению числа компаний, желающих заниматься перевозками российской нефти, и, как следствие, к снижению ставок на фрахт. Это также принесло России больший доход. По оценкам трейдеров и Reuters, продавцы российской нефти марки Urals в этой осенью экономят около $7 за баррель на фрахтовых ставках по сравнению с прошлой зимой, когда был введен ценовой потолок. По данным Reuters, это означает, что экспортеры могут продавать нефть, поставляемую из портов на Балтийском море, по цене около $70 за баррель, что превышает уровень ценового потолка в $60.
Когда цены на нефть Brent достигли пика в $97 за баррель в сентябре, российские экспортеры продавали российскую нефть по цене $79 за баррель. Ставки фрахта на поставку российской нефти сорта Urals в Азию упали до исторического минимума с момента введения ценового потолка, как сообщили трейдеры агентству. В текущем месяце стоимость перевозки одного танкера с 100 000 тоннами российской нефти из балтийских портов в Индию снизилась до $4,8-5,2 млн, что составляет около $7 за баррель по сравнению с более чем $15 млн (приближенно $14 за баррель) в начале 2023 года.
Снижение ставок фрахта произошло несмотря на соглашение России и Саудовской Аравии о сокращении экспорта. Даже транспортировка 140,000 тонн нефти Urals из черноморского порта Новороссийска в Индию в октябре обошлась в среднем $4,1-4,2 миллиона, по сравнению с $5 миллионами летом. В этом году Россия экспортировала около 5 миллионов баррелей нефти в сутки. Общий экспорт нефти и нефтепродуктов, согласно Международному агентству энергетики (МЭА), в сентябре увеличился на 460,000 баррелей в сутки по сравнению с августом, достигнув 7,6 миллионов баррелей в сутки. Доходы России от экспорта нефти, по оценкам МЭА, выросли в сентябре на $1,8 миллиарда, достигнув $18,8 миллиарда, что стало самым высоким уровнем с июля 2022 года.
Попытка сохранить свою репутацию
Самые недавние действия США и западной коалиции можно рассматривать скорее как попытку сохранить свою репутацию, чем как конструктивные шаги, направленные на ограничение экспорта российской нефти, продаваемой по ценам, превышающим установленный ценовой потолок, считает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Полноценное функционирование этой системы ограничений становится невозможным в условиях продолжающегося роста цен на нефтяном рынке, что приводит к восстановлению цен на российскую нефть в соответствии с реалиями. Уже в июле цены на российскую нефть Urals уверенно превысили отметку в $70 за баррель, что было на $10 выше установленного ценового потолка. В августе котировки российской нефти впервые поднялись выше уровня цен 2022 года, достигнув $75 за баррель, а в сентябре средняя цена достигла $83 за баррель. Но даже когда цены на нефть Brent достигли максимума в $97 за баррель в сентябре, российская Urals стоила значительно дешевле, на 20%, находясь ниже отметки в $70 за баррель.
Аналитики также поднимают вопрос о целесообразности установленного ценового потолка. Считается, что он становится все более неактуальным, поскольку не привязан к каким-либо конкретным фундаментальным факторам. По мнению Рональда Смита, старшего аналитика "БКС Мир инвестиций", США, возможно, надеются увеличить стоимость операций с российской нефтью и тем самым увеличить дисконт на нефть Urals. Проблема заключается в том, что ценовой потолок не реагирует на изменения на рынке, и при текущих высоких ценах на нефть Brent и Urals разрыв между ними становится слишком большим, что может побудить потенциальных покупателей и отправителей российской нефти обойти ограничения.
Оксана Лукичева, аналитик ФГ "Финам", подчеркивает, что санкции могут привести к созданию альтернативного флота, который будет работать в условиях новых ограничений. Санкции, по ее мнению, ускоряют этот процесс. Она также отмечает, что ценовой потолок - это относительное понятие, и целью США является не только снижение цен на российскую нефть, но и сделать ее менее привлекательной для покупателей. Тем не менее, пересмотр этого потолка в сторону увеличения на 20% или более крайне маловероятен из-за политических и репутационных рисков.
Введение суровых санкций маловероятно
Эксперт Станислав Митрахович считает, что введение санкций против всего двух компаний несерьезно. По его мнению, чтобы доказать, что США действительно намерены строго следить за соблюдением условий ценового потолка, потребуется больше случаев и более масштабных мер. Митрахович считает, что американцы пока не готовы к полноценному давлению на российскую нефть, хотя изолированные инциденты возможны. Он предупреждает, что слишком строгие меры могут привести к уменьшению экспорта российской нефти и увеличению мировых цен, включая цены на бензин в Америке перед выборами.
Станислав Митрахович отмечает, что спрос на российскую нефть остается высоким, и бизнес-сообщество продолжает интересоваться ее перевозкой, несмотря на давление США. Это поддерживает относительно низкую стоимость фрахта и дисконта на российскую нефть. Он предполагает, что при устойчивой обстановке на Ближнем Востоке цены на нефть могут снизиться, и в таком случае США могут усилить свое давление, но это не будет радикальными мерами, которые серьезно повлияют на рынок.
Аналитик из Альфа-банка, Блохин, утверждает, что увеличение ценового потолка для российской нефти будет противоречить интересам Запада, так как это означало бы увеличение доходов России от нефтегазовых экспортов. Он считает, что это неприемлемо для коалиции, особенно в контексте усилий по снижению доходов российского государства.
Эксперт указывает на то, что нефтяная отрасль столкнулась с дефицитом с начала июля, что делает давление на рынок нефти сложным. Значительное увеличение премии за риск может заставить компании игнорировать возможные риски, связанные с регулированием и санкциями США. Блохин отмечает, что рынок стал "рынком продавца", где поставщики нефти диктуют условия, в отличие от ситуации, когда покупатели могли влиять на рынок в условиях профицита нефти.
Блохин считает, что в условиях действующих ограничений цены на нефть останутся высокими, и Brent может достичь уровня выше $85 за баррель. Он предполагает, что цены на российскую нефть могут подняться до $85-90 за баррель, если ситуация на рынке улучшится. Он предупреждает, что системные санкции могут привести к нарушению логистических цепочек и росту цен на рынке, включая цены на российскую нефть.
Лукичева из "Финама" отмечает, что рекомендации западной коалиции ориентированы на компании, работающие в рамках западной системы перевозок, и не учитывают большую часть компаний, осуществляющих перевозки российской нефти независимо от западных структур. Она предупреждает, что страховое покрытие для таких перевозок не обеспечивает должных гарантий, что может привести к ущербу для окружающей среды в случае инцидентов.
Лукичева соглашается с Митраховичем в том, что более строгие санкции крайне маловероятны и могут повысить цены на нефть и ущемить интересы нефтяных компаний.