Почему финансирование комплексного плана осенью 2023 года внезапно увеличили? Достигнут ли «Безопасные качественные дороги» прошлогоднего объема вложений? Какой нацпроект наиболее сильно задели очередные пересмотры расходов? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.
Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам трех кварталов 2023 года составило 57,5%, до него довели 109,1 млрд руб. Сравнительно невысокий уровень бюджетного исполнения (год назад он был более 80%) связан с тем, что к октябрю власти решили возобновить финансирование федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (27,3 млрд руб.), расходы на который в бюджете на 2023 год изначально отсутствовали. После такого решения общий объем ожидаемых федеральных вложений в комплексный план вырос на 17%, по сравнению с более ранними планами, до 189,6 млрд руб. Впрочем, даже новая сумма почти в 2,5 раза меньше, чем расходы на этот нацпроект в 2022‑м.
Между другими федеральными проектами комплексного плана тоже произошел пересмотр планируемых до конца года расходов: наиболее эффективным повысили планку вложений, а самым «проблемным» — ее опустили. К первым в 2023 году относятся «Развитие региональных аэропортов» (рост на 10,1%, до 43 млрд руб.) и «Развитие Северного морского пути» (увеличение на 3,4%, до 44,4 млрд руб.). Их исполнение за три квартала составило 67,5% и 57,5% соответственно. В круг наиболее «проблемных» в этом году попали «Развитие морских портов» (снижение планируемых расходов на 10,9%, до 12,9 млрд руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (на 39,7%, до 5,5 млрд руб.), исполнение которых к октябрю было на крайне низких уровнях: 24,8% и 2,8%.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» по итогам трех кварталов 2023 года вновь установил рекорд бюджетного исполнения: 72,9%, или на 1,3 п. п. больше, чем год назад. Всего в нацпроект направили 332,3 млрд руб., что на 17,2% выше, чем было вложено к октябрю 2022 года. Пока по планируемым расходам БКД ожидает небольшая «просадка» вложений перед дальнейшим ростом в следующие три года: в 2023‑м до нацпроекта планируют довести 455,9 млрд руб. против фактических трат в 490,4 млрд руб. в 2022‑м. Но в предыдущие два года для БКД в четвертом квартале, как правило, увеличивали планку финансирования еще на 11‑25%. Если подобный подход сохранят и в этом году, то «просадка» сгладится или вообще исчезнет.
Наиболее высокие уровни бюджетного исполнения в рамках БКД по итогам трех кварталов 2023 года были у федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (82,2%; 159,9 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (80,9%; 687 млн руб.). Самый низкий уровень бюджетного исполнения оказался у «Безопасности дорожного движения» (15,8%, или 1 млрд руб.). Ей же в третьем квартале наиболее существенно среди проектов БКД сократили планируемые до конца года вложения (на 4,4%, до 6,7 млрд руб.) и не исключено что будут сокращать и дальше. Самый заметный рост ожидаемых расходов был у «Развития федеральной магистральной сети» (на 2,2%, до 206,7 млрд руб.).
До 14 национальных проектов за три квартала 2023 года довели почти 1,99 трлн руб., а их общее бюджетное исполнение достигло 68,8%, всего на 0,3 п. п. меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самый высокий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у нацпроекта «Наука и университеты» (81,5%; 119 млрд руб.), безусловного лидера по этому показателю и в предыдущие кварталы. Самый низкий уровень наблюдался вновь у «Туризма и индустрии гостеприимства» (47,2%; 25,8 млрд руб.) из‑за медленного освоения средств на мероприятия по повышению доступности туристических продуктов и совершенствованию управления в сфере туризма.
Без учета федеральных расходов на национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», данные по которому Минфин традиционно не приводит.
Планируемый объем федеральных расходов на нацпроекты до конца 2023 года сократили в третьем квартале на 3,1% относительно более ранних планов, до 2,9 трлн руб. Если наиболее выигравшим от пересмотра стал комплексный план (рост на 17%, до 189,6 млрд руб.), то наиболее пострадавшим оказался крупнейший нацпроект «Демография» (сокращение на 14,8%, по сравнению с концом второго квартала, до 786,1 млрд руб.), которому урезали средства на поддержку семей при рождении детей и содействие занятости. Самыми нестабильными пока остаются планы в отношении финансирования «Цифровой экономики». Бюджетное исполнение этого нацпроекта заметно выше, чем год назад, но во втором квартале ему опустили планку вложений на 5,3%, а в третьем, наоборот, подняли на 4,3% (до 135,6 млрд руб).
Подход к финансированию национальных проектов в четвертом квартале 2023 года, скорее всего, будет близок к подходу предыдущих лет и к тому, по которому пересматривали финансирования комплексного плана. Сокращать финансирование будут наименее эффективным проектам, чтобы за счет этого повысить уровень их бюджетного исполнения, а высвобожденные средства пойдут на более эффективные направления и актуальные цели. Недавняя идея Минэкономразвития о запрете пересматривать в конце года планы и показатели госпрограмм и нацпроектов все еще не принята.
Читайте полную версию обзора.
Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги третьего квартала 2023 года».