Найти тему
Sherpa Group | Аналитика

Комплексный план и нацпроекты в третьем квартале 2023 года

sherpagroup.ru
sherpagroup.ru

Почему финансирование комплексного плана осенью 2023 года внезапно увеличили? Достигнут ли «Безопасные качественные дороги» прошлогоднего объема вложений? Какой нацпроект наиболее сильно задели очередные пересмотры расходов? Подробнее узнать об этом можно в нашем новом исследовании.

Бюджетное исполнение комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по итогам трех кварталов 2023 года составило 57,5%, до него довели 109,1 млрд руб. Сравнительно невысокий уровень бюджетного исполнения (год назад он был более 80%) связан с тем, что к октябрю власти решили возобновить финансирование федерального проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла» (27,3 млрд руб.), расходы на который в бюджете на 2023 год изначально отсутствовали. После такого решения общий объем ожидаемых федеральных вложений в комплексный план вырос на 17%, по сравнению с более ранними планами, до 189,6 млрд руб. Впрочем, даже новая сумма почти в 2,5 раза меньше, чем расходы на этот нацпроект в 2022‑м.

Между другими федеральными проектами комплексного плана тоже произошел пересмотр планируемых до конца года расходов: наиболее эффективным повысили планку вложений, а самым «проблемным» — ее опустили. К первым в 2023 году относятся «Развитие региональных аэропортов» (рост на 10,1%, до 43 млрд руб.) и «Развитие Северного морского пути» (увеличение на 3,4%, до 44,4 млрд руб.). Их исполнение за три квартала составило 67,5% и 57,5% соответственно. В круг наиболее «проблемных» в этом году попали «Развитие морских портов» (снижение планируемых расходов на 10,9%, до 12,9 млрд руб.) и «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово — Черноморского бассейна» (на 39,7%, до 5,5 млрд руб.), исполнение которых к октябрю было на крайне низких уровнях: 24,8% и 2,8%.

Национальный проект «Безопасные качественные дороги» по итогам трех кварталов 2023 года вновь установил рекорд бюджетного исполнения: 72,9%, или на 1,3 п. п. больше, чем год назад. Всего в нацпроект направили 332,3 млрд руб., что на 17,2% выше, чем было вложено к октябрю 2022 года. Пока по планируемым расходам БКД ожидает небольшая «просадка» вложений перед дальнейшим ростом в следующие три года: в 2023‑м до нацпроекта планируют довести 455,9 млрд руб. против фактических трат в 490,4 млрд руб. в 2022‑м. Но в предыдущие два года для БКД в четвертом квартале, как правило, увеличивали планку финансирования еще на 11‑25%. Если подобный подход сохранят и в этом году, то «просадка» сгладится или вообще исчезнет.

Наиболее высокие уровни бюджетного исполнения в рамках БКД по итогам трех кварталов 2023 года были у федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» (82,2%; 159,9 млрд руб.) и «Автомобильные дороги Минобороны России» (80,9%; 687 млн руб.). Самый низкий уровень бюджетного исполнения оказался у «Безопасности дорожного движения» (15,8%, или 1 млрд руб.). Ей же в третьем квартале наиболее существенно среди проектов БКД сократили планируемые до конца года вложения (на 4,4%, до 6,7 млрд руб.) и не исключено что будут сокращать и дальше. Самый заметный рост ожидаемых расходов был у «Развития федеральной магистральной сети» (на 2,2%, до 206,7 млрд руб.).

До 14 национальных проектов за три квартала 2023 года довели почти 1,99 трлн руб., а их общее бюджетное исполнение достигло 68,8%, всего на 0,3 п. п. меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Самый высокий уровень бюджетного исполнения зафиксирован у нацпроекта «Наука и университеты» (81,5%; 119 млрд руб.), безусловного лидера по этому показателю и в предыдущие кварталы. Самый низкий уровень наблюдался вновь у «Туризма и индустрии гостеприимства» (47,2%; 25,8 млрд руб.) из‑за медленного освоения средств на мероприятия по повышению доступности туристических продуктов и совершенствованию управления в сфере туризма.

Без учета федеральных расходов на национальный проект «Развитие техники, технологий и научных исследований в области использования атомной энергии в РФ на период до 2024 года», данные по которому Минфин традиционно не приводит.

Планируемый объем федеральных расходов на нацпроекты до конца 2023 года сократили в третьем квартале на 3,1% относительно более ранних планов, до 2,9 трлн руб. Если наиболее выигравшим от пересмотра стал комплексный план (рост на 17%, до 189,6 млрд руб.), то наиболее пострадавшим оказался крупнейший нацпроект «Демография» (сокращение на 14,8%, по сравнению с концом второго квартала, до 786,1 млрд руб.), которому урезали средства на поддержку семей при рождении детей и содействие занятости. Самыми нестабильными пока остаются планы в отношении финансирования «Цифровой экономики». Бюджетное исполнение этого нацпроекта заметно выше, чем год назад, но во втором квартале ему опустили планку вложений на 5,3%, а в третьем, наоборот, подняли на 4,3% (до 135,6 млрд руб).

Подход к финансированию национальных проектов в четвертом квартале 2023 года, скорее всего, будет близок к подходу предыдущих лет и к тому, по которому пересматривали финансирования комплексного плана. Сокращать финансирование будут наименее эффективным проектам, чтобы за счет этого повысить уровень их бюджетного исполнения, а высвобожденные средства пойдут на более эффективные направления и актуальные цели. Недавняя идея Минэкономразвития о запрете пересматривать в конце года планы и показатели госпрограмм и нацпроектов все еще не принята.

Читайте полную версию обзора.

Там же на сайте sherpagroup.ru можно ознакомиться с другими аналитическими обзорами, например, исследованием «Заемный капитал для компаний и проектов: итоги третьего квартала 2023 года».