Миф о гениях-технарях был выдуман корпорациями с целью замаскировать действительный характер работы программистов. В поисках более эффективной работы своих сотрудников, они оборудовали офисы игрушками и развлечениями, чтобы создать впечатление, будто сотрудники не работают, а играют. Однако, на практике, даже на вечеринках айтишники всегда имеют при себе ноутбуки, и их отношения с работодателями напоминают абьюзивные отношения. Каким образом сотрудникам внушают, что их изнурительный труд — это их собственный выбор, можно прочитать в отрывке из книги Сары Джаффе "Дорогие коллеги. Как любимая работа портит нам жизнь".
"Выбери себе дело по душе, и тебе не придется работать ни дня в своей жизни" - это не просто популярное выражение, но и новая концепция трудовой этики, которая призывает людей ценить не только финансовое вознаграждение за работу, но и сам процесс ее выполнения. Об этом говорит журналистка и исследовательница истории труда, Сара Джаффе. Однако, по ее мнению, вместо того, чтобы "никогда не работать," современным людям приходится работать даже больше, чем когда-либо, и оставаться на связи даже в нерабочие часы. Все это приводит к стрессу, выгоранию и социальной изоляции. Согласно Джаффе, миф о любви к работе лишь новая попытка замаскировать эксплуатацию, и эксплуатация в данном случае охватывает не только случаи, когда людей заставляют выполнять работу, которая им не нравится, но и всякую наемную работу в целом.
Сегодня идеальным работником считается тот, кто обладает характеристиками, такими как веселость, гибкость, креативность, и кто "любит свою работу, но меняет рабочие места, как ловелас - своих возлюбленных", как пишет Джаффе. В своей книге "Дорогие коллеги. Как любимая работа портит нам жизнь," она рассказывает о том, как представители разных профессий, от консультантов в магазинах до университетских профессоров, попадают в ловушку этой риторики и как можно преодолевать эти трудности.
Удобные офисы технологических компаний с различными развлечениями символизируют творческую и инновационную сторону работы программистов, скрывая тот факт, что их работа на самом деле может быть скучной и изнурительной. Работа программиста требует концентрации, терпения и часто включает в себя монотонные задачи. Но миф о гениях-технарях главным образом скрывает реальность труда в этой области. Например, многие великие достижения компании Apple приписываются Стиву Джобсу, который, несмотря на свой гениальный вклад, фактически не писал программный код. Тем временем, работники, выполнявшие фактическую работу, оставались в тени. В этой атмосфере возникает вопрос о равенстве в индустрии, особенно среди женщин, которые, как показывают статистики, часто покидают технологическую отрасль.
Фактически, работа в сфере технологий является тяжелым трудом, и это справедливо также для большинства других видов творческой работы, которая часто идеализируется. В материале New York Times о культуре труда в Amazon приводятся истории сотрудников компании, которых подвергали постоянному давлению и ожидали от них сверхчеловеческих усилий. Они получали письма на электронную почту в любое время суток и испытывали давление на отвечать мгновенно. В некоторых случаях это приводило к выгоранию и психологическим проблемам. Amazon даже проводил ежегодные "разборки," в результате которых увольняли сотрудников, которые, по мнению руководства, не справлялись со своими обязанностями. Эти сотрудники по сути оказывались в абьюзивных отношениях с компанией.
Книга "Мальчишки-короли" авторства Кейт Лосс описывает опыт работы в Facebook на ранних этапах компании и раскрывает, как даже в такой известной организации можно столкнуться с проблемами и разочарованиями. Она подчеркивает важность внимания к равенству и более здоровому подходу к работе.
Лосс завела близкие отношения с группой молодых хакеров, среди которых был подросток, нанятый компанией после взлома Facebook. Они проводили время вместе, посещая дом на озере Тахо, который Цукерберг арендовал для своих сотрудников, а также путешествуя в Лас-Вегас и на фестиваль "Коачелла". Даже удалось убедить Цукерберга вложить средства в дом с бассейном для сотрудников Facebook, который служил их идеальным рабочим местом. Когда Цукерберг предложил оплачивать аренду жилья для сотрудников, живущих в радиусе мили от офиса, Лосс также воспользовалась этой возможностью, даже если изначально это предложение не распространялось на работников службы поддержки. "Просто работать" было недостаточно, и требовалось уделять работе как можно больше времени, отмечает она. Поэтому на этаже инженеров в штаб-квартире Facebook всегда царило веселье: головоломки, игры, конструкторы Lego и скутеры. Постоянно предлагались новые развлечения, чтобы сотрудники, задерживающиеся на работе, не скучали. "Даже работая, сотрудники должны были воспринимать это как игру. Это придавало компании уникальный стиль и выделяло её среди других корпораций, которые пытались привлечь сотрудников Facebook", - подчеркивает Лосс. Даже на вечеринках программисты часто приносили с собой ноутбуки, чтобы завершать свои задачи.
Программисты, работавшие на износ, хотя бы получали признание и разнообразные льготы. Однако женщины, работавшие в службе поддержки клиентов, получали гораздо меньше признания. Их труд считался менее ценным и не признавался как настоящий вид работы. В компании Twitter (которая в настоящее время блокирована в России) даже отказывались создавать службу поддержки, несмотря на жалобы пользователей, сталкивающихся с оскорблениями в социальной сети. Как отмечает Лосс, основатели стартапов часто перекладывали эмоционально нагруженную работу на своих друзей и девушек.
Позже компании из Силиконовой долины начали передавать эту работу на аутсорсинг в другие страны, нанимая жителей Филиппин и даже беженцев в секторе Газа. Они выполняли задачи по очистке социальных сетей от насилия, порнографии и оскорбительного контента, получая гораздо меньшие зарплаты по сравнению с аналогичными сотрудниками, работающими в США. Одна из статей утверждает, что таких работников было более 100 000.
Ситуацию, когда люди выполняют работу, которую казалось бы, можно автоматизировать, называют "фейк-автоматизацией". Примером может служить "Механический турок" от Amazon, который был создан задолго до появления компьютеров. Сотрудники компании Amazon, известные как "турки", выполняют монотонные микрозадачи за символическую плату, несмотря на то, что их труд остается невидимым. Этот миф о гениальных программистах вносит свой вклад.
Что бы ни делали курьеры, работники складов Amazon или программисты, им приходится выполнять не всегда увлекательную работу. Технологические компании ввели концепцию "геймификации", убеждая сотрудников, что рутинная работа может быть увлекательной и игровой, где можно стать победителем. Например, Amazon создал пространства в своих распределительных центрах, где сотрудники могут играть в видеоигры, такие как "Детали в космосе" и "Дуэль драконов", как в одиночку, так и соревноваться друг с другом. Это стимулирование конкуренции между сотрудниками и развитие навыков, необходимых для быстрой упаковки посылок. Однако один эксперт по геймификации подчеркивает, что игры могут не только делать сотрудников счастливее, но и увеличивать производительность труда незаметно для самих сотрудников.
Ничего удивительного в том, что компании, такие как Facebook, которые зарабатывают на сборе данных пользователей, стремятся следить за своими сотрудниками. То же самое можно сказать и о WeWork, компании, которая сдавала в аренду офисные пространства, представляя себя при этом как высокотехнологичный бизнес, и собирала огромное количество данных о людях, работавших и живущих в ее зданиях. WeWork продавала идею офиса будущего, где фрилансеры могли работать и жить в рамках неолиберальной экономики. Однако, чем дольше они оставались в офисах WeWork, тем больше данных компания собирала о них.
Капсулы для сна, редкие сорта виски, стейки на ужин и разнообразные развлечения – все это предназначено, чтобы привлечь и удержать людей на рабочем месте, аналогично тому, как социальные сети увлекают и удерживают своих пользователей. Нам предоставляются бесплатные бонусы, от которых трудно отказаться. Словно компания предлагает сотрудникам все, что им нужно, чтобы они могли полностью сосредоточиться на работе. В этом смысле компания больше похожа на жену, чем на матерь. Facebook и другие компании, нанимающие молодых специалистов, по сути, выполняют роль посредника между подростками и взрослой жизнью, когда работники начинают думать о создании семьи и должны отстраниться от компании, которая пытается заменить им весь мир.
На данный момент программистов воспринимают как незаменимых сотрудников и предоставляют им различные привилегии. Однако руководители технологических компаний не рассчитывают, что такое положение вещей будет продолжаться долго. Они создают учебные программы для будущих программистов не из желания помочь детям из рабочих семей получить востребованную профессию, а чтобы снизить затраты на рабочую силу. В этом случае программирование перестает быть престижной отраслью, где работают "волшебники" и становится чем-то похожим на "место концентрации синих воротничков", как пишет Клайв Томпсон в журнале Wired. Некоторые учебные программы даже предлагают нечестные условия. Например, участники одной из таких программ обучаются бесплатно, но взамен им нужно отдавать всю свою зарплату организаторам в течение двух лет после трудоустройства. Таким образом, число людей, изучающих программирование, растет, а вознаграждение для этой профессии уменьшается.
Марк Цукерберг разработал план для привлечения иностранных работников по краткосрочным контрактам, создав некоммерческую организацию FWD.us для лоббирования реформы миграционного законодательства. На первый взгляд, такой шаг может показаться прогрессивным в период президентства Трампа, но, на самом деле, Цукерберг стремится увеличить количество квалифицированных работников, приезжающих в США по визе H1-B. Этот тип визы связывает сотрудника с конкретным рабочим местом, и если он уволится или будет уволен, ему придется покинуть страну. Это идеальная ситуация для работодателя, так как он может платить иностранным сотрудникам меньше, чем гражданам США.
Таким образом, программисты имеют больше общего с рабочими на производстве, чем им, возможно, кажется. Кремниевая долина может представлять себя как модель "новой экономики", но на самом деле местные компании все еще зависят от производства, которое происходит в других частях страны и мира. В отличие от программистов, работники этих предприятий не так просто уговорить бонусами и привилегиями. Например, Илон Маск предложил работникам завода Tesla во Фримонте автоматы с бесплатным замороженным йогуртом и билеты на американские горки. Но работники больше интересовались безопасностью на рабочем месте и созданием профсоюзов.