Найти тему
hh.ru

Чёрный список работодателей существует

У любого из нас за несколько лет поисков работы и опыта трудоустройства может сложиться не топ, а стоп-лист работодателей. Как быть, когда вакансия подходящая есть, а понимания, что это за компания, — нет? С такой ситуацией столкнулся Фёдор. Он решил бросить свою работу, создал резюме на hh.ru и отправился на поиски «чёрного списка работодателей», чтобы уж в этот раз не ошибиться с выбором. А списка нигде и нет.

На самом деле Фёдору мог бы помочь «белый список работодателей», который точно существует, и называется он Рейтинг работодателей hh.ru. Каждый год в нём появляются имена проверенных компаний, для которых забота о сотрудниках не пустой звук. Как раз сейчас идёт активное голосование за лучших из лучших, поэтому без вашего голоса не обойтись. Посмотрите на участников, найдите интересные вам компании и обязательно проголосуйте — так вы поможете Фёдору и другим соискателям найти работу мечты.

Выбрать лучших работодателей

Где всё-таки искать?

Но вернёмся к Фёдору. Предположим, он нашёл пять более-менее подходящих вакансий в «стабильных, динамично развивающихся компаниях». Требованиям он соответствует — ответственный, стрессоустойчивый и коммуникабельный. У Фёдора как минимум есть три варианта дальнейшего развития событий. Сценарий, стало быть, выбирать ему.

► Нужна работа. Срочно!

Наш герой приходит на работу, которую совсем скоро надеется поменять, и тут внезапно на него набрасывается начальник: здесь всё плохо, тут ужасно, вот это переделать. В общем, Фёдор сгоряча заявляет: «Всё, ухожу!». Начальник в шоке. Фёдор — тоже. И тут он понимает, что в запасе всего 2 недели — время официальной отработки, а подушки безопасности как не было, так и нет. «Будем разбираться по ходу дела», — решает Фёдор и отправляет отклики на все вакансии — от менеджера по продажам холодильного оборудования до оператора станков с ЧПУ без опыта работы. Времени искать информацию о потенциальных работодателях и что-то выяснять у него, конечно, нет. И, о чудо, нашего Фёдора приглашают на собеседование на вакансию, где зарплата с пятью нулями, коллектив дружный и молодёжный, а особой квалификации не нужно. Да вот незадача — чтобы пройти конкурс, нужно заплатить 3000 ₽. Хм...

🔴 Если бы Фёдор уделил чуть больше внимания проверке, он бы обнаружил в Сети много отзывов об этой компании как о мошеннике. Ни один работодатель не вправе требовать с соискателей денег за трудоустройство. Разумеется, есть компании-стартапы, о которых почти ничего не известно в интернете, но это скорее исключение, а не правило. Так что стратегия «разберусь потом» явно проигрышная.

► Бренд решает

У Фёдора есть несколько любимых брендов — это продукты, которыми он стабильно пользуется. На следующее утро после увольнения он достаёт упаковку йогурта из холодильника, и его посещает гениальная идея: а что, если пойти работать в компании — производители его излюбленных товаров? Вроде всё отлично: бренды на слуху, качество продуктов — супер, вакансий у компаний много. Фёдор в приподнятом настроении откликается на предложения о работе всех известных ему престижных фирм. В чём подвох?

🔴 Бренд продукта и бренд работодателя — не одно и то же. Вам может нравиться матрас определённой марки, но спать на на нём и работать с коллегами, которые его производят, продвигают и продают, — это разные вещи. Согласитесь, приятно осознавать, что продукт вашей компании пользуется популярностью, но ещё приятнее — ощущать поддержку коллег и руководителя и возвращаться домой с работы без ощущения «выжатый лимон». Ответственные во всех отношениях работодатели есть как среди больших и известных на рынке компаний, так и в малом бизнесе — просто нужно уделить чуть больше внимания на этапе общения: как ведёт себя рекрутер, как отвечает на вопросы на собеседовании ваш будущий начальник? Из этого многое становится понятным.

► Доверяй, но проверяй

Наконец Фёдор решает зайти в святая святых — в отзовики! Вот где хранится вся «правда» о работодателях.

К слову, Фёдор и сам в день увольнения оставил на одном из таких отзовиков гневный комментарий о своей компании: зарплата так себе, работать не давали, инициативу не поощряли, руководитель ещё тот прохвост, а коллеги... ну ладно, коллеги местами ничего. Утром Фёдор перечитал написанное, понял, что немного преувеличил, но удалять не стал — подумаешь, один отзыв, главное, что эмоции удалось слить.

Наш герой использовал простой запрос в поисковике: «отзывы о работодателе Х». В его списке фаворитов было около 12 компаний. И чем больше Фёдор читал отзывов, тем грустнее ему становилось. Идея найти работу мечты просто таяла на глазах, потому что во всех компаниях были жирные минусы.

🔴 Разумеется, читать отзывы о работодателях от бывших и нынешних сотрудников важно. А иначе как узнать, что в компании творится на самом деле? Но подходить к этому делу стоит с долей критического оптимизма. Что это значит? Идеальных работодателей нет. Но есть минусы, с которыми конкретно вы готовы мириться или нет. Плюс — всегда помните, что в отзовиках полно таких же работников, как Фёдор, которые оставляют негативные комментарии сгоряча. Доверяйте тем отзывам, где в красках описаны не только недостатки, но и плюсы компаний. Например, как на платформе Dream Job.

Наш Фёдор почти отчаялся, но всё-таки решил сосредоточиться на хорошем, а не на плохом, и составил список приоритетов — то, что для него действительно важно на следующем месте работы. Вот что вышло:

● официальное трудоустройство;
● зарплата не ниже рынка;
● адекватный руководитель, который может чему-то научить;
● автономная работа;
● хорошие условия труда — комфортное рабочее место, доступ к чаю, кофе и другим простым радостям;
● ДМС;
● отсутствие постоянных переработок.

Что ж, с этим уже можно работать, и Фёдор наконец пошёл искать не чёрный, а «белый список компаний» — Рейтинг работодателей России hh.ru. Ему понравилось, что за Рейтингом есть история — 12 лет проведения, есть из чего выбрать — все компании распределяются на 4 группы в зависимости от численности сотрудников (небольшие, средние, крупные и крупнейшие), плюс можно посмотреть, кто стал лидером в конкретном регионе или в отрасли.

Но больше всего Фёдора заинтересовали критерии оценки, потому что уж кто-кто, а наш герой знает, как иногда проходят голосования. А тут всё понятно: Рейтинг составляют, опираясь на оценку большого количества людей — сотрудников, кандидатов и даже эйчаров. За каждое исследование — опрос работников, голосование соискателей и оценку HR — работодатель получает балл. Потом эти баллы складываются — и вуаля: у компании уже есть место в Рейтинге. Или нет — так тоже бывает, потому что финалистами становятся лучшие из лучших.

В общем, полностью методологию Рейтинга Фёдору было читать скучно, поэтому он решил пойти сразу на сайт, чтобы увидеть результаты голосования прошлого года. Он выписал для себя больше 20 подходящих компаний и даже решил проголосовать за нынешних номинантов. Ещё бы — после такого упражнения по поиску работы он точно знает, какой должна быть компания мечты в реальности! А вы знаете?

Мы уже собрали больше 280 000 голосов соискателей. Компании-номинанты — привлекательны, вы — чертовски привлекательный кандидат, чего зря время терять? Ждём только вашего голоса!

-2