Уже даже не знаю, какая это по счету попытка запретить рекламировать вредную еду в РФ. В начале октября министр здравоохранения высказался, что такая реклама формирует у детей положительное представление о фастфуде. Ужас просто.
Считает, что больше всего она воздействует на неокрепшие умы в возрасте от 15 до 17 лет. Что приводит к ежегодному увеличению случаев ожирения именно у этой категории граждан. Так вот, по замыслу министра запрет рекламы фастфуда должен очень сильно помочь.
На самом деле эта сказка про белого бычка тянется уже черт знает сколько. Еще в 2017 году Минздрав предложил ограничить рекламу фастфуда, шоколадных изделий, батончиков и колбасы.
В 2019 Мосгордума хотела запретить рекламу «не очень хороших для здоровья продуктов». В 2021 Директор института социальных исследований писал в Минздрав письмо, где просил срочно с разбега с разворота ограничить рекламу быстрого питания. За 22 год такую же идею продвигали сразу несколько инициаторов.
При этом что такое «вредная еда» никто не объясняет. Просто нет определения. Какая-то абстрактная «вредная еда». Есть список нездоровой пищи – чипсы, бургер, хот доги и подобное, но, честно говоря, употребление термина «вредная еда» мне кажется неправильным.
Если продукт несет в себе хоть какой-то вред, то его просто не должно быть на полке магазина. Если он изготовлен согласно всем правилам и регламентам, получил нужные сертификаты, прошел комиссии, годами не имеет жалоб от клиентов, то как его можно назвать «вредным»?
Вот назовите самый безопасный или полезный, если хотите, продукт. Чистая вода. Человек выпил 15 литров и у него отказали почки. Стала ли вода опасной? А если подойти к вопросу с таким энтузиазмом, то можно доказать, что 80% всех товаров в магазине – в той или иной мере опасны.
Так давайте вернемся к закону. Что будет, если они его протолкнут? ОК. Теперь нельзя рекламировать газировку, чипсы, фастфуд и все подобное. Замечательно. А знаете ли вы, про какие мы вообще деньги говорим? За первые 6 месяцев этого года товарищи из «Вкусно и Точка» потратили на рекламу 3 млрд руб.
Представим, что всем подобным компаниям и производителям реклама запрещена. Огромное количество мероприятий и разных событий будут отменены или сильно ужаты, потому что лишились спонсоров. Обороты производств и общепита сократятся и часть персонала окажется уволена.
Но сделает ли это заявленную цель ближе? Сомневаюсь. Много часов провел за кассой и прекрасно видел из чего состоит корзина россиянина. Это колбаса, курица гриль, пельмеши, мазик, пиво. В лучшем случае бананы еще. Очень нездоровая корзина.
Люди у нас не особо заботятся о своем здоровье. Тут не поймите меня неправильно, я не с высока и с осуждением, это просто вот такой неприятный факт. Когда бюджет жестко ограничен, то ты берешь максимально сытное, а не пытаешь изображать из себя ЗОЖника.
Сейчас скажу крамольную мысль, но если бы государство реально так сильно переживало бы по поводу того что мы едим, то оно могло бы в один момент изменить всю картину. И для этого не пришлось бы гнобить «вредную» еду, а достаточно было бы убрать НДС из всей полезной.
Творог, фрукты, мясо, крупы вдруг начинают стоить на 10-20% дешевле. Это ли не лучший стимул сменить рацион? Короче, было бы желание.