Чрезвычайные ситуации (далее – ЧС) могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Перед единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС стоит ряд задач, направленных на предупреждение и минимизацию ущерба от ЧС. Разработкой паспорта безопасности потенциально опасного объекта (далее – ПОО), а также паспорта безопасности критически важного объекта (далее – КВО) решаются задачи информационного обеспечения и планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на соответствующих объектах. К этим задачам относятся: подготовка населения к действиям в ЧС; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; определение необходимого перечня мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, последовательности, способов и сроков их выполнения, а также исполнителей.
Правила разработки и форма паспорта безопасности ПОО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2022 № 1265 (далее – постановление № 1265), а паспорта безопасности КВО – постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2034. До принятия указанных постановлений паспорта безопасности опасных объектов необходимо было разрабатывать в отношении объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также в отношении гидротехнических сооружений.
Напомним, что понятия КВО и ПОО введены изменениями в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в 2015 году, а критерии отнесения их к отдельным категориям – постановлениями правительства Российской Федерации в 2020 году. КВО – это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения. Они подразделяются на объекты федерального уровня значимости, регионального уровня значимости и муниципального уровня значимости.
В свою очередь, ПОО – это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более 5000 человек. Они подразделяются по убыванию на 6 категорий в зависимости от характера локализации: объекты с особо высоким уровнем опасности, чрезвычайно высоким уровнем опасности, высоким уровнем опасности, повышенным уровнем опасности, средним уровнем опасности и низким уровнем опасности. Более детально с новыми требованиями к ПОО можно ознакомиться здесь.
Перечни КВО и ПОО формирует и ведет МЧС России на основании данных, полученных при категорировании и регистрации объектов. Не стоит путать регистрацию ПОО и внесение опасного производственного объекта в государственный реестр опасных производственных объектов.
До вступления в силу вышеуказанных постановлений паспорта безопасности были более объемными. Они содержали информацию об опасных веществах на объекте, расчеты показателей рисков и зон воздействия последствий возможных чрезвычайных ситуаций, ситуационный план с нанесенными на него зонами последствий возможных ЧС на объекте, диаграммы социального риска, расчетно-пояснительную записку. По новым требованиям паспорт безопасности ПОО представляет собой общую информацию о предприятии, а также информацию о наличии сил и средств объекта для предупреждения и ликвидации ЧС. При отнесении ПОО одновременно к КВО паспорт безопасности ПОО не разрабатывается.
Паспорт безопасности ПОО состоит из двух разделов, разрабатывается и утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ПОО, после проведения категорирования объекта, регистрации и внесения ПОО в соответствующий перечень.
В первом разделе паспорта «Общие сведения о ПОО» необходимо отразить краткие сведения:
- об организации: структура и категория объекта, телефоны должностных лиц;
- о ПОО: наименование, учетный номер, категория и местонахождение.
Во втором разделе паспорта («Сведения о силах и средствах организации, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС»), необходимо отразить следующие сведения:
- о наличии в организации профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
- о наличии в организации локальных (объектовых) систем оповещения и информирования работников ПОО и населения, попадающих в зоны ЧС от поражающих факторов ПОО;
- о наличии в организации резервных источников (электроснабжения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения), обеспечивающих функционирование ПОО при ЧС;
- о создании и наличии в организации резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- о пожарной охране организации.
Следует обратить внимание на то, что в старом паспорте в разделе, аналогичном второму, необходимо было внести ответы «да/нет», в то время как в новом все необходимо описать более подробно в форме таблицы.
При размещении ПОО ближе 500 м друг относительно друга, на объекты, являющиеся неотъемлемыми технологическими частями, разрешается разрабатывать единый паспорт безопасности.
Паспорт безопасности ПОО регистрируется и учитывается в главном управлении МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения объекта). Срок подачи паспорта безопасности ПОО на регистрацию составляет 10 рабочих дней со дня утверждения, срок регистрации – 15 рабочих дней со дня получения главным управлением. В ходе рассмотрения и регистрации оценивается соответствие паспорта правилам составления и формам. После регистрации один экземпляр паспорта безопасности направляется в организацию, эксплуатирующую ПОО, второй хранится в главном управлении. Зарегистрированные паспорта размещаются в базе данных органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС федерального и регионального уровней.
При изменении данных, внесенных в паспорт безопасности, эксплуатирующая организация должна внести изменения в паспорт в течение 30 рабочих дней и направить в главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации уведомление о внесении изменений. Изменения требований к паспортам безопасности упрощают их составление, разделяя паспорт безопасности КВО и паспорт безопасности ПОО, но в то же время вводят обязательность их разработки для всех ПОО и отражение во втором разделе более детальной информации по объектам.
Отметим, что в постановление № 1265, до его вступления в силу были внесены изменения, касающиеся исключения требований по разработке ситуационного плана размещения ПОО как прилагаемого к форме паспорта безопасности ПОО документа, а также исключения из формы паспорта безопасности объекта результатов прогнозирования и оценки последствий возникновения ЧС, что в значительной мере и привело к упрощению паспорта безопасности ПОО.
В заключение напомним, что 1 декабря 2023 года истекает срок, в течение которого физические лица (индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и эксплуатирующие ПОО, должны организовать разработку и утверждение паспортов безопасности таких объектов. В свою очередь срок действия разработанного паспорта безопасности ПОО постановлением № 1265 не установлен.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК. Мы также завели канал в Telegram (@olimpoksclub).
Другие статьи на нашем канале:
- Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области ОТ: что изменится с 1 сентября 2024 года?