Конец сентября 18 лет назад... 2005 год, III часть

827 прочитали

Конец сентября 18 лет назад... 2005 год, I часть — список всех статей здесь в конце

Итак, середина спокойных нулевых, станция Пенза-третья, перед нами грузовой электровоз ВЛ80С — посмотрим снаружи, а потом поднимемся в кабину:

 Конец сентября 18 лет назад...

Сразу отвечу на частый вопрос: что это за цветные знаки под фарами? Ну, во-первых, не фарами, а бýферными фонарями, так правильно называются эти сигнальные приборы, и они именно сигнальные — для освещения пути слабоваты. Путь освещает прожектор, который наверху. Худо-бедно освещают путь буферные фонари некоторых путевы́х (ремонтных, если по-простому) машин — у них обычно автомобильные дизели, сеть на 24 вольта и в роли фонарей стоят автомобильные фары.

А у старых электровозов и пассажирских вагонов напряжение цепей управления и освещения — 50 вольт. И «цветные знаки» — крышки розеток цепей управления, через них секции электровоза соединяются, чтобы работать синхронно. Если приглядеться, то видно, что и наш электровоз — «тройник», секция ВЛ80С-893 прицеплена к другому целому 2-секционному ВЛ80С, номер 856:

 Конец сентября 18 лет назад...-2

Подробнее о «тройниках» рассказано в «Эволюции...»:

Буква «С» у ВЛ80С и означает «система многих единиц», то есть благодаря этим розеткам на передке он может работать в 3 или 4 секции.

Теперь — в кабину. И снова на обе рукоятки контроллера (внизу) навёрнуты шарики, обычно их нет:

 Конец сентября 18 лет назад...-3

Что машина «трёхголовая» — косвенно видно по тумблерам сигнализации, что отмечены синей стрелкой: к сигнальному (расшифровочному) табло подключены все три секции. Обозначенный жёлтой стрелкой барашек — регулятор яркости сигнальных ламп, а бликующий на солнце шпатель возле главной рукоятки контроллера — реверсивная рукоятка, она съёмная.

Расшифровочное табло и скоростемéр:

 Конец сентября 18 лет назад...-4

ТЧ-4 — телеграфный код депо Ли́ски, домашнего для нашего электровоза. На контроллере помимо блокнота машиниста лежит справка о тормозах формы ВУ-45 с печатью пункта техосмотра вагонов (ПТО) Пенза-III:

 Конец сентября 18 лет назад...-5

Кстати, граждане причастные, как вы считаете: нормально ли называть ПТОЛ просто ПТО? Я такое слышал повсеместно.

Между пультами — бутылки, огнетушители, синий ящик ускорителя конца бедного машиниста (УКБМ) и регулятор давления — автомат компрессора АК-11Б, как всегда, без кожуха:

 Конец сентября 18 лет назад...-6

На пульте помощника — фонарик с прямой сетевой зарядкой, сейчас это уже редкость, в основном в ходу с USB-зарядкой:

 Конец сентября 18 лет назад...-7

О бедная-бедная трубка радиостанции:

 Конец сентября 18 лет назад...-8

А за окном тем временем возникло интересное зрелище: одна секция тепловоза 2ТЭ10У с грузовым:

 Конец сентября 18 лет назад...-9

В Пензе это обычно порожние вагоны, спущенные с пригородной станции Пя́ша — оттуда затяжной спуск, только успевай тормозить.

Заглянем к тепловозникам:

 Конец сентября 18 лет назад...-10

Машина, как и практически все тепловозы депо Моршáнск в те годы, приспособлена для вождения пассажирских поездов — оборудована электропневматическим тормозом (ЭПТ). Это видно по стоящим на козырьке пульта машиниста приборам — амперметру с вольтметром и трём лампам. Что такое ЭПТ — в статье:

А лючок в середине пульта, на котором белым написан закрытый термосом номер тепловоза — 2ТЭ10У-0424Б — даёт подход к прожектору, он у 2ТЭ10У в середине передка. Кстати, на старых тепловозах, включая и этот, напряжение 75 вольт.

Пульт машиниста:

 Конец сентября 18 лет назад...-11

Мне интересно, что за враг народа расположил приборы навыворот? Вверху посередине три тумблера топливных насосов и три кнопки пуска секций, включён тумблер первой секции (остальных-то нет), они идут по порядку — слева направо. А приглядитесь к стоящим ниже термометрам воды и масла — справа налево!

Справа стоят «Масло 1» и «Вода 1», слева — «2 масло 3» и «2 вода 3». Попадая каждую поездку на тепловоз другой серии, можно и запутаться, ведь различий и без этого тысяча, и в основном они мелкие... А почему «2...3»? Потому что эти термометры можно включать на контроль 2-й или 3-й секции — тумблерами внизу, стоят три вместе, на первом написано «Давление масла».

Про эти тумблеры, только на тепловозе 2М62У, я недавно рассказал забавную историю из своей практики — в комментариях на медканале Дмитрия Патракова:

В любой профессии можно что-то напутать и долго колотиться в открытую дверь — хорошо, если без ущерба...

А вот такое я встречал только на моршанских тепловозах и ещё где-то — рядом стоят старый скоростемер 3СЛ-2М и комплекс контроля параметров движения КПД-3В (три-вэ):

 Конец сентября 18 лет назад...-12

Видимо, в Моршанске не доверяли новому прибору и оставили в довесок старый. Ведь оба прибора не просто показывают скорость — они пишут, это «чёрные ящики» локомотива. Не сдать после поездки диаграммную ленту — нарваться на крупные разборки, а при отказе прибора сдавать будет нечего...

Пять лет спустя, в 2010 году, я убедился, что ничего не поменялось — СЛ-2М и КПД так же стояли рядом.

Пульт помощника:

 Конец сентября 18 лет назад...-13

Здесь тоже стоит устройство контроля бдительности машиниста (УКБМ), о котором говорилось в предыдущей статье, а вот радиостанция здесь — новая на тот момент РВ-1.1М, вон наверху её чёрный пульт с жёлтыми и белыми кнопками. На её главном пульте написано «Транспорт», поэтому часто её так и зовут, но от РЦСника (связиста) от этого можно заслуженно получить по тыкве — так называется весь комплекс связи, а не только радиостанция. Правильное название, повторюсь — РВ-1.1М.

Выйдя из кабины, натыкаемся на 2-мегаваттный главный генератор ГП-311Б:

 Конец сентября 18 лет назад...-14

Выше — приводной центробежный нагнетатель, он же ПЦН, он же воздуходувка:

 Конец сентября 18 лет назад...-15

Об устройстве 2-ступенчатой системы наддува этих дизелей я рассказывал в статье «ТЭД-16»:

Дизель здесь — двухтактный 10Д100М, созданный на основе американского и отчасти унифицированный с судовым, об этом недавно рассказывал канал «Места, не столь отдалённые»:

Вид в сторону кабины — по бокам аппаратные камеры, над дверью в кабину — преобразователь и блок ЭПТ:

 Конец сентября 18 лет назад...-16

Ниже — компрессор пневмосистемы, без воздуха на тепловозе ни тормозов не будет, ни даже двигатели не включатся:

 Конец сентября 18 лет назад...-17

Двигатели к генератору подключаются контакторами с пневмоприводом, я недавно их показывал в статье о дугогашении:

Дизель — 10-цилиндровый 2-тактный со встречнодвижущимися поршнями, по два поршня в цилиндре:

 Конец сентября 18 лет назад...-18

Вокруг него обойдём в 4-й статье.

Более подробные статьи о технике, а также отчёты о поездках — в общем оглавлении в соответствующих разделах, а также новые статьи публикуются на Телеграм-канале «Всё, что движется», который ведут несколько авторов Дзена по теме транспорта.

Общее оглавление канала