Найти тему

Терапия, ориентированная на потребности

Оглавление
Автор статьи: Дмитрий Викторович Ковпак - врач-психотерапевт, канд. мед. наук, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, президент Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии и ректор Международного Института Развития Когнитивно-Поведенческой Терапии

Аннотация

В статье впервые описываются и методологически рассматриваются основные термины, понятия и конструкты терапии, ориентированной на потребности. Представлен короткий обзор научной литературы об исследованиях феномена потребностей. Описана оригинальная модель концептуализации, базирующейся на потребностях, с их распределением по трем доменам — биологические, психологические и социальные потребности.

Ключевые слова: потребности, терапия, ориентированная на потребности, терапия, сфокусированная на потребностях, концептуализация, базирующаяся на потребностях, три ведущих домена потребностей, биопсихосоциальная модель потребностей, фрустрированные потребности, суперкатегория непринятия.

Эта обзорная статья посвящена презентации результатов многолетней работы рабочей группы Ассоциации когнитивно- поведенческой психотерапии по концептуализации роли и функции потребностей в терапии в целом и ее когнитивно-поведенческом подходе в частности в форме терапии, базирующейся на потребностях. Терапия, ориентированная на потребности, — это системный подход к лечению, изменениям и развитию человека на основе адаптивных, функциональных и конструктивных стратегий удовлетворения его ведущих потребностей. Данная терапия относится к когнитивно-поведенческому направлению психотерапии и применяет весь арсенал его современных методов и техник. Она ориентирована и сфокусирована на выявлении базовых и актуальных потребностей человека в биологической, психологической и социальной сферах его жизнедеятельности. Поэтому терапию, ориентированную на потребности, фокусированную на потребностях, мы рассматриваем как синонимы представленной в этой статье оригинальной модели терапии, ориентированной на потребности (терапия, ориентированная на потребности (ТОП), или — в расширенном варианте названия — когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на потребности (КПТ-ОП); синонимы — терапия, базирующаяся на потребностях (ТБП), или — в расширенном варианте названия — базирующаяся на потребностях когнитивно-поведенческая терапия (БП-КПТ); терапия, сфокусированная на потребностях (ТСП), или — в расширенном варианте названия — когнитивно-поведенческая терапия, сфокусированная на потребностях (КПТ-СП). Мы рады получить большой отклик практикующих коллег и даже письменный отклик от некоторых из них в виде статей, развивающих наши описания роли потребностей в терапии, после публикаций концептуализации, базирующейся на потребностях, с их распределением на основе биопсихосоциальной модели. Как писал Н. Талеб, понадобилось 6 тысяч лет после изобретения колеса, чтобы у чемоданов тоже появились колесики, которые облегчили жизнь миллионов людей. Так и концептуализация с опорой на потребности в когнитивно- поведенческом подходе выглядит знакомой и интуитивно понятной, однако понадобилось более полувека, чтобы она была представлена в форме диаграммы когнитивной концептуализации с базисом из биологических, психологических и социальных потребностей (2).

Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником мотивации и побудителей различных форм их активности. Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обусловливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системой, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности, — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определенные академиком А. А. Ухтомским как доминанты. При соответствующих условиях сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определенные раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители, и через несколько секунд у него произошел акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей, и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.

Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой — руководить первой.

Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII в. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности.

Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX в. В психологии понятие потребностей в середине ХХ в. пришло на смену понятиям «инстинкт» и «влечение», с помощью которых в биологии и психологии объясняли мотивационные источники любой целесообразной активности живых существ, в том числе человека. С конца 1930-х гг. эти подходы, выводившие всю человеческую мотивацию из ограниченного числа биологических побуждений, подверглись интенсивной критике (Г. Олпорт, Г. Мюррей, А. Маслоу) и сменились новым понятием «потребности», которое позволяло описывать специфические побуждения человека, различные у разных людей, развивающиеся в течение жизни и по-разному проявляющиеся в поведении или не проявляющиеся вовсе. Мюррей разработал первый метод психологической диагностики потребностей (Тематический апперцептивный тест) и классификацию человеческих потребностей, получившую широкое признание.

А. Маслоу выстроил иерархию пяти разноуровневых групп базовых потребностей: физиологические, в безопасности, в контактах, во внешней оценке и самооценке и в самоактуализации. Понятие «потребности» в качестве устойчивых глубинных источников поведения человека получило распространение в различных теориях середины ХХ в. (К. Хорни, Э. Фромм, В. Франкл, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Ж. Нюттен и др.).

Слово «потребности» воспринималось больше общеупотребительным до статей и монографий А. Маслоу, давшим описание потребностей в научно-психологическом ключе для понимания мотивов и драйвов человека. Он получил классическое бихевиористское образование и в 1934 г. начал работать в Колумбийском университете ассистентом- исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Первая научная работа А. Маслоу, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов. Поначалу и Маслоу был приверженцем поведенческого подхода в психологии, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекся и другими идеями.

Самая известная теория Маслоу — теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей. Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жестко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как, например, потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы — активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. В диаграмме Маслоу показывает, в каком порядке человек «в среднем» удовлетворяет свои потребности. Это, впрочем, не исключает другого порядка в частных случаях, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.

К. П. Альдерфер, американский психолог-гуманист, эмпирическим путем видоизменил теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребности следующим образом: существование (физиологические потребности и потребность в безопасности по Маслоу); связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу); развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу). Теорию К. Алдерфера отличают еще два положения:

  1. одновременно может быть задействовано несколько потребностей;
  2. чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например любви — сладким).

В теории приобретаемых потребностей Д. Макклелланда автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни: 1) потребность в достижении или свершении; 2) потребность в человеческих связях или в присоединении; 3) потребность во власти. Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве: если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти; при самостоятельности — потребность в достижении; при формировании дружбы — потребность в присоединении.

Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные).

Стоит отметить что большинство зарубежных психологов, писавших о потребностях, не столько классифицировали потребности, сколько давали их перечисление. Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделял следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм считал, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости для того, чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных — иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.

Психологи упоминают также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е. о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях — с одной стороны и о вторичных потребностях — с другой. Некоторые авторы выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости. В отечественной психологии Б. Ф. Ломов выделял потребности человека в веществе, энергии и информации. В отечественной физиологии П. В. Симонов предложил все биологические потребности разделить на три типа: витальные, зоосоциальные, потребности саморазвития.

В когнитивно-поведенческом подходе о потребностях писали и говорили на своих лекциях У. Глассер, А. Эллис, А. Фримен. В схема- терапии Дж. Янг, А. Арнтц, Дж. М. Фарелл, А. Шоу делали акцент на эмоциональных потребностях.

Анализ нашей собственной исследовательской и практической работы позволил сформировать ряд операциональных конструктов, инструментов и техник, помогающих уточнять общую и клиническую проблематику наших клиентов и пациентов, генез ее развития, концептуализацию как описательную модель сложных взаимосвязей этого генеза и текущего функционирования системы, в качестве которой мы рассматриваем феномен человека в диагностике. Это позволило нам выстраивать системный план терапии на основе концептуализации, базирующейся на потребностях, с учетом стратегических и тактических целей и задач терапии осуществлять ее поэтапно, системно и более эффективно. Ниже предложено тезисное описание трех этапов терапии, ориентированной на потребности. В данной статье, с учетом рамок ее объема, не будут описаны все конструкты ТОП, инструменты и техники этой терапии, подробности которых приведены в монографии, готовящейся к печати.

Этапы терапии, ориентированной на потребности

Три этапа терапии, ориентированной на потребности: диагностический, формирования функциональных альтернатив и тренировочный.

Первый этап. Диагностика, процедура — анализ, цели — диагностика системы, увеличение осознанности.

Человек — это феномен, который для изучения можно описать как открытую, сложную динамическую систему. Ведущим диагностическим инструментарием КПТ для изучения человека как системы является анализ, позволяющий выявить как внешние проявления, так внутренние процессы, способствующие формированию и развитию дискоммуникации и конфликтов. КПТ опирается на теории научения и проясняет модели, построенные человеком на основании полученного им опыта. С точки зрения КПТ, человек обучается шаблонам обработки поступающей информации, ее интерпретации и предписаний, формируемых на их основе. Часть таких моделей становится в силу разных причин дисфункциональными. К этим причинам относятся, например, специфические детско-родительские отношения. Ребенок может не получать достаточного внимания, эмоциональной поддержки, проявлений любви и заботы, он во многом обучается подкреплением со стороны значимых взрослых. Эмоционально холодная мать (например, находящаяся в депрессии или страдающая расстройством личности) или ее отсутствие может привести к дефицитам формирования навыков эффективной коммуникации, саморегуляции и социальных компетенций.

Система убеждений человека может включать в себя ряд дисфункциональных схем, верований разного уровня, возникших в результате травматичного опыта и значимо влияющих на его восприятие, мышление и поведение. Реализация собственных потребностей от базовых до социальных у такого человека будет вызывать затруднения. Глубинные убеждения непринятия или беспомощности заставят его выстроить систему правил, редуты защит и компенсаторных стратегий, призванных защитить его от новой боли, разочарований и провалов. Но весь этот арсенал превращается в удушающий кокон, не защищающий, а отдаляющий человека от других и мира, надежно препятствующий реализации его потребности контакта.

Типология срезов

Для первичного анализа в нашей Ассоциации когнитивно- поведенческой психотерапии уже более двадцати лет используется протокол СМЭР. Это протокол также применен для решения диагностических задач ТОП — он лежит в основе технологии сбора эмпирических данных. Задачи, решаемые с помощью этого протокола, это сбор данных, дескриптивно описанных феноменов активирующего события/триггерной ситуации (суммой первых и вторых сигналов по И. П. Павлову), когнитивной сферы (условно упрощенно обозначенной для клиентов/пациентов в качестве раздела «Мысли», с описанием как вербального, так и образно-символического мышления — картинок, образов, «клипов», фрагментов воспоминаний — характеризуется описанием при помощи вторых сигналов по И. П. Павлову) и основных доступных для регистрации реакций или «последствий» по А. Эллису — эмоциональных, физиологических и поведенческих реакций клиента/ пациента. СМЭР — интегративный диагностический инструмент, опирающийся на формулу необихевиоризма S → O → R и ее описание, данное А. Эллисом для облегчения коммуникации с клиентами: A → B → C. Это формат сбора линейных «простых» связей.

-2

Протокол СМЭР помогает: зафиксировать «срезы» психики (термин, введенный Д. В. Ковпаком для общего обозначения технических характеристик действия в эмпирической диагностике — локализации описаний во времени и пространстве) при использовании технологии эмпирической диагностики, в частности, в конкретный момент времени — определить критический триггер в ситуации — выявить возникающие автоматические мысли — проанализировать эмоции, телесные реакции и поведение — построить более точную концептуализацию. Этот инструмент является также «дневником» для самостоятельной работы клиента в качестве домашнего задания/ плана действий. Для концептуализации берется минимум 3 релевантных проблеме среза, ситуаций, связанных с заявленной проблемой. В типологии срезов мы выделяем «ультрасвежий» (Ultrarecens, лат.), ультрареценциальный (то из заявленной проблематики, что нашло отражение в происходившем непосредственно на сеансе терапии), «свежий» (Recens, лат.), реценсиальный, (ситуация, соответствующая проблематике клиента, произошедшая не позднее двух недель на момент эмпирического исследования с помощью протокола СМЭР), «яркий» (Luculentissimum, лат.), лукулентисимиальный (конкретный пример из релевантных и значимых данных жизни (relevant lifetime data — LTD), ситуация, соответствующая проблематике клиента, произошедшая ранее последних двух недель, включая периоды за месяцы и годы до эмпирического исследования), «исторический» (Historici, лат.) — конкретные примеры из давнего прошлого, в том числе из детства (relevant childhood data — RLD). В начале сбора данных рассматриваются наиболее «простые» и доступные ситуации, связанные с заявленной клиентом проблематикой. С помощью раскрытия атрибуций, логоэксевтики в дальнейшем при составлении концептуализации проясняются значения ключевых автоматических мыслей и раскрываются связанные с ними убеждения.

По когнитивной модели А. Бека и диагностической модели А. Эллиса, использующихся уже более шести десятилетий, мы можем выводить как линейные «простые», так и нелинейные связи в форме концептуализации как системы изучения, обозначения и фиксации в форме, например, когнитивной диаграммы «сложных» связей — проблемно ориентированная концептуализация Дж. Бек (1993) и концептуализация «сильных сторон» (Strength-based cognitive conceptualization diagram) Дж. Бек (2018, 2021 [1]). Диаграмма когнитивной концептуализации отражает систему сложных взаимосвязей ментальных конструктов человека и внешнего проявления их функционирования в виде его феноменологически регистрируемых эмоций и поведения. Основанием диаграммы когнитивной концептуализации и системы убеждений, отраженных в ней, является глубинное/ые убеждение/ия (ГУ, представленные в виде «Я-концепции» и отраженные в характеристиках, начинающихся с личного местоимения «Я») и релевантные данные жизни и детства, связанные с их формированием.

Убеждения о себе («Я-концепция», «Я-образ», рефлексивная часть личности) не являются врожденными, а представляют из себя результат научения в виде сложных, комплексных условных рефлексов второй сигнальной системы. Категории ГУ могут быть рассмотрены по отдельности в качестве составных элементов научения.

В наших предыдущих работах мы уже отмечали концепт, предложенный для описания амальгамных вариантов глубинных убеждений, в частности — варианта, когда оба глубинных убеждения по Дж. Бек, категории непривлекательности и никчемности, представлены у клиента одновременно, связаны между собой и образуют Суперкатегорию Непринятия (4).

ДГУ (дисфункциональные глубинные убеждения) — Суперкатегория Непринятия. Системообразующим элементом этой суперкатегории является непринятие себя, производными от которого становятся остальные виды непринятия, формирующие субкатегории — непринятие себя (я — плохой для себя, токсичный), непривлекательность (в качестве представления о непринятии меня другими — я плохой для других), неуверенность в себе (в связи с непринятием себя — вера в собственную неэффективность, беспомощность, неуверенность в своем будущем (проекция образа «Я» в будущее) и т. п.

ФГУ (функциональные глубинные убеждения) — Суперкатегория Принятия — безусловное принятие себя и мира (такими, какие есть), условное принятие других (на согласованных условиях), условная привлекательность себя (я достаточно хорош для других), уверенность в себе (я уверен, я эффективен, я компетентен (имею навыки и способности справляться с проблемами и жизнью).

Следуя за их логикой структурирования в концептуализации собранных о клиенте данных, мы предлагаем регистрировать и его потребности, с помощью чего приходим к связям и генезу не только обслуживающих глубинные убеждения ментальных конструктов, таких как компенсаторные стратегии, промежуточные убеждения, схемы, но и к генезу самих глубинных убеждений, схем и протосхем, возникавших в свое время в связи с удовлетворением или неудовлетворением (фрустрацией) актуальных потребностей человека.

Таким образом, мы полагаем необходимым регистрировать в концептуализации данные и относительно удовлетворенных и фрустрированных потребностей как в прошлом, так и актуальные реализуемые или нереализуемые потребности в настоящем.

Концептуализация с опорой на потребности

-3

Концептуализация с опорой на потребности (рис. 2) призвана внести в традиционные виды концептуализации расширение модели генеза глубинных убеждений и схем с использованием опоры на потребности и разделения потребностей на три домена в контексте биопсихосоциальной модели Дж. Энгеля. Данная модель позволяет рассмотреть генез и развитие дисфункциональных убеждений и мыслей всех уровней в тесной взаимосвязи с неудовлетворенными (фрустрированными) потребностями сенситивного периода развития (значимые данные детства) и всей жизни (значимые данные жизни), использовать более точный сбор информации по контексту различных систем разного уровня, в том числе суперсистем, куда включена открытая персональная система человека — семьи как системы (микросоциум) и системы макросоциума (коллектив, этнос, страна, популяция, человечество, цивилизация). К биологическому домену мы относим потребность в выживании (включая потребление питательных веществ, воды, кислорода и прочее) и сохранении физиологического благополучия, потребность в безопасности и иные биологические потребности, к психологическому домену — потребность в познании, развитии и эмоциональные потребности (удовольствие, любовь, игра и т. д.) и иные психологические потребности, к социальному домену — потребность во взаимодействии, в общении, принадлежности (признании, принятии, принадлежности) и иные социальные потребности. Оригинальность представленной концептуализации заключается в том числе в использовании биопсихосоциальной модели потребностей, интегрированной в сложную модель когнитивной концептуализации. Это позволяет репрезентовать на уровне модели феномен человека в качестве сложной, открытой динамической системы и ее генез. Дисфункциональные последствия (реакции) компенсируются так называемыми компенсаторными стратегиями, в которых выделяется целый ряд категорий, описанных в монографии Дж. Бек и требующих отдельного и более подробного описания. Также мы предлагаем рассмотреть и адаптивные стратегии, вытекающие как из анамнеза (ресурсов человека), так и из терапии и текущего актуального релевантного опыта.

Концептуализация является основой для плана терапии, позволяя более осознанно, поэтапно и целенаправленно достигать тактических и стратегических целей терапии. В плане терапии, ориентированной на потребности, стратегия подразумевает формирование способов реализации ведущих потребностей и навыков, необходимых для их реализации. При достижении этой цели устраняются механизмы этиопатогенеза расстройств и генеза проблем, связанных с дисфункциональными способами удовлетворения потребностей, с которыми обратился за помощью пациент или клиент.

Второй этап. Формирование функциональных альтернатив; процедура — синтез; цели — тактические цели — формирование альтернативных дисфункциональным функциональных мыслей, убеждений, поведения; цели стратегические — адаптация, формирование и развитие функциональной системы, эмерджентность.

На основании плана терапии, сформированного на этапе диагностики, формируется последовательность терапевтических интервенций с использованием широкого арсенала методов и техник современной когнитивно-поведенческой терапии. Они направлены не только и не столько на снижение выраженности симптомов, жалоб, дискомфортов клиента, сколько на реконструкцию системы убеждений и отношений, в результате чего ведущие потребности человека удовлетворяются оптимально, адекватно и адаптивно, в отличие от предшествующих дисфункциональных, дезадаптирующих компенсаторных стратегий, имитирующих достижение целей или удовлетворяющих квазипотребности. Когнитивная реструктуризация касается как произвольных и автоматических дисфункциональных мыслей, так и дисфункциональных промежуточных и глубинных убеждений.

Для дисфункциональньной Суперкатегории Непринятия (с основой в виде непринятия себя) функциональной альтернативой является безусловное самопринятие. Безусловное самопринятие (USA — unconditional self-acceptance) было предложено еще А. Эллисом в качестве не только методики РЭПТ, но и ведущего вектора терапии, задающего ее стратегию. Этот эффект дают терапевтические отношения в качестве модели взаимодействия, которую клиент может интернализовать («присвоить», говоря языком описания гештальт- терапии) в случае их эффективной рефлексии и использования за пределами кабинета терапевта.

Альтернативой для выученной беспомощности выступает уверенность на основании получения альтернативного опыта путем поведенческих экспериментов, экспозиций и других техник КПТ и закрепляемого на третьем, тренировочном этапе ТОП. Альтернативной функциональной категорией убеждения по Дж. Бек выступает ГУ Эффективности (Effective core beliefs [8]).

Третий этап. Закрепление функциональных альтернатив (Тренировка); процедура — тренировка функциональных альтернатив; цели — тактические — закрепление функциональных мыслей, убеждений, поведения; стратегические цели — целостность, холистический эффект, гармония внутри системы и ее взаимодействие с окружающей средой, суперсистемами, в которые она включена.

На этапе тренировок функциональных альтернатив происходит закрепление функциональных паттернов мышления и поведения, сформированных на предыдущем этапе. Это закрепление мы можем рассматривать не только на психологическом, поведенческом, но и на нейрофизиологическом уровне — условных рефлексов и формирования новых связей нейросети.

Целостность и холистический эффект достигается устранением конфликтов как внутри системы (на уровне субсистем), так и в ее взаимодействии со средой, с суперсистемами, в которые она включена (микросоциум — семья, референтная группа и макросоциум — коллектив, этнос, государство, мир), за счет более осознанных, адаптивных и конструктивных форм и способов удовлетворения своих ведущих потребностей. Как бы ни расчленяли исследователи человека и его жизнь на этапы, функции, состояния и процессы, многие из них мечтали о синтезе разъятого и разобщенного человека в цельное существо. Холистический принцип подразумевает, что целое превышает возможности суммы его частей, что принципиально отличает этот этап от интеграции и даже системы. «Изменение системы есть одновременно и изменение ее окружения, причем источники изменения могут корениться как в изменениях самой системы, так и в изменениях окружения. Тем самым исследование системы позволило бы вскрыть кардинальные диахронические трансформации окружения» (2, 4).

Заключение

Терапия, ориентированная на потребности, является развитием концепций когнитивно-поведенческого направления психотерапии, призванного улучшить качество диагностических и терапевтических процессов на основе дальнейших научных исследований генеза и возможностей изменений системы убеждений человека, их генетического, эпигенетического, фенотипического, психофизиологического, нейросемантического и культурно-исторического базиса.

Впереди нас ждет большое количество различных исследований как для лучшего понимания классификаций потребностей, их дифференциальной диагностики, так и для оптимизации терапии с учетом удовлетворенных/фрустрированных потребностей человека в его прошлом, настоящем и образе будущего.

Список литературы

  1. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям.

— СПб.: Питер, 2018. — 416 с.: ил. — (Мастера психологии).

  1. Виноградов В. А., Гинзбург Е. Л. Система, ее актуализация и описание // Системные исследования. Ежегодник. — М.: Наука, 1971. — 280 с.
  2. Ковпак Д. В. Эволюция концепции когнитивно-поведенческой психотерапии // Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины. Сборник научных трудов, посвященный 100-летию кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. академика И. П. Павлова. — СПб.: Изд- во НИИХ СПбГУ, 2000. — С. 203–205.
  3. Ковпак Д. В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2015. — С. 23–28.
  4. Ковпак Д. В. Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии // VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2021. — С. 100–116.
  5. Ковпак Д. В., Мошкова О. А. Значение навыков и компетенций терапевтов в построении терапевтических отношений и рабочего альянса в когнитивно- поведенческой психотерапии // VIII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2022.
  6. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981.
  7. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно- информационная теория высшей нервной деятельности. — М.: Институт психологии РАН, 1998.
  8. Симонов П. В. Избранные труды. Т. 1: Мозг, эмоции, потребности, поведение. — М.: Наука, 2004.
  9. Beck J. S. Cognitive Behavior Therapy. Basics and Beyond. — 3rd ed. — New York: The Guilford Press, 2021.
-4

Присоединяйтесь к курсу “Основы когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на потребности"! Обучение стартует 15 ноября 2023 года в Москве. Количество мест строго ограничено!

Курс разработан для специалистов, которые уже проходили обучение на Базовом, Продвинутом и Супервизионном курсах Ассоциации КПП.