Найти тему
Айти Конус

Как внедрить 1С своими силами?

Оглавление

Что такое Внедрение 1С? Это определенная последовательность действий, выполнение которой приводит к результату – работающей автоматизированной системе 1С на Вашем предприятии, которая отвечает Вашим целям внедрения.

Эта последовательность действий называется технологией внедрения. Для успешного внедрения 1С нужно придерживаться технологии (их несколько) и придерживаться еще некоторым правилам.

Поделитесь этой статьей с тем, кто работает на 1С или только задумался о внедрении 1С. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на наш ТГ-канал "О внедрении и поддержке 1С без ошибок", где мы пишем о потребностях, болях и ошибках бизнеса при автоматизации на 1С, публикуем кейсы готовых внедрений и решений.

С чего начать внедрение 1С?

Запишите все вводные на бумагу. От правильности настройки 1С будет зависеть точность работы предприятия. Поэтому стоит взять ручку и блокнот, после чего ответить себе на несколько вопросов:

  1. Какая цель внедрения? Цель должна быть внешней по отношению к системе 1С, т.е. целью не должно быть само внедрение. Какие проблемы или задачи хотите решить, внедрив 1С?
  2. Какое количество пользователей будет работать в новой автоматизированной системе на 1С? Это важно, т.к. дальше потребуется узнать, сформулировать и обдумать требования и пожелания всех пользователей к системе.
  3. Какие требования у бизнеса к автоматизированной системе на 1С? Как Вы хотите построить бизнес-процессы в компании. Нужно обдумать и прописать каждую функцию, как она будет выполняться и последовательность выполнения функций – кто, что, на основании чего и когда делает, в т.ч. будет делать в автоматизированной системе 1С. Можно оформить этот пункт блоками: продажи, производство, закупки, финансовый учет, розничная торговля, складская логистика, доставка и прочие. Потребуется описывать каждый пункт в деталях. Например, какие подзадачи будут решаться в блоке доставка. А их может быть огромное количество: начиная от работы со сроками поставки, заканчивая отслеживанием маршрута. Если это, конечно, нужно бизнесу (имеем ввиду, эти функции отслеживания маршрута и т.п.).

Теперь давайте представим, что на предприятии работает только три человека, включая собственника бизнеса. У каждого свои требования к системе. Те самые блоки. Допустим, на сотрудника по 5 блоков. Итого уже 15 важных задач. И это только самые важные задачи. Мы не берем в учет такие параметры, как «Интеграция чат-бота в Telegram для управления 1С» или иные сложно реализуемые требования.

Имея на руках подобный список, нужно задать себе 2 вопроса:

  • получится ли настроить каждый пункт правильно своими силами?
  • хватит ли навыков, опыта и времени, чтобы сделать все грамотно?

Все-таки решили внедрять 1С самостоятельно? Составили список задач – переходите к следующему разделу алгоритма.

Выбор актуальной конфигурации программы 1С

Теперь нужно найти довольно много свободного времени. Оно потребуется на изучение справочного материала, различных презентаций и статей. Желательно сразу понять, какой программный продукт 1С наиболее полно отвечает целям, задачам и требованиям к автоматизированной системе. В какой программе 1С потребуется наименьшее количество доработок для выполнения требований к новой АС?

Например, если вы собираетесь заниматься розничной торговлей, то можно выбрать следующие редакции:

  • 1С:Управление нашей фирмой;
  • 1С:Розница;
  • 1С:Управление торговлей.

У каждой конфигурации есть свои плюсы и минусы. Также стоит учитывать, что существует множество нишевых решений для управления бизнесом. Например, если предприятие занимается реализации оптики, ему также подойдет конфигурация «1С:Розница Салон оптики».

Интересно! Официальное руководство пользователя 1С:Управление нашей фирмой – это онлайн документ на 14 глав. Введение в документе состоит из 11 параграфов. Первая глава, которая посвящена настройке работы пользователя в конфигурации, укладывается в 5 больших параграфов. И это только сухая справочная информация.

Конечно, не всегда пользователь досконально изучает тот или иной программный продукт. Некоторые идут более простым путем – записываются на курсы изучения 1С. Это удобно. Не будем скрывать, некоторые школы дают действительно хорошие знания. Человек начинает разбираться в системе. Давайте посмотрим на этот способ обучения внимательнее.

Обучение на курсах

Искать подходящие курсы – это еще одна задача. Дело в том, что владельцу бизнеса нужно заранее решить сразу несколько задач перед началом поиска:

  1. Общие сведения или точечные знания. Рекомендуем брать обучение только по той конфигурации, которую собираетесь внедрять на предприятии. Например, если выбор пал на 1С:Управление нашей фирмой, то нужно искать курсы именно по ней.
  2. Онлайн или офлайн. Рекомендуем отдавать предпочтение очному обучению. Так можно получать актуальные знания. При этом на месте закрывать задачи и требования для бизнеса, которые были выписаны ранее.
  3. Количество обучающихся. Можно пойти на курсы самому или оформить обучение на всех ответственных сотрудников, которые будут работать с программой.
  4. Обучение от учебного центра 1С. Речь идет о заведениях, которые получают официальную лицензию на обучения от разработчика ПО.

Учли все сведения? Теперь давайте посмотрим на цифры. Официальным вводный курс 1С:Управление нашей фирмой на 6 часов обходится в ₽2100. Это база знаний. Лекции в записи.

Внимание! Все цены указаны на момент написания статьи – середина июля 2023 года.

Учеба на очной основе обходится еще дороже. Например, обучение в лицензированном столичном центре обойдется в ₽21 490. Это углубленная программа на 20 академических часов с опытным педагогом.

-2

Теперь нужно трезво оценить свои силы и бюджет. Во-первых, обучение даже 3-сотрудников на хороших курсах уже перевалит за отметку в ₽60 000. А учиться лучше сразу и всем. Во-вторых, обучение отнимет 20 рабочих дней (по академическим часам). Можно посчитать по финансам, сколько потеряет предприятие, когда на рабочем месте не окажется 2-3 сотрудников в течение указанного срока. Далее потребуется углубленное изучение для тех, кто будет активно участвовать во внедрении. Тем не менее базовое обучение пригодится, даже если передумаете внедрять 1С самостоятельно.

Решили все-таки обучаться самостоятельно? Тогда переходим к следующему пункту – покупка и установка конфигурации 1С.

Покупка или аренда программы 1С и ее настройка

Нужная конфигурация выбрана. Куплено необходимое количество лицензии на все рабочие компьютеры для предприятия. Теперь самое важное – настройка/доработка 1С, перенос данных из текущих программ («старая» 1С или Excel и т.п.) – остатки, обороты за текущий год и т.п., тестирование, проверка и моделирование на тестовой базе на примере с реальными данными. Здесь при самостоятельном внедрении нужно сделать 2 шага:

  1. Установить и настроить конфигурацию и базу. Первоначальные настройки и моделирование на типовой конфигурации можно самостоятельно, если ранее были пройдены курсы, изучено множество литературы, просмотрены многие часы видео материалов. Перенос данных уже потребует больше времени от сотрудников. А доработка конфигурации и вовсе будет неподъемной задачей, т.к. потребуется знание и опыт программирования. Поэтому нужно будет выполнить второй шаг.
  2. Сформировать, написать ТЗ (техническое задание) программисту на доработки и те настройки, которые самостоятельно выполнить невозможно. Описать для программиста, что Вы имеете и как должно работать после доработок. Потребуется найти на эту часть грамотного специалиста 1С по Вашей конфигурации с опытом программирования, который ответственно подойдет к решению ТЗ и не подведет со сроками. Этому специалисту можно будет поручить и написание обработок по переносу данных в 1С из других баз или файлов.

Обучение пользователей при работе с программой и тестирование их функций

Программа установлена и настроена – это еще не конечная точка. Теперь нужно разобраться с пользователями 1С, со своими собственными сотрудниками. Их нужно обучить работать в 1С и в частности, как выполнять их функции теперь в новой базе 1С. Для этого лучше всего подойдут самописные инструкции на каждое рабочее место.

Далее Вам вместе с пользователями нужно протестировать и промоделировать все действия по инструкциям. При этом придется постоянно отрываться от рабочего процесса, чтобы проконсультировать по тому или иному вопросу. Но и это еще не конец. Для правильной работы системы нужно уметь работать с отчетами.

После этого еще раз актуализировать данные в базе (перенести актуальные остатки и  справочники и т.п.) и начинать работу уже в новой автоматизированной системе.

Система отчетности 1С

В программе реализован мощный функционал по отчетности. Его можно настроить под свои цели и задачи. Но и тут существуют свои нюансы. В программе есть масса настроек по отчетности:

  • группировки – вертикальные и горизонтальные;
  • система фильтров и отборов;
  • параметры полей отображения.

Мы указали только самые общие сведения по настройке отчетности. Пользователю необходимо досконально изучить систему отчетности 1С. Только так он сможет формировать правильные документы, настраивать их под себя, не пропуская важные данные и сведения.

Отчеты – это важнейший компонент. На их основе собственник бизнеса принимает точные управленческие решения. Он видит динамику развитие предприятия, находит ошибки, прогнозирует точки роста.

Стоит ли внедрять 1С самому?

В качестве итога давайте посмотрим на все 6 этапов внедрения программы сторонним взглядом. Оценим, какие ресурсы потребуется от собственника бизнеса, чтобы осуществить такую операцию своими силами. Попробуем спрогнозировать риски:

  1. Время. Самые болезненный пункт. Самостоятельное обучение – это время. Учеба в специальном центре – это потеря до 2/3 рабочего месяца. Внедрение ПО также отнимает время. Как показывает практика, неопытный пользователь не может установить и настроить 1С с первого раза. В большинстве случаев. Ему требуется много времени для доведения программы до ума.
  2. Деньги. Хорошее обучение – это большой бюджет. Зачастую его нужно больше, чем при внедрении 1С с помощью профильной компании. Тут же нужно учитывать время простоя предприятия, когда сотрудники находятся на обучении. И мы не говорим о прямых рисках потери денежных средств из-за ошибок или неверной настройки самой программы.
  3. Риски. Как мы говорили выше: настроить 1С с первого раза без ошибок – практически невыполнимая задача для неопытного пользователя. Пропуск какой-то настройки может спровоцировать некорректную работу в будущем. Одно дело, если ошибка обозначит себя на следующий день. А если проблема проявится через пару недель? Придется переделывать все по новой.

Внедрять 1С своими силами или доверить эту операцию профессиональной компании – мы придерживаемся точки зрения, что нужно доверится профессионалам.

С оригиналом статьи Вы можете ознакомится на нашем сайте: https://itkonus.ru/poleznye-materialy/kak-vnedrit-1s-svoimi-silami/

Если Вам нужна консультация по этой статье или другая консультация по 1С или по Внедрению 1С, обращайтесь к нам: +7 (3532) 50-56-93, https://itkonus.ru/