Найти тему
Культура Урала

8 самых известных гравюр из коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Оглавление

«Музей гравюры и рисунка» в Ирбите – единственный специализированный музей в стране, в котором собраны более 15 тысяч произведений уникальной коллекции мировой графики: гравюры, акварели, рисунки и книги. Экспонаты были подарены московским Государственном музеем изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина.

Мы собрали в этом тексте восемь самых известных работ из собрания «Музея гравюры и рисунка» Ирбита.

«Избиение младенцев» (Маркантонио Раймонди)

-2

Итальянский гравер эпохи Возрождения работал в редком на тот момент жанре репродукционной гравюры. Раймонди перерабатывал картины художников так, что копии практически не отличались от оригиналов, создав более 300 интерпретаций живописных оригиналов современников.

В 1510 году гравер познакомился с Рафаэлем Санти, по мотивам этюдов которого Раймонди и создал гравюру «Избиение младенцев». Работа основана на сюжете из Евангелия от Матфея, когда царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях.

Раймонди объединил эскизы отдельных персонажей и групп Рафаэля в гармоничную композицию. Работа с тенями и объемом, анатомия фигур и пропорции, пластика и движения, драматизм сцены впечатлили современников.

«Наполеон - властитель мира» (Автор неизвестен)

-3

Гравюра неизвестного художника изображает момент коронации Наполеона I Бонапарта, во время которого у будущего императора Франции с плеча ниспадает темно-красная мантия с горностаем.

«Снятие с креста» (Рембрандт Харменс ван Рейн)

-4

В 1632 году Рембрандт получил заказ создать для покоев принца Оранского две картины со сценами из Страстей Христовых – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста».

На гравюре «Снятие с креста» сюжет отражен зеркально, в нем отсутствуют некоторые детали. Главная группа персонажей написана крупнее и приближена к переднему плану. Рембрандт добавил на офорт важную деталь – мощный луч, освещающий тело Христа и людей, которые снимают его с креста, среди которых изобразил и себя, стоящим на лестнице. Остальная часть сцены уходит в темноту, лишается акцентов и становится неважной.

Рембрандт создал около 300 офортов, до наших дней сохранилось 80 медных пластин, остальные дошли в виде отпечатков.

«Самсон, раздирающий пасть Немейского льва» (Альбрехт Дюрер)

-5

Работа основана на эпизоде из жизни библейского персонажа Самсона, который обладал столь огромной силой, что голыми руками разорвал напавшего на него льва.

Возле ноги Самсона можно увидеть монограмму автора - сплетенные буквы А и Д.

«Поругание Христа. Увенчание тернием» (Франсуа Ланго)

-6

Однажды французскому рисовальщику и граверу Франсуа Ланго пришел заказ на графическую интерпретацию картины «Коронование терновым венцом» Ван Дейка, основанной на библейском сюжете об издевательствах римских солдат над Христом. Выполненная на девяти металлических досках – это одна из самых больших в мире гравюр

Ланго внес существенное изменение в композицию: у Иисуса Ван Дейка голова бессильно свешивалась к левому плечу, был виден только профиль, на гравюре Иисус повернут лицом к зрителю, а вокруг головы появилось сияние. Эта деталь привнесла новый акцент в сюжет. Если для Ван Дейка важны все персонажи, то Ланго выводит на первый план Иисуса – он кажется отстраненным от боли, унижений и эмоций других героев.

«Семейство Дария у ног Александра Македонского» (Жерар Эделинк)

-7

Фламандец Жерар Эделинк – один из первых крупных мастеров репродукционной гравюры XVII века, его работы – самостоятельное и критическое переосмысление чужих полотен, перевод с языка живописи на язык графики.

Свою работу гравер создал по живописному оригиналу своего покровителя Шарля Лебрена, художника и теоретика искусства. Изображен момент, когда Александр Великий со своим поверенным Гефестионом отправился поговорить с захваченной семьей персидского царя Дария III после победы над его войсками.

«Портрет живописца Иоанна Брейгеля» (Антонис ван Дейк)

-8

Работа из уникального замысла серии «Иконография», которая наряду с коронованными особами и выдающимися полководцами включала портреты художников, ученых, гуманистов, причем именно они составили серию портретов, открывающую издание. На этой работе изображен сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего – Иоанн Брейгель, прозванный за нежный и изысканный колорит своих картин «Бархатный».

Художник делал подготовительные рисунки, по которым гравюры исполняли мастера рубенсовской школы, в поздние издания включались и гравюры с живописных портретов художника. Для 15 портретов Ван Дейк собственноручно выполнил эскизы в офорте, которые затем довели до конца профессиональные резчики.

«Обручение Марии» (Альбрехт Дюрер)

-9

«Обручение Марии» – шестой лист из популярной серии ксилографюр «Жизнь Марии», состоящей из 19 обрезных гравюр на дереве и одного титульного листа.

«Жизнь Марии» – это поэтический рассказ, в котором реальность переплетается с легендой. Дюрер смешал евангельский сюжет с жанровой гравюрой, наделил персонажей чертами современников, тем самым сблизив Библию и жизнь Германии XVI века. Причем сюжеты для своих работ он искал в апокрифических источниках, поскольку в библейский канон жизнеописание Богоматери не входило.

На листе показан эпизод, в котором 14-летняя Мария обручается со старцем Иосифом.

По материалам Ирбитского государственного музея изобразительных искусств