«Музей гравюры и рисунка» в Ирбите – единственный специализированный музей в стране, в котором собраны более 15 тысяч произведений уникальной коллекции мировой графики: гравюры, акварели, рисунки и книги. Экспонаты были подарены московским Государственном музеем изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина.
Мы собрали в этом тексте восемь самых известных работ из собрания «Музея гравюры и рисунка» Ирбита.
«Избиение младенцев» (Маркантонио Раймонди)
Итальянский гравер эпохи Возрождения работал в редком на тот момент жанре репродукционной гравюры. Раймонди перерабатывал картины художников так, что копии практически не отличались от оригиналов, создав более 300 интерпретаций живописных оригиналов современников.
В 1510 году гравер познакомился с Рафаэлем Санти, по мотивам этюдов которого Раймонди и создал гравюру «Избиение младенцев». Работа основана на сюжете из Евангелия от Матфея, когда царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях.
Раймонди объединил эскизы отдельных персонажей и групп Рафаэля в гармоничную композицию. Работа с тенями и объемом, анатомия фигур и пропорции, пластика и движения, драматизм сцены впечатлили современников.
«Наполеон - властитель мира» (Автор неизвестен)
Гравюра неизвестного художника изображает момент коронации Наполеона I Бонапарта, во время которого у будущего императора Франции с плеча ниспадает темно-красная мантия с горностаем.
«Снятие с креста» (Рембрандт Харменс ван Рейн)
В 1632 году Рембрандт получил заказ создать для покоев принца Оранского две картины со сценами из Страстей Христовых – «Воздвижение креста» и «Снятие с креста».
На гравюре «Снятие с креста» сюжет отражен зеркально, в нем отсутствуют некоторые детали. Главная группа персонажей написана крупнее и приближена к переднему плану. Рембрандт добавил на офорт важную деталь – мощный луч, освещающий тело Христа и людей, которые снимают его с креста, среди которых изобразил и себя, стоящим на лестнице. Остальная часть сцены уходит в темноту, лишается акцентов и становится неважной.
Рембрандт создал около 300 офортов, до наших дней сохранилось 80 медных пластин, остальные дошли в виде отпечатков.
«Самсон, раздирающий пасть Немейского льва» (Альбрехт Дюрер)
Работа основана на эпизоде из жизни библейского персонажа Самсона, который обладал столь огромной силой, что голыми руками разорвал напавшего на него льва.
Возле ноги Самсона можно увидеть монограмму автора - сплетенные буквы А и Д.
«Поругание Христа. Увенчание тернием» (Франсуа Ланго)
Однажды французскому рисовальщику и граверу Франсуа Ланго пришел заказ на графическую интерпретацию картины «Коронование терновым венцом» Ван Дейка, основанной на библейском сюжете об издевательствах римских солдат над Христом. Выполненная на девяти металлических досках – это одна из самых больших в мире гравюр
Ланго внес существенное изменение в композицию: у Иисуса Ван Дейка голова бессильно свешивалась к левому плечу, был виден только профиль, на гравюре Иисус повернут лицом к зрителю, а вокруг головы появилось сияние. Эта деталь привнесла новый акцент в сюжет. Если для Ван Дейка важны все персонажи, то Ланго выводит на первый план Иисуса – он кажется отстраненным от боли, унижений и эмоций других героев.
«Семейство Дария у ног Александра Македонского» (Жерар Эделинк)
Фламандец Жерар Эделинк – один из первых крупных мастеров репродукционной гравюры XVII века, его работы – самостоятельное и критическое переосмысление чужих полотен, перевод с языка живописи на язык графики.
Свою работу гравер создал по живописному оригиналу своего покровителя Шарля Лебрена, художника и теоретика искусства. Изображен момент, когда Александр Великий со своим поверенным Гефестионом отправился поговорить с захваченной семьей персидского царя Дария III после победы над его войсками.
«Портрет живописца Иоанна Брейгеля» (Антонис ван Дейк)
Работа из уникального замысла серии «Иконография», которая наряду с коронованными особами и выдающимися полководцами включала портреты художников, ученых, гуманистов, причем именно они составили серию портретов, открывающую издание. На этой работе изображен сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего – Иоанн Брейгель, прозванный за нежный и изысканный колорит своих картин «Бархатный».
Художник делал подготовительные рисунки, по которым гравюры исполняли мастера рубенсовской школы, в поздние издания включались и гравюры с живописных портретов художника. Для 15 портретов Ван Дейк собственноручно выполнил эскизы в офорте, которые затем довели до конца профессиональные резчики.
«Обручение Марии» (Альбрехт Дюрер)
«Обручение Марии» – шестой лист из популярной серии ксилографюр «Жизнь Марии», состоящей из 19 обрезных гравюр на дереве и одного титульного листа.
«Жизнь Марии» – это поэтический рассказ, в котором реальность переплетается с легендой. Дюрер смешал евангельский сюжет с жанровой гравюрой, наделил персонажей чертами современников, тем самым сблизив Библию и жизнь Германии XVI века. Причем сюжеты для своих работ он искал в апокрифических источниках, поскольку в библейский канон жизнеописание Богоматери не входило.
На листе показан эпизод, в котором 14-летняя Мария обручается со старцем Иосифом.
По материалам Ирбитского государственного музея изобразительных искусств