Необходимость создания полного цикла производства микрочипов в России, причём на собственном оборудовании и с использованием собственных материалов, уже практически ни у кого не вызывает сомнения. Изделия микроэлектроники используются практически повсеместно, так что без них никак не обойтись. И так уж получилось, что по части этой самой микроэлектроники мы к данному моменту оказались вовсе не в передовиках.
Раньше, до введения незаконных санкций со стороны США и сочувствующих им стран, дефицит в этой области был у нас не столь заметен. Действительно, наши ведущие разработчики микросхем «Байкал» и «Эльбрус» могли заказать их физическое производство на Тайване, а российский передовик в области производства микрочипов зеленоградский «Микрон» имел возможность, хоть и не без труда, приобретать западное производственное оборудование.
Но вот с прошлого года, после вступления в силу западных ограничений, проблема, что называется, встала в полный рост. Все неравнодушные к микроэлектронике люди задались очевидным вопросом: «что делать?». Варианта, собственно, всего два. Первый: сменить зависимость от западных поставщиков товаров и услуг на зависимость от поставщиков китайских. Второй: создать полный производственный цикл отечественной микроэлектроники.
Понятно, что зависеть от кого-бы то ни было — не лучший выбор. Особенно в такой ключевой отрасли как микроэлектроника. К сожалению, любая зависимость накладывает свой отпечаток на характер взаимоотношений. Особенно, если зависимость критическая и от одной-единственной страны. В общем, для такой великой страны, как наша, это не подходит по принципиальным соображениям. Но есть кое-что ещё: Китай и сам находится под жёсткими западными ограничениями в области микроэлектроники, прежде всего самой передовой.
Сменить зависимость от передовых иностранных технологий на зависимость от иностранных же технологий, но только более отсталых, радость ещё та. Поэтому придётся создавать своё, причём самое лучшее и самое передовое. Предвосхищая реакцию скептиков скажу: а мы по другому не можем. Это не в российском характере: изо дня в день выполнять рутинную работу, лишённую смысла более высокого порядка. Это — к немцам. Нам же нужно непременно «дотянуться до звёзд». Самое время это сделать.
А что, собственно, для этого нужно? Всего три главных ингридиента: мозги, деньги и время. С чем с чем, а с мозгами у России всегда был, есть и будет полный порядок. На ум сразу пришли Б. Л. Розинг и В. К. Зворыкин, изобретатели телевидения, и В. М. Пентковский, создатель процессора Intel Pentium. Правда, эти устройства по итогу были реализованы в США, но это уже совсем другая история. Да и сейчас в области микроэлектроники у нас по стране рассыпаны, как электроны, идеи, наработки, открытия. Им просто нужно, как электрическому току, придать направленное движение.
В качестве источника напряжения здесь, конечно же, должны выступить деньги, причём прежде всего деньги государственные. Это опять же потому, что мы по другому не умеем. За всеми глобальными свершениями у нас в стране всегда стояло государство. Так что стоит создать разницу потенциалов «нет денег — есть деньги», как процесс пойдёт. К слову, государство уже начало приоткрывать кошелёк, правда пока очень аккуратно. Но деваться-то всё равно некуда, так что финансирование микроэлектроники будет только нарастать. А насчёт времени: мы медленно запрягаем, да быстро едем. Прокатимся с ветерком?