Спектакль «Горе от ума»/ комедия
Режиссер: Алексей Тебеньков
Художник: Артем Декин
Забайкальский краевой драматический театр
Забайкальский драмтеатр ставит спектакли по произведениям школьной программы, пытаясь заменить отсутствующий в городе ТЮЗ. Сцена видела несколько «Недорослей», множество пушкинских, гоголевских, мольеровских героев. А вот «Горе от ума» Александра Грибоедова в афише театра впервые.
Первые шаги актеров раздаются в темном зрительном зале: герои спектакля оказываются в боковых проходах, в ритме вальса добираются до сцены, резко переступают через рампу и оказываются в условном пространстве фамусовского дома. Главные герои уже здесь, замерли каждый в своей позе. Казалось бы, привычной для «четвертой стены» не будет, ведь режиссер ясно заявляет общность тех, кто в зале и тех, кто на сцене. Но многолетняя привычка играть так, будто зрителей нет, сильнее – открытое общение с залом происходит эпизодически.
Привычка актера Алексея Тебенькова разбирать каждую сцену отчетливо видится в режиссуре спектакле. Соединение частей в целое уступает место любопытным частностям. Так, на балу двуличие светского общества ярко выражается масками: у каждого своя на длинной ручке – удобно отделить это «второе лицо» и включиться в распространение слухов.
В читинском спектакле никто из героев не занимает центрального места – общество конформистов, карьеристов и спившихся шутов-революционеров (каким предстает Репетилов) не имеет лидера. Кем является Чацкий – революционером или жертвой любовных потрясений молодости, понять сложно. Герой противоречит сам себе, не соединяя отдельные сцены в общий образ. Искренняя любовь к Софье вдруг кажется пустым эгоизмом, жизненно важное соперничество с Молчалиным – игрой на публику, а политические взгляды и вовсе данью моде. Софья (Татьяна Куклина) определяется только в двух моментах – общении с Молчалиным (театрально разыгрывая сцены из любовных романов с громкими вздохами и обмороками) и разговоре с Чацким на балу. Разыграно тонко: естественные интонации, взаимодействие актеров, осмысленность каждого произнесенного слова и наполнение этих фраз болью невозможности быть вместе. В этой сцене появляется энергетика, режиссерское решение раскрывает символичность костюма (раскрытый корсаж платья обнажает алую изнанку), а собранность элементов позволяет зрителю, наконец, почувствовать происходящее.
Наибольшей выразительностью сцены этого спектакля обязаны ярким актерским работам, что добавляет ему фрагментарности. Так, подробно и с юмором сыгран Фамусов ведущим артистом театра Алексеем Заинчковским. Смешки невпопад, страстные домогательства в адрес Лизы, раздраженное шипение в сторону незваного Чацкого – всё достоверно и взаимосвязано. В доме, где царит разруха и даже главные часы не только стоят, но и покрылись паутиной, главная задача хозяина состоит в получении выгодной партии для дочери. Оттого так тепло встречает Фамусов Скалозуба (Алексей Карташов): вместе они уморительно опрокидывают одну за другой стопки водки под музыкальный ритм «раз-два-три» и напрямую общаются с залом, срывая аплодисменты на строках «Извольте посмотреть на нашу молодежь<…> В пятнадцать лет учителей научат!»
«Горе от ума» Алексея Тебенькова – драматическая эклектика, которой недостает связи по отдельности интересных частей. Здесь волшебный перезвон старинных часов звучит в современной обработке, бал проходит под музыку вальса из фильма «Кислород», длинные платья соседствуют с джинсами и свитером Чацкого, а тщательно завитые локоны Софьи с дредами Лизы. Подобно Чацкому он пытается предложить новое для родных мест, но еще слишком крепко держится за прошлое.
Алексей Тебеньков – ведущий артист Забайкальского краевого драматического театра, режиссер, педагог. Сыграл более 100 ролей. В качестве режиссера работает нечасто, «Горе от ума» – шестой спектакль за десять лет. Ранее ставил небольшие выездные сказки, «Недоросль» Д.Фонвизина и спектакль, посвященный 100-летию Октябрьской Революции по произведениям поэтов Серебряного века. Постоянный автор сценариев и постановщик театральных капустников. Режиссура Алексея Тебенькова прочно опирается на текст, отличается стремлением к поиску выразительных деталей и фрагментарностью мастера постановки театральных номеров.
Поддержите канал подпиской)
Вам может быть интересно: