Читки в Калининградском драматическом театре продолжаются – сегодня слушали (и смотрели) пьесу «Духи» Екатерины Августеняк. Драматург выступила и режиссером показа.
Екатерина Августеняк — драматург, художник перформанса, куратор fringe-программы фестиваля «Любимовка». Практикует методы экспериментальной драмы на стыке современного искусства и театра.
По словам автора, ударение в слове «духи» можно ставить по-разному (дУхи и духИ) и оба варианта окажутся верными. Хотя в целом действие пьесы разворачивается в парфюмерном магазине, герои настолько неуловимы, что, действительно, похожи на дУхи.
Пьеса, как и показ, получились концептуальными. Главенство идеи над содержанием нашло отражение в формате показа – актеры (их немного, пятеро) стояли в проходе зрительного зала. Показ проходит на малой сцене, поэтому пространство камерное и исполнители, помещенные в зал, легко слились с аудиторией. Это условные покупатели – посетители того самого парфюмерного магазина. На сцене же была только одна актриса – в микрофон она зачитывала бесконечный рекламный текст в духе «аромат сочетает в себе нотки ….» голосом и интонацией подчеркивая глянцевую идеальность мира, которая сочетается с безэмоциональностью и холодной отстраненностью. «Покупатели», напротив, были полны жизненной энергии и страданий (счастьем, кстати, никто наполнен не был). Реплики героев смешивались с репликами «рекламного голоса» и друг с другом – короткими отрывками звучали истории переживаний людей, состав парфюма, история создания духов, начиная от снадобий Лукреции Борджиа. Смешивались и спутывались настолько, что распутать этот клубок или уцепиться за какую-то одну нить уже не представлялось возможным. Четкая связь с темой духОв оказалась только у одной героини – для нее вылить на себя полфлакона было психологической защитой от насилия в семье. Поэтому ощущение неполной связи названия с содержанием тоже не покидало.
Концептуальное и физическое противопоставление рекламного, будто другого – сценического, нереального, условного мира – и жизненных историй простых покупателей, которые оказались среди зрителей и стали частью зрительного зала, любопытно. Наблюдать все это физически было не слишком удобно: сидеть боком в театральном кресле сложно – так же как и становиться непрошенным, нечаянным свидетелем подробностей личной жизни посторонних людей. Концепция не подвела.
Но слишком буквально подобранные отрывки историй из жизни, притом только тёмной её стороны, чрезмерное дробление фрагментов, не позволяющих полноценно уловить сюжетные линии и смысловые связи, создают ощущение, что общего смысла и нет вовсе – только это не приём создателей, а случайность. Будто автор дает так много свободы интерпретации зрителю/слушателю, что не удерживается на грани и в конечном итоге сам не осознает, что именно говорит и зачем. Повествование распадается на фрагменты, а пазлы не складываются даже в финале.
Визуально же это было красиво - несколько направленных лучей выхватывали артистов теплым желтым светом из темноты зала, клубы дыма временами красиво вились в этих лучах.
На самом деле, во многих случаях обсуждение со зрителями увиденного и услышанного после читки современной драматургии – главная ценность встреч. Возможность услышать восприятие и впечатления других людей (самые разные, часто полярные!), узнать, что поняли они, а что не поняли, сравнить со своими мыслями и ощущениями, озвучить вопросы и получить ответы (или не получить – и такое бывает), попытаться ответить на вопросы других – это та самая работа, ради которой подобные события и происходят в театре. Многие зрители признаются, что после таких обсуждений пьеса становится яснее или складываются смыслы. Сегодня обсуждение было очень активным и многолюдным!
Екатерина Августеняк работает также над адаптацией текста чеховской «Чайки», премьера которой пройдет в Калининградском драмтеатре 30 сентября.
А следующая читка на малой сцене театра запланирована на 31 октября.
Поддержите канал - подпишитесь)
А вы часто бываете на читках пьес?