Найти в Дзене
"Театральный чердак"

Как дуэт Трубецких из мюзикла "Декабристы" стал успешным самостоятельным номером: три версии разных театров

Фото из официальной группы Иркутского музыкального театра ВКонтакте
Фото из официальной группы Иркутского музыкального театра ВКонтакте

Не так уж часто дуэты или сцены из современных опер, мюзиклов или оперетт выходят за границы спектакля и становятся самостоятельными номерами, которые пересматривают, переслушивают, ждут в сборных концертах. Со времен "Призрака оперы" и "Нотр Дам де Пари" таких по пальцам пересчитать. В России в число таких выдающихся произведений за последние годы прочно вошел дуэт Трубецких из мюзикла "Декабристы" (либретто: пьеса — Карина Шебелян, стихи — Алина Байбанова). Композитор Евгений Загот создал ритмически сложную музыку, полную диссонансов и резких перемен, но при этом написал для князя и княгини Трубецких невероятно гармоничный дуэт, который запоминается с первого раза и долго не может отпустить.

Спектакль поставлен уже в нескольких городах России - первая постановка принадлежит Свердловскому театру музыкальной комедии. Режиссер - Кирилл Стрежнев.

Дуэт Трубецких в исполнении Татьяны Мокроусовой и Игоря Ладейщикова - это статичность героев и много дополнительных предметов на сцене, много детей на первом плане, много мелких движений, отвлекающих от важного разговора. Рамкой сжимают героев и колонны дворца, которые обрамляют сцену. Любовь героев в этом спектакле остается позади восстания.

Вот эта сцена:

Версия Иркутского музыкального театра, напротив, уравнивает чувства к любимому человеку и чувства к любимой Родине. Режиссер Филипп Разенков адаптировал спектакль для Иркутска. Исполнители: Евгений Алёшин в роли Сергея Петровича Трубецкого; Людмила Шер в роли Екатерины Ивановны Трубецкой; Народный артист РФ Владимир Яковлев в роли князя Трубецкого.

Это предельно лиричная сцена, нежная, трогательная, сказочно красивая и при этом достаточно динамичная - пустая сцена, падающий снег, синеватая подсветка, легкий дым и танец двух любящих людей, будто свадебный - ведь княгиня в белом, а князь в парадном. Артисту Евгению Алёшину не привыкать к амплуа героя - и атмосфера 19-го века, каким мы его представляем, очень подходит. Глубокие низкие ноты голоса Евгения Алёшина одновременно мягкие - и они максимально гармонично сочетаются с высокими нотами женской партии, придают дуэту теплоты и проникновенности. При этом Трубецкой в Иркутском спектакле - очень живой человек, и со своей Екатериной он говорит, как в живой женщиной, близкой не только духовно, но и физически. Это люди, готовые преодолевать все трудности жизни ради того, чтобы быть вместе.

Посмотрите и послушайте сами:

И вот дуэт Трубецких выходит из спектакля и становится номером в концерте. В исполнении артистов ростовского музыкального театра он почти в полтора раза медленнее - здесь сцена решена не в столь радужных тонах, как у иркутских коллег. Трубецкой Сергея Арутюняна поет жене (Анна Гаджиева) о своей любви, как далекому идеалу, как образу, но не живому человеку. И она так же. Драматургически это более напряженная сцена - герои разделены сеткой: вроде бы и рядом, но преодолеть преграду невозможно и их руки скользят мимо друг друга, будто оба - фантомы. Голоса исполнителей, особенно мужской, выше - и это тоже добавляет отстраненности сцене, холодности, обреченности.

Посмотрите - в какой-то момент кажется, что герои и вовсе никогда не встретятся вновь:

К слову, спектакль Иркутского музыкального театра номинировался на "Золотую маску-2021" в шести (!) номинациях. С исполнителями главных ролей и с режиссером спектакля, который раскрывает столицам человечность декабристов, я беседовала о мюзикле, об уникальной адаптации материала для региона, доступности музыкального языка и новой актуальности темы - прочесть можно здесь, на сайте MaskBook. Кажется, что точнее прочувствовать тему и образы декабристов смогли именно сибиряки - те, кто живет на земле, в развитие которой декабристы вложили столько сил.

А вам какой дуэт больше понравился?