Не так уж часто дуэты или сцены из современных опер, мюзиклов или оперетт выходят за границы спектакля и становятся самостоятельными номерами, которые пересматривают, переслушивают, ждут в сборных концертах. Со времен "Призрака оперы" и "Нотр Дам де Пари" таких по пальцам пересчитать. В России в число таких выдающихся произведений за последние годы прочно вошел дуэт Трубецких из мюзикла "Декабристы" (либретто: пьеса — Карина Шебелян, стихи — Алина Байбанова). Композитор Евгений Загот создал ритмически сложную музыку, полную диссонансов и резких перемен, но при этом написал для князя и княгини Трубецких невероятно гармоничный дуэт, который запоминается с первого раза и долго не может отпустить.
Спектакль поставлен уже в нескольких городах России - первая постановка принадлежит Свердловскому театру музыкальной комедии. Режиссер - Кирилл Стрежнев.
Дуэт Трубецких в исполнении Татьяны Мокроусовой и Игоря Ладейщикова - это статичность героев и много дополнительных предметов на сцене, много детей на первом плане, много мелких движений, отвлекающих от важного разговора. Рамкой сжимают героев и колонны дворца, которые обрамляют сцену. Любовь героев в этом спектакле остается позади восстания.
Вот эта сцена:
Версия Иркутского музыкального театра, напротив, уравнивает чувства к любимому человеку и чувства к любимой Родине. Режиссер Филипп Разенков адаптировал спектакль для Иркутска. Исполнители: Евгений Алёшин в роли Сергея Петровича Трубецкого; Людмила Шер в роли Екатерины Ивановны Трубецкой; Народный артист РФ Владимир Яковлев в роли князя Трубецкого.
Это предельно лиричная сцена, нежная, трогательная, сказочно красивая и при этом достаточно динамичная - пустая сцена, падающий снег, синеватая подсветка, легкий дым и танец двух любящих людей, будто свадебный - ведь княгиня в белом, а князь в парадном. Артисту Евгению Алёшину не привыкать к амплуа героя - и атмосфера 19-го века, каким мы его представляем, очень подходит. Глубокие низкие ноты голоса Евгения Алёшина одновременно мягкие - и они максимально гармонично сочетаются с высокими нотами женской партии, придают дуэту теплоты и проникновенности. При этом Трубецкой в Иркутском спектакле - очень живой человек, и со своей Екатериной он говорит, как в живой женщиной, близкой не только духовно, но и физически. Это люди, готовые преодолевать все трудности жизни ради того, чтобы быть вместе.
Посмотрите и послушайте сами:
И вот дуэт Трубецких выходит из спектакля и становится номером в концерте. В исполнении артистов ростовского музыкального театра он почти в полтора раза медленнее - здесь сцена решена не в столь радужных тонах, как у иркутских коллег. Трубецкой Сергея Арутюняна поет жене (Анна Гаджиева) о своей любви, как далекому идеалу, как образу, но не живому человеку. И она так же. Драматургически это более напряженная сцена - герои разделены сеткой: вроде бы и рядом, но преодолеть преграду невозможно и их руки скользят мимо друг друга, будто оба - фантомы. Голоса исполнителей, особенно мужской, выше - и это тоже добавляет отстраненности сцене, холодности, обреченности.
Посмотрите - в какой-то момент кажется, что герои и вовсе никогда не встретятся вновь:
К слову, спектакль Иркутского музыкального театра номинировался на "Золотую маску-2021" в шести (!) номинациях. С исполнителями главных ролей и с режиссером спектакля, который раскрывает столицам человечность декабристов, я беседовала о мюзикле, об уникальной адаптации материала для региона, доступности музыкального языка и новой актуальности темы - прочесть можно здесь, на сайте MaskBook. Кажется, что точнее прочувствовать тему и образы декабристов смогли именно сибиряки - те, кто живет на земле, в развитие которой декабристы вложили столько сил.
А вам какой дуэт больше понравился?