Найти в Дзене

Настало время ecom: как электронная коммерция уничтожает розничные магазины

Сегодня, так или иначе, каждый человек тесно связан с электронной коммерцией (ecom). Все знают, что такое маркетплейсы и насколько удобно заказать товар не выходя из дома с бесплатной доставкой. Но вы заметили, насколько страдают традиционные розничные магазины и есть ли у них будущее?

В 2018 году в Сочи проходил РИФ (Российский инвестиционный форум) на котором выступали крупные бизнесмены страны. Еще тогда обсуждалась концепция при которой розничных магазинов не будет существовать. Звучит грубо, но на форуме представляли автоматизированные магазины без продавцов и активно обсуждали инвестиции в электронную коммерцию.

Безусловно, сетевые магазины как существовали, так и будут существовать. Но даже они активно инвестируют в ecom. Почти у каждого сетевого магазина появилась экспресс-доставка от 30 минут и мобильное приложение с полным ассортиментом. А большинство из них уже активно торгуют на маркетплейсах и каждый день обрабатывают тысячи заказов.

Мы провели опрос среди наших клиентов, которые занимаются розничной торговлей. И те показатели, которые мы получили, были вполне ожидаемы. 50% прибыли они получают именно с маркетплейсов, а 30% с интернет-магазина. Остается 20%, которые приносит розничный магазин. Удивлены? Не стоит.

Но как же доля клиентов, которым необходимо увидеть и потрогать товар перед его покупкой? И даже это позволяют маркетплейсы. В большинстве случаев, не обязательно сразу производить оплату. Можно заказать товар, посетить пункт выдачи, увидеть и потрогать, а только потом принимать решение, нужен он вам или нет. Маркетплейсы стараются быть на стороне клиента и лояльны к отказу и возврату (не все, но большая часть).

Один из маркетплейсов (чтобы избежать проблемы с авторским правом, называть его не будем) запустил продажу автомобилей. Теперь можно сидя на диване приобрести новенький седан, но вот вопрос о его доставке, конечно, остается сомнительным.

Как быть розничным магазинам-динозаврам? Под магазинами-динозаврами мы подразумеваем тех, кто еще никак не связан с электронной коммерцией. С каждым днем становится сложнее выйти на рынок электронной торговли, ведь конкуренцию никто не отменял. Если магазин не является дистрибьютором какого-либо товара или не имеет уникальный товар, то будет непросто и потребуются вложения. Ведь сейчас на маркетплейсах сосредоточено множество производителей, которые отгружают товар напрямую с завода и предоставляю самую низкую цену.

Стоит ли открывать розничный магазин в 2023? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос, но лучше начать с маркетплейсов. Вам не нужно искать помещение, платить аренду и закупать торговое оборудование, а тем более нанимать сотрудников. Вы можете устроить склад прямо у себя дома, приобрести термопринтер, упаковку, открыть ИП или ООО и начать торговать.

Будущее ближе, чем кажется. То, что было актуально вчера, не актуально сегодня. Но рынок электронной торговли развивается очень быстро и, по сути, сейчас он находится на пике. Не бойтесь пробовать новое, если у вас розничный магазин, открывайте для себя ecom. Если у вас нет магазина, тоже делайте это. Мы поможем, достаточно просто написать.