Политолог Алексей Макаркин пишет:
«1. Для властей Азербайджана руководители НКР являются сепаратистами, нарушившими законодательство страны. <…> Задача Ильхама Алиева – не только полный демонтаж государственности НКР, включая и ликвидацию институтов, <…> но и арест тех лидеров, которых удастся задержать. Помимо психологического момента <…>, здесь есть и желание не допустить существования карабахской государственности даже в виртуальном виде, в изгнании, как потенциальной угрозы. <…>
2. Почему очень богатый человек был вынужден ехать через КПП на автомобиле? Потому что альтернативой являлось бы использование санитарной авиации – а это в нынешних условиях, когда люди уезжают в лучшем случае на автомобилях, с этической точки зрения то же самое, что прорываться в шлюпку на «Титанике». Это конец репутации в среде соотечественников, гражданская смерть. <…>
3. Россия формально имеет полное право не защищать Варданяна, так как он больше не ее гражданин. Тем более, что отказ от гражданства мог вызвать эмоциональную реакцию отторжения <…>.
4. Но есть несколько нюансов. Во-первых, даже с формально юридической стороны Россия нередко хотя бы на вербальном уровне публично вступается за людей, которые никогда не были ее гражданами <…>. Во-вторых, Варданян был и остается участником именно российского делового сообщества вне зависимости от того, есть ли у него паспорт России. И основанная им Московская школа управления «Сколково» — это российское учебное заведение.
И, в-третьих, Россия в соответствии с никем не отмененными соглашениями 2020 года до сих пор официально занимается миротворческой миссией в Нагорном Карабахе – и, значит, несет свою часть ответственности и за ситуацию в регионе, и за судьбу населения вне зависимости от того, сколько времени человек проживал на его территории. И это важный репутационный момент».