Найти тему

Пороемся в аналитике Яндекс Маркета

Давненько не заглядывала во вкладку "Аналитика". Было анонсировано несколько изменений. Попробуем поискать, а заодно и разберём, что там есть и что нам маленьким, но гордым продавцам может быть полезно.

Если вдруг меня начал читать Tefal или Kalinoff: ребята, мне лестно, но пишу не для вас. Пишу для микро-производств и мастеров handmade. Для тех, кто своими силами и руками пытается превратить 5 златых в 500.

Итак, аналитика Я.Маркета. Беспощадная и бессмысленная? Или всё же найдём, чем воспользоваться?

Вкладка "Аналитика" в "серьёзном" блоке самая последняя
Вкладка "Аналитика" в "серьёзном" блоке самая последняя

1. Ключевые показатели

Это основная информация, собранная по всем другим вкладкам. Страница особенно актуальна, когда в продаже много товаров. Единственный минус - это запоздалое обновление данных, через двое суток.

Для нас, микро-производств и мастеров handmade, самая полезная тут информация - это число показов и конверсия в корзину - во вкладке "Показатели продаж". Вспоминая алгебру за 6 класс, можно вычислить, сколько раз Ваши товары добавляли в корзину за указанный период. Можно и не вычислять, так как в Аналитике во вкладке "Показы и продажи" --> "Показы и конверсии" есть данные о конверсии в корзину в штуках, а не процентах.

Кто с конверсиями не работал до этого, в штуках воспринимается яснее 😁

Дальше напрягаем левое полушарие мозга, анализируем ситуацию в стране, в мире, привязываем всё к грядущим праздникам, акциям и т.п. Например, если в сентябре была низкая конверсия, а под конец октября заметно увеличилась, это значит что? Что люди ждут дурацких, фейковых для нашей страны, ноябрьских распродаж. Накидали в корзину и надеятся, что цены упадут в два раза 😂

Или, например, в новостях сказали, что запасы гречки иссякают, - у продавцов гречки конверсия взлетела. Тут больше вот такой смайлик подходит 🙁

Все скрины с моего кабинета
Все скрины с моего кабинета

❗ Тем, кто ведёт два и более магазинов с одного аккаунта: обращайте внимание на выбранный магазин справа вверху страницы.

❗ И, переключаясь, между вкладками в Аналитике, не ждите, что выбранный временной интервал отчёта, останется тем же при переходе на другую вкладку. А то можно запутаться.

2. Показы и продажи

Уже сейчас, 16.10.23, в этой вкладке висит сообщение от команды Яндекс Маркета, что они "скоро скроют этот отчёт". Ну, что ж, функционал один из самых свеженьких на рынке маркетов, ребята стараются оптимизировать. Подсказывайте им в опросах на площадке - они реально прислушиваются.

В сервисах Аналитики на 16.10.2023 три опроса

Эта вкладка полезна данными о той же конверсии, но более подробной. Можно посмотреть информацию про определённые категории или даже про конкретный товар. А можно, действительно, не задумываться, ведь эта вкладка гораздо менее информативна нежели следующая.

3. Аналитика продаж b

Очень удобная таблица со всем необходимым, которую можно подстроить под себя.

Есть возможность выбора не только между магазинами, но и между схемами работы. Мы можем посмотреть, как продаются наши товары, которые мы отгружаем сами после заказа (FBS), можем посмотреть, как продаётся то, что поставлено на склад Я.Маркета (FBY) и т.д.

Кнопка добавления условий
Кнопка добавления условий

По выделенной кнопке на скрине можно добавить один пункт, несколько или все. Но они будут работать взаимоисключением. То есть если Вы выберете в поле "Бренд" нужный бренд, а он не указан в карточке какого-то товара или указан не он, то информации по нужному товару Вы не увидите, даже если все другие поля будут заполнены верно. Это ещё одно "за", почему нужно максимально информативно и точно заполнять карточки товаров при добавлении - аналитика будет полной и без ошибок по невнимательности.

По кнопке "Как увеличить показы" ничего нового нет. Верно заполняем карточки товаров, не наглеем с ценами, участвует в акциях и т.п. Написано там кратко и, на самом деле, полезно. Настоятельно рекомендую освежить эти "заповеди" - вот тут сцыль на эту статью из базы знаний маркета.

У меня два магазина, и в ближайшее время станет 2 метода работы. Мне будет интересно сравнить FBS и FBY, особенно учитывая то, что каждый раз, когда падает заказ на этом маркете, отгрузка всегда через несколько дней, даже если покупатель выбрал доставку в пункт выдачи, хотя у меня в графике работы везде стоит 24/7. Техподдержка мне ничего внятного не ответила по этому поводу, не техподдержала 😂 Буду разбираться методом проб и ошибок.

Аббревиатура ТП имеет много вариантов расшифровки...
Аббревиатура ТП имеет много вариантов расшифровки...

Далее в самой таблице можно настроить отображение только нужных данных. Можно скрыть не нужные пункты. Делается по кнопочке "Метрики". Мне, например, не нужны данные о возвратах и невыкупах, ибо их нет у меня. Ещё ни разу не было. А лишний столбец меня только отвлекает, убрала.

Помимо этого, с помощью точек слева от каждой метрики можно поменять их последовательность: хватаем нужный пункт за эти точки мышкой и перетягиваем наверх-вниз.

Полные данные по вашим магазинам
Полные данные по вашим магазинам

Можно выбрать 2-3 нужных столбца и сформировать отчёт - в него попадут только выбранные метрики. После того, как отчёт сформируется, он будет доступен при нажатии на "колокольчик" вверху страницы. Там всегда лежат свежесозданные отчёты.

Теперь по полезным пунктам таблицы.

Две разные конверсии. Одна - конверсия в корзину. Это показатель соотношения: сколько было всего показов ваших товаров (в результатах поиска, в спецблоках, в других сервисах Яндекса) и сколько раз аудитория положила их в корзину. Вторая конверсия - в покупку. Соотношение двух чисел: сколько человек положили товар в корзину и сколько потом его купили.

На своём кабинете показываю
На своём кабинете показываю

Обратите внимание на скрин. "Плетёное" кашпо Яндекс демонстрировал 11 818 раз. 33 человека добавили его в корзину. Вспоминая алгебру за 6 класс (ну, чтобы продумать и закрепить информацию) и метод решения уравнения пропорцией, 11 818 - это 100 % показов, а 33 добавления в корзину - это 0,28 %. Вот вам и конверсия. Она может быть 100%, но с количеством показов "1". Вы посмотрели свой товар на маркете, и проверили, добавляется ли он в корзину. И забыли о нём. Как итог, конверсия - не информативна. Она всегда рассматривается в симбиозе с количеством показов.

Дальше по плетёному кашпо: добавили-то его 33 человека, но никто не заказал. Поэтому конверсия из корзины в заказ - 0%. Если будет так и дальше, нужно или снижать цену, или запихивать товар в дополнительную Акцию, или увеличивать кэшбек баллами Плюса, или ещё что-нибудь, что придумает ваш внутренний маркетолог 😂

Ещё пара полезных столбцов - про показы и добавления в корзину с бустом продаж. Вы по этой таблице можете следить, как "отыгрывает" буст.

Если Вы не читали предыдущие мои статьи, то в двух словах: при продвижении на Яндекс Маркете очень хорошо себя показывает буст продаж. Показы увеличиваются, но платите Вы только тогда, когда товар заказывают и только ту сумму, которую указали в настройках буста. Даже меньше - цену конкурента перед Вами.

4. Качество (только DBS)

Я, к сожалению, не смогу подробно рассказать про этот пункт, ибо касается он только магазинов, работающих по схеме DBS, то есть продажа со своего склада собственными силами.

У нас была попытка так поработать, магазин я создавала отдельный, но звёзды не сошлись. Товары наши не первой необходимости, а Тверь - город маленький. Я его через пару месяцев отключила, так как заказов не было, а отчётность мою он путал.

Но, судя по тому, что на скрине, то на этой вкладке демонстрируются проблемы в работе магазина.

О продаже запрещенных товаров, о просроченных отгрузка, о сбоях в передачах через API и т.п.
О продаже запрещенных товаров, о просроченных отгрузка, о сбоях в передачах через API и т.п.

5. Динамика продаж

Не смотря на то, что в названии вкладки есть "FBS и FBY", но в моих двух магазинах при попытке сформировать отчёт, мне пишут "нет данных". То ли из-за того, что "динамики" нет 😂, то ли из-за того, что при размещении новых товаров я в в самом подвале карточки там, где про поставки, я всегда выбираю "поставок не будет".

Большая часть товаров делается не повторяющимися партиями. А те, что мы производим на небольшой поток, они никуда не поставляются, а лежат дома 🙈😂 Когда я только заводила первые карточки, то не совсем поняла этот пункт, и с тех пор машинально выбираю "поставок не будет". Даже когда обновляю количество в таких товаров, проблем не возникает. Думаю, этот пункт гораздо важнее при работе по схеме FBY.

6. География продаж

На мой взгляд, тоже очень полезная вкладка.

География продаж в админке Яндекс Маркета
География продаж в админке Яндекс Маркета

Какую пользу мы можем отсюда извлечь?

В моём случае, никакой 😂

Но если Вы создаёте товар/товары массово, то на этой вкладке можно проследить, сколько стоит доставка в другие регионы и перевести такие товары на схему FBY.

Учитывая характеристики целевой аудитории моего канала, то напомню мастерам ещё о том, что Я.Маркет сделал много поблажек на размещение новогодних товаров на их складах (то есть FBY). Вот в этой моей статье подробнее про снижение платы за хранение и за отмену платы на некоторые товары.

Очень хорошие новости от Яндекс Маркета
Около Успеха. Slow media21 августа 2023

То есть Вы сейчас можете зайти на маркет с товарами повышенного спроса с абсолютно бесплатным хранением на складах Яндекс Маркета, что означает максимально оперативную доставку.

Кстати, Озон после этих новостей от Я.Маркета выпустил новость о бесплатном хранении "SUPER-товаров", к которым относятся даже те, о которых нет данных, которые ни разу не покупали, то есть все новые, что добавите 😉

Если не слышали и стало интересно, то подробно вот тут.

Слегка отвлекусь от темы, чтобы напомнить, что если нет никаких акций, то схема работы FBY на Я.Маркете и FBO (это ровно одно и то же) на Озоне выгодна только в случае мелко и среднегабаритных товаров. Выгода заканчивается где-то на габаритах 40х40х40.

7. Доля продаж

Здесь отображается информация по Вашим товарам, которые были заказаны за последние 30 дней. Сравнивают Ваши продажи и продажи других продавцов в этой категории за определенные даты.

"Малышам" тут особо делать нечего. Может, потешить своё самолюбие в удачные дни 😜

Но вот, что я хочу отметить, обратите внимание на мой скрин ниже

Откройте скрин, чтобы увидеть цифры в чёрном квадратике
Откройте скрин, чтобы увидеть цифры в чёрном квадратике

За 15 октября на всём Яндекс Маркете в конкретной категории было продано всего 5 сундуков, 1 из которых наш. И за все последние 30 дней продажи в этой категории не превышали 8 единиц товара в сутки.

По мне, так это печально. Но зато не так обидно, что наш сундук на Я.Маркете заказывают редко, так как тут вообще достаточно "тухло" в этой категории.

8. Цены конкурентов

Если Вы продаёте то, что создаёте своими руками, ситуация, когда в этой вкладке маркет сравнивает Ваши товары с чьими-то чужими, максимально иллюзорна. Сравнивает машина, механизмы. Поэтому тут не может быть Вашего авторского кашпо и кашпо другого мастера. Фотографии и описания могут быть похожи, но точно не будут одинаковы. Это не молоко "Простоквашино" в разных магазинах с одинаковым составом и картинками. Машина не подтянет другие кашпо для сравнения.

Поэтому сюда, если и есть, попадут Ваши же товары, только с другого маркетплейса. Или товары Вашего недобросовестного конкурента, который стырил Ваши фото/описание. В этой ситуации смело пишем в техподдержку, доказать это реально, за это штраф и бан.

Поэтому можете заглядывать в эту вкладочку периодически, чтобы проверить наличие таких "редисок" 👿 Заглядывайте, пока вкладку не закрыли, а то тоже грозят её переместить, во вкладку "Товары" --> "Цены". Там, кстати, ей и место - будет удобнее 🙃

❗ Никогда, даже под дулом пистолета, не пользуйтесь никакими автоматическими услугами: автодобавление в Акции, автопилот для цен... НИКОГДА! Вспоминайте всегда, в какой стране живёте 😜 В замечательной стране гениальных людей, которые не успевают за своей мыслью. Поэтому не корысти ради, а пользы для... это ввели. Но это или не работает вовсе, или работает не так, как планировалось, или ошибка возникнет на Вашем веку.

9. Что продавать

Этот блок должен быть очень полезным. Но как я не силилась найти эту пользу для микро- и нанопроизводств, не смогла.

Во вкладке есть возможность посмотреть, каких товаров нет на маркете вообще, и какие товары пользуются повышенным спросом.

Отсутствующие товары можно посмотреть прямо тут на странице, с маленькими фотографиями и средней ценой на них в инете. А чтобы "рассмотреть" востребованные, нужно обязательно скачать EXCEL'евский документ 🤔

Не знаю, как у Вас, а у меня глаз начинает дёргаться от любого документа Excel, особенно такого заполненного всякими не нужными мне для ознакомления и сравнения числами, всякими штрикодами, sku-кодами, артикулами и т.п.

Не удобно, категорически не удобно, господа разработчики!

А ещё очень печально, что в ТОП 20% товаров в любой категории входят товары из низшего ценового сегмента.

Эх, Верещагин-Верещагин...
Эх, Верещагин-Верещагин...

Ручной труд не может стоить дешёво. Поэтому для мастеров в этом блоке делать особо нечего. Подождём немного, может, сделают раздел удобнее и перспективнее.

В заключении

Это всё, что есть сейчас в Аналитике Яндекс Маркета. Не густо, конечно, но весьма полезно, свои выводы можно сделать. Ровно такая же аналитика была до недавнего времени и на Озоне, была бесплатной. Единственное, чуть в более удобной форме. А сейчас она стоит 2990 рублей в месяц 🙈☝

Актуальны, полезны и имеют какой-либо вес:

  1. Аналитика продаж b. Удобная, информативная настраиваемая таблица, по которой можно проследить спрос на товар, а также где Вы теряете покупателей
  2. География продаж. Чтобы снизить расходы на доставку заказов, и проверить, не обнаглел ли кто-то, нарушая авторские права
  3. Доля продаж. Чтобы понимать масштабы общих продаж в конкретной категории.

Так что пользуйтесь Аналитикой, пока и её не отобрали 😂

В опросе для команды Яндекс Маркета я уже написала, и вам напишу: не хватает очень полезной вкладки типа "Распродано" в аналитике Озона. Туда попадали товары, которые закончились и на которые подписались люди, чтобы получить уведомление о том, что товар в наличии. С помощью неё можно было корректировать производственный процесс.

Пригодилась информация - я рада! С вас - "лайк": это топливо для следующих статей 😂Не согласны с чем-то или есть что дополнить - добро пожаловать в комментарии!