Найти в Дзене
Институт воспитания

Подборка важных книг о воспитании для родителей

Оглавление

Для каждого родителя воспитание ребенка становится одной из важнейших сюжетных линий жизни. Только искусство быть родителями нигде не преподают. Поэтому в воспитании мамам и папам нередко помогают лишь сама жизнь и интуиция. На самом деле книжные полки магазинов едва выдерживают количество изданий по воспитанию детей. Мы подготовили список основополагающих книг о воспитании, среди которых как труды психологов и педагогов прошлого столетия, так и те, что стали классикой в наши дни.

«Как любить ребёнка», Януш Корчак

Вопреки названию книга — не свод готовых формул для родителей и учителей, а синтез наблюдений, размышлений и мягкого лиризма историй из опыта учёного, педагога, директора детского дома и семейного доктора в одном лице.

«Как любить ребёнка», Януш Корчак
«Как любить ребёнка», Януш Корчак

«Как любить?» — риторически спрашивает Януш Корчак и отвечает на этот вопрос, прослеживая жизнь ребёнка в разных аспектах и ситуациях. Главный секрет любви от Януша Корчака в том, что каждый новорождённый — не дитя неразумное, а индивидуальность — со своим темпераментом, интеллектом, самоощущением. Ребёнок выражает свои желания и нежелания с первого дня жизни, и задача родителей — учиться этому невербальному языку. А дальше — продолжать строить отношения разных и равных людей, преодолевать конфликты, проходить через искусно скрываемые двойки, первую любовь, половое созревание и многое другое. В этом ребёнку как отдельной личности можно либо помочь, показывая пути решения, либо помешать, навязывая их.

«От двух до пяти», Корней Чуковский

«От двух до пяти», Корней Чуковский
«От двух до пяти», Корней Чуковский

Книга Корнея Чуковского посвящена детской речи. По мнению автора, в период с двух до пяти лет каждый малыш становится «гениальным лингвистом». Не зная законов языка, ребёнок обладает повышенной чувствительностью к нему: с лёгкостью запоминает звучание и значение слов, анализирует их формы и смысл, осваивает правила грамматики. Он играет со словом, как и с игрушками, и невольно создает новые грамматические и словесные формы, феномены рифмотворчества, песенки-шумелки. Без детских языковых экспериментов — «улиционеров» вместо «милиционеров», которые взрослым кажутся шалостями, повзрослевший человек не сможет стать хозяином своего слова. Детский поэт пробует найти отгадку вечного творчества, научить взрослых осторожному отношению к детскому удивлению перед словом и убедить их в ценности словесных игр с малышами в возрасте от двух до пяти лет.

«Как любить детей. Опыт самоанализа», Шалва Амонашвили

«Как любить детей. Опыт самоанализа», Шалва Амонашвили
«Как любить детей. Опыт самоанализа», Шалва Амонашвили

Книга — череда автобиографических историй об авторе со школьных лет и до собственных педагогических экспериментов. Перед нами предстаёт грузинский сорванец, который до седьмого класса с горем пополам переходил из класса в класс. Появляются в произведении и его учителя. Ключевой образ — учительница грузинского языка и литературы автора, которая настолько изменила отношение юного Шалвы к учебе, что вечно отстающий окончил школу с золотой медалью и стал на путь педагогики.

В историях своего детства, юношества и профессионального становления он рассматривает роль учителя во всех смыслах этого слова в судьбе ребёнка. Автор показывает, как не надо обучать и как это делать лучше. Для него образование — это, прежде всего, воспитание, а потом уже знания. Главным в этих процессах педагог видит любовь, поскольку именно это чувство со стороны учителя, которым можно считать не только педагога в школе, но и воспитателя, и родителя, является самой действенной силой. Истории о детстве великого педагога, его достижениях и выводах вдохновят каждого общаться с ребёнком через сердце.

«Ваш непонятный ребёнок», Екатерина Мурашова

«Ваш непонятный ребёнок», Екатерина Мурашова
«Ваш непонятный ребёнок», Екатерина Мурашова

В поле зрения автора — проблемы воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возрастов.

Откуда берутся детские фобии, что такое гиперактивность или невроз отличника, как пережить трудности школьной адаптации, что делать с неуспеваемостью, кризисом подросткового возраста или асоциальным поведением — в книге отражен комплекс детских проблем, с которыми сталкиваются родители. Психолог на случаях из собственной практики объясняет причины возникновения той или иной ситуации, особенности и пути решения. Книга поможет родителям понять, что творится в голове у ребёнка, и не стать незваным гостем в его психологическом развитии, но при этом ничего не упустить.

«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер

«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер
«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер

Кажется, общаться с детьми — так естественно. Но если ребёнок постоянно лепечет какие-то глупости, а вы устали на работе? Или в какой-то момент общение сводится к паре дежурных фраз о делах в школе? А между тем потребность ребёнка в прочных взаимоотношениях с родителями не меньше, чем в питании и медицинском уходе. Психолог Юлия Гиппенрейтер раскрывает базовые моменты общения между родителями и детьми. Книга написана как система уроков. В программе — принятие ребёнка, соблюдение личных границ и его права на самостоятельность, умение слушать, разрешение тупиковых и конфликтных ситуаций, дисциплина. Произведение можно назвать практическим пособием для родителей по выстраиванию отношений с детьми, которое поможет найти баланс между строгостью и любовью и начать общаться со своими детьми так, чтобы они понимали и слушали вас, а вы — их.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

-7

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.