Для каждого родителя воспитание ребенка становится одной из важнейших сюжетных линий жизни. Только искусство быть родителями нигде не преподают. Поэтому в воспитании мамам и папам нередко помогают лишь сама жизнь и интуиция. На самом деле книжные полки магазинов едва выдерживают количество изданий по воспитанию детей. Мы подготовили список основополагающих книг о воспитании, среди которых как труды психологов и педагогов прошлого столетия, так и те, что стали классикой в наши дни.
«Как любить ребёнка», Януш Корчак
Вопреки названию книга — не свод готовых формул для родителей и учителей, а синтез наблюдений, размышлений и мягкого лиризма историй из опыта учёного, педагога, директора детского дома и семейного доктора в одном лице.
«Как любить?» — риторически спрашивает Януш Корчак и отвечает на этот вопрос, прослеживая жизнь ребёнка в разных аспектах и ситуациях. Главный секрет любви от Януша Корчака в том, что каждый новорождённый — не дитя неразумное, а индивидуальность — со своим темпераментом, интеллектом, самоощущением. Ребёнок выражает свои желания и нежелания с первого дня жизни, и задача родителей — учиться этому невербальному языку. А дальше — продолжать строить отношения разных и равных людей, преодолевать конфликты, проходить через искусно скрываемые двойки, первую любовь, половое созревание и многое другое. В этом ребёнку как отдельной личности можно либо помочь, показывая пути решения, либо помешать, навязывая их.
«От двух до пяти», Корней Чуковский
Книга Корнея Чуковского посвящена детской речи. По мнению автора, в период с двух до пяти лет каждый малыш становится «гениальным лингвистом». Не зная законов языка, ребёнок обладает повышенной чувствительностью к нему: с лёгкостью запоминает звучание и значение слов, анализирует их формы и смысл, осваивает правила грамматики. Он играет со словом, как и с игрушками, и невольно создает новые грамматические и словесные формы, феномены рифмотворчества, песенки-шумелки. Без детских языковых экспериментов — «улиционеров» вместо «милиционеров», которые взрослым кажутся шалостями, повзрослевший человек не сможет стать хозяином своего слова. Детский поэт пробует найти отгадку вечного творчества, научить взрослых осторожному отношению к детскому удивлению перед словом и убедить их в ценности словесных игр с малышами в возрасте от двух до пяти лет.
«Как любить детей. Опыт самоанализа», Шалва Амонашвили
Книга — череда автобиографических историй об авторе со школьных лет и до собственных педагогических экспериментов. Перед нами предстаёт грузинский сорванец, который до седьмого класса с горем пополам переходил из класса в класс. Появляются в произведении и его учителя. Ключевой образ — учительница грузинского языка и литературы автора, которая настолько изменила отношение юного Шалвы к учебе, что вечно отстающий окончил школу с золотой медалью и стал на путь педагогики.
В историях своего детства, юношества и профессионального становления он рассматривает роль учителя во всех смыслах этого слова в судьбе ребёнка. Автор показывает, как не надо обучать и как это делать лучше. Для него образование — это, прежде всего, воспитание, а потом уже знания. Главным в этих процессах педагог видит любовь, поскольку именно это чувство со стороны учителя, которым можно считать не только педагога в школе, но и воспитателя, и родителя, является самой действенной силой. Истории о детстве великого педагога, его достижениях и выводах вдохновят каждого общаться с ребёнком через сердце.
«Ваш непонятный ребёнок», Екатерина Мурашова
В поле зрения автора — проблемы воспитания и психологического развития детей дошкольного и школьного возрастов.
Откуда берутся детские фобии, что такое гиперактивность или невроз отличника, как пережить трудности школьной адаптации, что делать с неуспеваемостью, кризисом подросткового возраста или асоциальным поведением — в книге отражен комплекс детских проблем, с которыми сталкиваются родители. Психолог на случаях из собственной практики объясняет причины возникновения той или иной ситуации, особенности и пути решения. Книга поможет родителям понять, что творится в голове у ребёнка, и не стать незваным гостем в его психологическом развитии, но при этом ничего не упустить.
«Общаться с ребёнком. Как?», Юлия Гиппенрейтер
Кажется, общаться с детьми — так естественно. Но если ребёнок постоянно лепечет какие-то глупости, а вы устали на работе? Или в какой-то момент общение сводится к паре дежурных фраз о делах в школе? А между тем потребность ребёнка в прочных взаимоотношениях с родителями не меньше, чем в питании и медицинском уходе. Психолог Юлия Гиппенрейтер раскрывает базовые моменты общения между родителями и детьми. Книга написана как система уроков. В программе — принятие ребёнка, соблюдение личных границ и его права на самостоятельность, умение слушать, разрешение тупиковых и конфликтных ситуаций, дисциплина. Произведение можно назвать практическим пособием для родителей по выстраиванию отношений с детьми, которое поможет найти баланс между строгостью и любовью и начать общаться со своими детьми так, чтобы они понимали и слушали вас, а вы — их.
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.