Осень для меня - всегда максимальная продуктивность. Я концентрируюсь на своих целях, задачах и интенсивно работаю. В этой статье хочу поделиться мыслями о том, как можно помочь стать своего небольшому проекту или малому бизнеса стать лучше, чётче и не занимать вашу энергию на ручные операции.
1. База знаний проекта
По моему наблюдению, этому направлению почему-то мало уделяют внимание. А ведь каждый, даже самый мало-мальский бизнес с самого начала начинает обрастать информацией, документами, ссылками, в которых надо не запутаться. И здесь я однозначно выступаю за то, что надо вести реестр таких документов и в целом формировать базу знаний по проекту.
Это поможет и структурировать информацию, и оптимизировать процесс онбординга новых сотрудников, и переиспользовать какие-то наработки в последующих проектах. Базу знаний также можно организовать самостоятельно, например в том же Notion. Но он потребует больше времени на проработку и правильное оформление. Рекомендую обратить внимание на сервис TEAMLY, подробнее о котором писала в отдельной статье-обзоре.
2. База клиентов
Прежде всего надо обязательно продумать, как нарабатывать свою базу клиентов. При чём это надо сделать с самого первого клиента! Всю аудиторию можно условно разделить на 3 категории:
- те, кто уже совершил покупку;
- те, кто выразил заинтересованность, но ещё не купил;
- и те, кто пока не знаю о проекте или знают, но не интересуются им.
Вот представителей первых двух категорий надо бережно фиксировать в свою CRM и обязательно работать с каждым!
CRM не обязательно должна быть навороченной и сложной системой. Такую таблицу и учёт можно вполне организовать в приложении Notion. В крайнем случае, если вы считаете, что даже Notion - это слишком много для вашего проекта, просто записывайте свою аудиторию в эксель-таблицу!
3. Работа с обращениями
Отдельная история - продумать каналы взаимодействия со своими клиентами. И на своём опыте я убедилась, что лучше, когда таких каналов несколько - каждый специально под разный вид.
Например, по своему проекту, который я веду на основной работе, мы сделали 3 канала взаимодействия:
- форма обратной связи на сайте - для обращений, связанных с вопросами, которые могут "подождать", когда клиенты спрашивают что-то в долгосрочной перспективе и им не важно получить ответь здесь и сейчас;
- телеграм-бот - этот канал взаимодействия идеально подходит под запросы, которые можно структурировать и кластеризировать. Например, у нас проект проходит в несколько этапов, и мы просто описали основные типовые вопросы по этим этапам и поместили их как скрипт в бота. Удобно: пользователи получают быстрые ответы, а мы при этом не тратимся на физическую техподдержку;
- телефон - один из самых сложноорганизуемых средств на самом деле. Потому что делать надо концептуально, не просто дать свой личный номер и всё) Если бизнес предполагает большую работу с регионами, то стоит потратиться на покупку прямого номера 8800... (это будет бесплатно для звонков из других городов), при этом только если вы понимаете целесообразность этой покупки, что вам будут звонить и задавать вопросы. Либо же надо организовать бизнес-аккаунт в вотсапе, что также поможет автоматизировать работу с обращениями.
4. Рассылки
Кажется, что е-mail-маркетинг скорее мёртв, чем жив. Но тем не менее иногда отправить письмо клиентам - необходимость. И тогда надо обязательно использовать сервисы рассылок, потому что они не только позволяют направить письма массово, но также автоматизируют процесс форматирования письма и дают статистику, чтобы понимать, какое количество писем открыто, прочитано и т.д. Здесь могу порекомендовать сервис Unisender, как оптимальный по соотношению цена-качество.
5. Учёт финансов
Конечно про это я не могла не упомянуть на своём канале!) Если бизнес достаточно крупный, речь идёт о юридическом лице - конечно финансовый учёт ведётся совсем на другом уровне, есть бухгалтер и чаще всего финансовый директор.
Но что делать индивидуальным предпринимателям и самозанятым? Одно время я вела учёт в экселе, постаравшись максимально автоматизировать процесс расчётов. Но честно скажу, это оказалось не очень удобно. В результате я полностью “переехала” в приложения, заточенные под учёт финансов. Если для учёта личных трат я использую приложение Дзен, то для бизнеса мне нравится приложение MoneyPro.
6. Постановка задач
Это только кажется, что маленькие проекты не нуждаются в трекере задач. Но нет ничего полезнее, чем структурированно подходить к процессу управления с самого начала. Для управления задачами рекомендую обратить внимание на такие сервисы как:
- Trello - классный трекер, который сделан по типу канбан-доски, где задачи можно двигать между этапами их реализации;
- Singularity - трекер, который можно использовать, разделив весь проект на пространства - направления работы.
________________________________
Если у вас есть примеры сервисов, которые помогают автоматизировать бизнес-процессы - обязательно делитесь в комментариях! Обычно там самое интересное и полезное 😊