Россия: «Федеральная грузовая компания» (ФГК) с 2022 по 2023 год провела на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке лабораторные, пробеговые и функциональные испытания телематической системы «Цифровой грузовой вагон» (ЦГВ-1). Она была установлена на вагонах-платформах модели 13-5205 производства «Уралвагонзавода» (УВЗ). Сама телематическая система от «Центр 2М» была сертифицирована на соответствие требованиям техрегламентов ЕАЭС в начале этого года. Стороны планируют расширять направления апробации телематики при перевозке грузов.
О результатах испытаний
Доклад о работе в этом направлении был представлен ФГК и «Центр 2М» на научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века», проходившей в августе. Как отмечено в нем, итогом испытаний ЦГВ-1 стали положительные результаты по контролю регистрации местоположения, а также инцидентов при маневровых работах, когда вагон находился в движении и на стоянке. Оба случая выявили превышение пороговых значений мониторинга в части ненадлежащей эксплуатации грузовых вагонов. Кроме того, в рамках тестирования удалось произвести оценку контроля состояния колесных пар на наличие дефектов на поверхности колес, о чем было выдано заключение ВНИИЖТ.
В настоящее время ФГК проводит подконтрольную эксплуатацию 8 платформ модели 13-5205, на которых установлены устройства ЦГВ-1. В частности, выполняются работы по регистрации и прогнозированию дефектов колеса в виде ползуна/выщербины и тонкого гребня. На текущий момент реализован программный модуль прогнозирования износа гребня колеса и зафиксированы данные телематики, подтверждающие наличие выщербины обвода колеса.
О системе ЦГВ-1
Система телеметрии ЦГВ-1 предполагает установку датчиков на все типы грузовых вагонов и танк-контейнеров. Они должны отслеживать в режиме реального времени и отправлять в информационно-аналитический портал несколько показателей:
- местоположение и передвижения вагона,
- его состояние (груженый/порожний),
- сведения о фактическом пробеге по путям общего и необщего пользования,
- данные по мониторингу операций в части ненадлежащей эксплуатации вагона при проведении маневровых работ, состояние колесных пар и температуру в тепляках.
Кроме того, задачей портала ЦГВ-1 является оценка фактического пробега вагона, прогнозирование дефектов колес, паспортизация ключевых узлов и деталей. Отмечается, что уже обеспечена возможность передачи данных в рамках проекта цифровых железнодорожных станций.
ФГК сообщает, что испытания подтвердили заявленные «Центр 2М» технические характеристики устройств. Сам датчик массой 1,7 кг изготовлен из полимерного ударопрочного термопластичного материала и оснащен аккумулятором, рассчитанным на 6 лет автономной работы. Также предусмотрена техническая возможность подключения модулей для проводной передачи данных и генераторного источника питания. Заявляется наличие функции удаленной настройки режимов работы: складской, по таймеру и инциденту. Назначенный срок службы ЦГВ-1 составляет 12 лет.
Перспективы
В будущем ФГК и ВНИИЖТ планируют установить телематическую систему от «Центр 2М» и на грузовые контейнеры. Также ведутся работы по расширению функционала системы ЦГВ-1 для мониторинга состояния деталей и узлов. В частности, речь идет о контроле дефектов колес, давления воздуха в тормозной системе, температуры буксовых узлов и ускорений тележки. Кроме того, предполагается расширить функционал информационно-аналитического портала, добавив опции по планированию рейса, контролю движения вагона, сбору статистики по среднеучастковым скоростям, автоматизированному анализу доступности вагонов для перевозки, информационной поддержке построения маршрутов на основании статистики скоростей.
В «Центр 2М» считают, что ЦГВ-1 может помочь операторам решить проблемы в части предотвращения аварийных ремонтов, снижения времени простоя вагонов в ожидании деталей, планирования загрузки парка в пиковые периоды. В свою очередь вагоноремонтные предприятия должны получить возможность заблаговременно планировать заказ комплектующих, загрузку производственных мощностей, а также сократить время выполнения ремонтных работ.
Другую телематическую систему в России разрабатывает еще одна компания – НПП «РаТорм». Ее устройство мониторинга и диагностики вагона (УМВД) прошло приемку в апреле этого года. Оно позволяет контролировать местоположение, пробег, скорость, температуру буксового узла и др. НПП «РаТорм» сотрудничает в проекте цифровизации грузовых вагонов с «РМ Рейл»: вагоностроитель планирует совместно с «Первым промышленным оператором» провести подконтрольную эксплуатацию 5 систем УМВД в рамках поставки 70 хопперов 19-1298. Как указывал первый замгендиректора «РМ Рейл» Сергей Дробжев, при серийном заказе удорожание вагона за счет комплектации телематикой будет минимальным.
Датчики для отслеживания различных параметров уже используются в хопперах-дозаторах 19-6940, серийно производимых «Синара-Транспортные Машины», и в рефвагонах 16-5213 от «РусРефа» (выпускает УВЗ). Планы внедрения телематики на универсальных платформах также анонсировала ГК «Максима».
Стоит отметить, что «РМ Рейл» на конференции «Подвижной состав XXI века» представила развернутый анализ решений по телематике, представленных в России и мире. По мнению вагоностроителя, все проекты в России пока находятся на стадии разработки и пилотных версий, однако большинство отвечает потребностям РЖД.
Внедрение телематики для автоматической диагностики грузовых вагонов включено в стратегические инициативы РЖД в вагонном комплексе до 2035 года. Так, на этот год запланировано формирование техтребований к «умным» вагонам, а развитие системы автоматизированного мониторинга должно начаться с 2025-го. Стимулирование работ в области цифровизации грузовых вагонов остается одной из целей актуализированной в сентябре сводной стратегии обрабатывающей промышленности России, которая была актуализирована правительством страны в сентябре этого года. Также ВНИИЖТ разработал стандарт на требования к системам мониторинга и диагностики грузовых вагонов, он уже принят и вступит в силу в марте 2024 года.
Следите оперативно за новостями рынков подвижного состава в Telegram-канале ROLLINGSTOCK