Первым союзным конвоем, подвергшимся мощному комбинированному удару торпедоносной и бомбардировочной авиации Люфтваффе, стал РQ-16. В результате двух таких массированных налетов 27 мая 1942 года были потоплены шесть и серьезно повреждены еще три транспорта и один эсминец. Атаки осуществлялись вне зоны действия советской авиации.
В начале суток 30 мая конвой разделился на две группы: шесть транспортов и несколько кораблей охранения взяли курс в Архангельский порт, а основная его часть направилась в Мурманск. В этот момент к дальним двухмоторным истребителям Пе-3 к охране союзного конвоя присоединились на одномоторных истребителях летчики 2-го гвардейского Краснознаменного авиаполка (ГКАП) и 78-го истребительного авиаполка (ИАП) ВВС Северного флота. Хорошая видимость и большое количество транспортов, вынужденных растянуться и выстроиться в длинную колонну для прохода по протраленному фарватеру Кильдинского плеса, создавали благоприятные условия для их атаки вражеской авиации.
В этот день командование 5-го Воздушного флота Люфтваффе предприняло последнюю попытку атаковать конвой на морских коммуникациях у входа в Кольский залив.
В 9 ч 20 мин с аэродрома Ваенга-1 на прикрытие союзного конвоя в воздух поднялись две пары «Киттихауков».
В первой ведущей паре вылетели командир 2-го ГКАП гвардии подполконик Б.Ф. Сафонов и его заместитель — гвардии майор А.Н. Кухаренко, во второй — два североморских аса: гвардии старший лейтенант В.П. Покровский и гвардии капитан П.И. Орлов.
Из воспоминаний В.П. Покровского — одного из участников последнего боевого вылета Б.Ф. Сафонова
Вечером 29-го мая я и Павел [Орлов] уже знали, что рано утром вылетим на прикрытие конвоя, и находились в готовности. Ночевать пришлось прямо на КП вместе с Сафоновым и Кухаренко. Сафонов дежурил у телефона — ждал сообщения о входе транспортов конвоя в нашу зону, после чего они должны были с майором Кухаренко сразу вылететь. Ночью почти не спали. Сафонов сидел за столом, положив голову на скрещенные руки перед собой, а мы расположились на стульях и лавках, стоявших вдоль стены. Ночью несколько раз звонил телефон, Сафонов давал какие-то распоряжения.
Еще не рассвело, а мы были уже у своих самолетов. Я и Орлов должны были лететь вместе с Сафоновым и Кухаренко. Под самолеты подвесили дополнительные топливные баки — расстояние до конвоя было большим. Перед вылетом очень волновались — это был наш первый боевой вылет на «Киттихауках».
К тому же самолет был сильно перегружен топливом и у нас были сомнения, хватит ли взлетной полосы. Тогда взлетная полоса упиралась в озеро, а там из воды недалеко от берега торчала труба, возвышавшаяся над кабиной трактора, провалившегося по весне под лед. Обычно мы по ней во время взлета держали направление.
Первым взлетал Сафонов, он поставил свой самолет максимально — в самом начале взлетной полосы, дал обороты мотору и пошел на взлет. Все, кто наблюдал за его взлетом, затаили дыхание — хватит ли полосы? Хватило! Взлетел! Но если взлетел командир, мы тоже сможем.
Я вылетал после Кухаренко уже без волнения. Летели низко над водой, довольно неприятное чувство.
Вскоре майор Кухаренко повернул обратно: у него начал дымить мотор. Честно, сказать, я не удивился: не любил он летать, редко летал на боевые задания. Почему летели низко? Снизу лучше на небе просматриваются самолеты, чем наоборот.
В полете над морем время медленно тянулось, я уже начал волноваться, не пролетели ли сторонкой, как вдруг вдали сначала увидели столбы дыма, поднимавшиеся как будто из воды, а потом и сами корабли.
Подлетая, мне сначала показалось, что над конвоем все спокойно, но неожиданно в небе появились дымные шапки от разрывов, а из облаков один за другим спикировали «Юнкерсы».
Сафонов дал обороты и пошел на перехват, мы с Орловым за ним…
Сбросив бомбы, Ju-88 стали выходить из пикирования. Строй вражеских самолетов растянулся, и в этот момент Сафонов зашел слева в хвост второму бомбардировщику, в свою очередь третий Ju-88, выйдя из пикирования, оказался сзади самолета Сафонова. Покровский атаковал этот самолет сверху сзади, а вышедший из пикирования четвертый бомбардировщик оказался в стороне и сзади самолета Покровского, и его, также в хвост, атаковал Орлов.
Таким образом, в момент первой атаки получился растянутый пеленг пар самолетов Ju-88 и «Киттихауков». Впереди шла колонной пара Ju-88, затем «Киттихауки», преследовавшие каждый по одному бомбардировщику, и сзади пара Ju-88, замыкающая этот необычный строй.Вся эта образовавшаяся вереница самолетов перемещалась курсом 220–230° от конвоя.
После первой атаки «юнкерсы», атакованные Покровским и Орловым, отвернули от группы влево на 30° и перешли на бреющий полет с целью оторваться над водой от своих преследователей.
Оставив своего ведущего одного без прикрытия, Покровский и Орлов продолжили преследовать и атаковать бомбардировщики противника поодиночке и тем самым потеряли из виду не только самолет Сафонова, но и друг друга.
Покровский, продолжая преследовать Ju-88, сверху с дистанции 300– 200 м атаковал его и вел огонь по нему до полного расходования боевого комплекта, пока бомбардировщик не загорелся и не упал, врезавшись в воду.
По его докладу, атакованный им Ju-88 спланировал на воду и еще около двух минут горел на воде.
Орлов сзади в хвост произвел пять – шесть атак по вражескому бомбардировщику, после чего у того заголевый мотор. После этого Орлов снова сзади справа зашел в хвост и стал теперь вести огонь уже по правому мотору. Но в этот момент Ju-88 резко уменьшил скорость, и «Киттихаук» Орлова проскочил вражеский самолет.
Развернувшись и не обнаружив «юнкерса», поэтому посчитав его сбитым, Орлов стал по радио вызывать Покровского. После чего они встретились над конвоем и предприняли попытку найти Сафонова.
По радио со своим ведущим они связаться не могли, так как рация на командирском самолете работала в другом диапазоне волн. Пройдя один раз вокруг конвоя, они взяли курс на свой аэродром: горючего оставалось мало, а боезапас был весь израсходован.
Некоторое представление о воздушном бое звена «Киттихауков» во главе с гвардии подполковником Б.Ф. Сафоновым над конвоем дает оперативная сводка штаба ВВС СФ за № 150 от 30 мая 1942 года, составленная к 19 ч 2 .
Из оперативной сводки штаба ВВС СФ за № 150 от 30 мая 1942 года, составленной к 19 часам
«2 ГКАП: … С 09.20–10.45 4 Томагаука в районе Ш = 70° 05 Д = 35° 50 заметили 6 Ю-88, пикирующих на транспорта, вступили с ними в бой. В воздушном бою подполковник Сафонов сбил 3 Ю-88, сам был подбит, произвел вынужденную посадку на воду — утонул. Старший лейтенант Покровский — сзади сверху с Д = 200 м вел огонь по самолету Ю-88 до полного израсходования патрон, после разворота наблюдал Ю-88 горящим на воде. Горел 3–4 минуты. Капитан Орлов — сзади с Д = 300–200 м на Н = 30 м вел пулеметный огонь по Ю-88, самолет противника сбавил скорость с горящим левым мотором. Капитан Орлов проскочил его и при развороте уже не видел противника, предположительно самолет противника упал в воду… С 09.10–10.25 6 Харрикейнов (2 ГКАП) вылетали на перехват самолетов противника в район Сеть-Наволок — о. Кильдин. На Н = 1000 м заметили 2 Ме-110 и 5 Ме-109. Ст. лейтенант Амосов сбоку сзади с Д = 200–150 м выпустил 4 пулеметных очереди по Ме-109 и вогнал его в воду. Сам Амосов был подбит и произвел вынужденную посадку на воду. Самолет затонул, летчик подобран на ТЩ и доставлен в госпиталь… Всего в воздушных боях летчиками 2 ГКАП сбито: 4 Ю-88, 2 Ме-109 и предположительно 2 Ме-109 и 1 Ю-88. 95 АП: в 09.55 ст. л-нт Пузанов и лейтенант Стрельцов атаковали 4 Ю-88, идущие на транспорта. Один Ю-88 прорвался к транспортам и сбросил бомбы, остальные отвернули и бомбы не сбросили. При их атаке 1 Ю-88 в 10.05 был сбит лейтенантом Стрельцовым и горящий упал в море».
Всего 30 мая на прикрытие конвоя РQ-16 летчики ВВС Северного флота совершили 149 самолетовылетов. В воздушных боях было заявлено об уничтожении в районе конвоя пяти Ju-88 и двух Bf-109, кроме того, предположительно, были сбиты еще два Ju-88 и два Bf-109. На боевые счета североморских летчиков было записано: три сбитых Ju-88 гвардии подполковнику Б.Ф. Сафонову, один Ju-88 — гвардии старшему лейтенанту В.П. Покровскому и один Ju-88, но предположительно — гвардии капитану П.И. Орлову. Известно, что в этот день 5-й Воздушный флот Люфтваффе потерял три двухмоторных «юнкерса»:
– Ju-88 A-4 WNr. 1760 из состава 4./KG 30 не вернулся с боевого задания (боевая потеря — 100%, экипаж погиб);
– Ju-88 D-5 WNr. 430244 из состава 1.(F)/124 вследствие повреждений от огня вражеской истребительной авиации произвел посадку на фюзеляж на аэродроме Киркенес (боевая потеря — 100%, экипаж невредим);
– Ju-88 A-4 WNr. 2068 из состава I./KG 30 потерпел катастрофу во время взлета на аэродроме Банак (не боевая потеря — 80%).
Между тем после того как вернулись без командира Орлов и Покровский на свой аэродром, стали поступать доклады, а точнее сказать, начали распространяться различные слухи о чудесном спасении североморского аса: говорили, что Сафонова подняли из воды и он следует в Мурманск на одном из союзных транспортов. Когда же те вошли в порт Мурманск и Сафонова на них не оказалось, то стал распространяться другой слух, что его спасла одна из советских подводных лодок. Но и эта информация вскоре не подтвердилась.
Дальше — больше. Нашлись «очевидцы», чуть ли не видевшие Сафонова и разговаривавшие с ним в одном из госпиталей в Архангельске, куда его доставили на одном из союзных кораблей.
Имели хождения и другие, еще более невероятные слухи, которые можно объяснить только одним: все просто долгое время не могли поверить в гибель самого выдающегося летчика-истребителя ВВС Северного флота. Когда же в апреле 1943 года под Мурманском сбили немецкого аса — обер-фельдфебеля Р. Мюллера (Rudolf Muller), у которого на тот момент официально насчитывалось девяносто четыре воздушные победы, то во время его допроса выяснилось, что он мог быть причастным к гибели Бориса Сафонова.
© Ю.В. Рыбин
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут №97"/2017
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!