29 октября 1963 года стартовала уникальная программа компании Крайслер: потребительские испытания и продвижение машин с газовой турбиной. Но для начала давайте немного отступим назад: 1950-е годы, аэрокосмический дизайн многолитровых бензиновых монстров настоятельно подталкивал к прогрессу и в области двигателей. Тем более, что самолеты уже избавились от поршневых моторов в пользу ГТД: казалось, еще несколько лет, и турбины придут и под капоты автомобилей!
Компания «Крайслер» закладывает большую программу по турбинам: конструирование, доводка, испытания и, конечно, в перспективе – производство и продажа. Проблем было не счесть: от инерционности турбины до прожорливости, от шума до непростого запуска…
Но дело все же двигалось, и после нескольких опытных образцов и рекламных пробегов от побережья до побережья «Крайслер» объявил о наборе добровольцев для потребительских испытаний первых автомобилей с ГТД, построенных серией, правда, очень малой. Специально разработанные кузова везла из Италии фирма «Гиа», в Штатах монтировали мотор и прочую начинку… всего таких машин под немудрящим именем «Турбинный автомобиль Крайслер» построили пять десятков.
Из 30 тысяч добровольцев компания отобрала 180 мужчин и 23 женщины, возрастом от 21 года до 70 лет. Каждый должен был владеть собственным авто, иметь права; каждый безвозмездно получал турбинный Крайслер на три месяца с обязательством ездить по обычным дорогам, самостоятельно заправлять машину и… ни в коем случае не пытаться ее чинить. Эксплуатация проходила под плотным надзором инженеров.
Программа стартовала 29 октября 1963 года, когда первый из пятидесяти автомобилей отправился к первому испытателю, а завершилась 28 января 1966 года возвращением последнего Крайслера в заводской гараж. Машины прошли почти 2 млн километров, в среднем каждый участник наезжал по 8 тысяч. Были поломки, в основном мелкие, и всего одно серьезное ДТП, после которого пострадавший автомобиль был оперативно восстановлен.
Увы, ни эта беспрецедентная программа, ни дальнейшие работы не привели к крупносерийному производству: недостатки ГТД перевешивали достоинства. Не очень надежный, не слишком быстрый (против ожиданий), прожорливый, сложный в управлении и обслуживании, дорогой мотор остался агрегатом для концепт-каров. Впрочем, почему «увы»? Это тоже результат, полученный благодаря интереснейшей программе потребительских тестов.
В конце 1960-х Крайслер уничтожил почти все «турбинные машины», осталось лишь 9 экземпляров. Вспомним о них сегодня и позавидуем счастливчикам, которые 60 лет назад сели за руль автомобилей с газотурбинным двигателем.