Мы продолжаем следить за разработкой отечественной игры "Смута", и не так давно студия опубликовала новое видео с демонстрацией локаций, в которых разворачивается действие игры. Нашему взору предстали Москва, Нижний Новгород, Ярославль, Теплый Стан эпохи Смуты. Конечно, вы понимаете, что с нашим трепетным отношением к внутриигровой архитектуре, мы просто не могли пройти мимо, и сегодня предлагаем слегка окунуться в русскую архитектуру 16 - 17 века и посмотреть, что нам показали.
Пойдем прям по ролику.
Первая локация - Теплый Стан
Главной достопримечательностью усадьбы Богородское-Воронино, которая располагалась на территории подмосковного поселения Теплый Стан, была Казанская церковь, построенная в 1677 году боярином князем Иваном Андреевичем Голицыным. Вероятно, именно она появляется в ролике в полуразрушенном состоянии.
До наших дней эта церковь не дошла, но сохранились фотографии. По ним можно понять, что церковь имела звонницу шатрового типа, который был распространен на Руси в начале 16 века. Главная особенность шатровых храмов заключается в том, что вместо купола используется шатер - перекрытие в виде многогранной пирамиды.
Первый каменный вариант церкви был пятиглавым, но при ремонтных работах в середине 1860-х годов облик здания изменился: из пяти глав сохранили лишь центральную.
Если в игре используется именно Казанская церковь, то в ролике мы видим вариант уже 19 века всего с одной главой, что не соответствует временному периоду, в котором разворачивается действие игры. С другой стороны, игровая церковь может и не существовать в реальности, просто ее внешний облик опирается на реальный прототип, но не повторяет его полностью. Тогда никаких проблем и нет, так как ее стилистика соответствует архитектуре 16 - 17 века. В общем, как вы понимаете, все зависит от того, как здание будет называться в игре.
Еще одной достопримечательностью усадьбы Богородское-Воронино были боярские хоромы. Хоромами называются жилые деревянные строения. В отличие от крестьянской избы, у хором не было четкого плана строительства, здание могло состоять из разных по форме и не симметричных частей, что придавало каждому боярскому дому индивидуальность.
Еще одной отличительной чертой хором является наличие четырехскатной кровли, которая либо соединялась в вершине в острую верхушку пирамиды, либо украшалась резьбой по дереву. Оба этих варианта присутствуют в игровых хоромах.
Вторая локация - Нижний Новгород
Первое, что мы видим, это, конечно же, масштабные стены уникального военно-инженерного сооружения начала 16 века - Нижегородского кремля. И сразу бросается в глаза тот факт, что в ролике кремль белый.
Как известно, красный кирпич, из которого сложены стены и башни кремля, впервые побелили только при Екатерине II в 1785 - 1790 годах, то есть гораздо позже исторического периода игры. Почему разработчики решили покрасить кремль раньше времени, не понятно, надеюсь, они прояснят этот момент.
Каждая башня кремля по своему облику уникальна, поэтому в видео легко узнается Ивановская башня. Именно через ворота этой башни в 1612 году Второе народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским отправлялось освобождать Москву от польских интервентов. Надеюсь, игра даст нам возможность поучаствовать в этом исторически важном событии, иначе зачем вообще это все нужно! 😀
Третья локация - Ярославль
Демонстрация Ярославля начинается с пятиглавой церкви с зелеными куполами.
Есть два варианта, какая именно это церковь - Ильи Пророка или же Михаила Архангела (они обе пятиглавые и с зелеными куполами).
В реальности у церкви Ильи Пророка есть самостоятельные шатровые колокольня и придел, соединенные галереей.
А у церкви Михаила Архангела только одна шатровая колокольня.
Внутриигровая же церковь без каких-либо вообще пристроек, по которым и можно было бы ее идентифицировать. И тут снова есть два варианта - то ли к моменту событий в игре их еще не достроили, то ли это ни та, ни другая церковь, а самостоятельное внутриигровое здание. Узнаем уже в самой игре (надеюсь).
Что по итогу могу сказать. И первое впечатление, и впечатление после разбора одинаково позитивны. Локации мне понравились, особенно с учетом того, что я люблю шатровую и деревянную архитектуру. Никаких жестких моментов, связанных с неисторичностью, я не заметила. Не буду утверждать, что их нет, но то, что касается храмовой архитектуры, сделано хорошо. В общем, будем следить дальше и ждать новых материалов по игре!
Автор: Ирина Шедько - искусствовед, музеевед, сотрудник Музея игрового опыта и культурной значимости видеоигр Паттерн Игрока.