Да, всё верно! Любопытство - это главный мотор, который заставляет ребёнка развиваться и физически, и интеллектуально.
В этой статье речь пойдёт о том, как поощрять и даже стимулировать любопытство ребёнка в ходе занятий с ним гимнастикой, обучению движениям и в простых играх.
🤓 Ну, я же всё-таки в первую очередь двигательный терапевт.
К чему возникает любопытство?
Конечно, ко всему новому. Это новое чаще всего находится во внешнем мире, на других людях, но иногда и на собственном теле ребёнка.
〰 ориентированность на новое
〰 открытостью ко всему новому
〰 экстраверсия - ориентация на внешний мир и социальные контакты
〰 открытость к взаимодействию с всем окружающим
👶 Вносим как можно больше нового
в ходе занятий с ребёнком, да и просто во время бодрствования.
Но так, чтобы успевал усваивать и не переутомлялся, конечно.
Пусть трогает вас за лицо, руки, одежду в ходе занятий
- меняйте одежду, ароматы, интонации голоса, причёски от занятия к занятию
- можно ярко красить губы в разные оттенки красного (чтобы натуральненько - свёклой) - хорошо и речь развивает
- можно и на своё лицо приклеивать мини арт/объекты разные
Займитесь перестановками большими и малыми
Можно каждый день переставлять в комнате большие предметы или яркие маленькие. Накрывать большие объекты разными скатертями / пледами / простынями. Только не всё сразу, а по 1-2 изменения в день.
Ребёнок будет менять цели и траектории своих движений. Будет, вполне возможно, менять и способы передвижения.
В ходе занятия прерывайтесь, если ребёнка вдруг что-то удивило или сильно привлекло внимание
Дайте ребёнку вдоволь повзаимодействовать с этим предметом или явлением. Включите сейчас заинтересовавший предмет в игру или физ/упражнение, пусть малыш найдёт ему применение.
Двигаем НЕ ребёнка к предмету, а предмет к ребёнку
Ребёнок сам не может добраться до желаемого: высоко, далеко (пока только пробует ползать), за преградой, плохо вытаскивается и т.п. Ребёнок расстраивается, родитель срочно хочет помочь.
Но значительно полезнее будет немного облегчить задачу, создать условия, при которых у ребёнка появится возможность получить желаемое.
Надо ж_дать...
В ходе занятий и в игре не вкладывайте игрушки в руку ребёнка. Показываем, даём эмоциональную поддержку и ждём пока созреет мысль, как взять самому.
Если НЕ тянется, значит сейчас эта игрушка просто НЕ интересна. Обязательно замените игрушку. А лучше предложите безопасный предмет, который интересен ребёнку из вашего (взрослого) обихода.
Разные тактильные стимулы
В ходе маминого массажа и гимнастика каждый раз используйте:
- разные прикосновения по силе, глубине, скорости т.п.
- различные движения
- разные фактуры поверхностей
- разные места проведения (на столе, на полу, на диване, на подвижной опоре)
Ни чего не делаем за ребёнка
Придумываем сами или спрашиваем у специалистов, как создавать условия, стимулирующие активацию того или иного двигательного навыка. Это может быть как в теле ребёнка, так и вне его.
👶 НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ возможность добраться до интересного
Этому мешает длительное заключение ребёнка в манеж, отсутствие достаточной напольной жизни, закрытые на специальные замки дверки и другие ограничители.
Ребёнку интересно, очень интересно то, что видят, трогают взрослые. Куда они уходят в даль через дверной проём. Им открывать, заглядывать, трогать и туда идти можно, а мне нет или я неумеха такой. Значит в мире есть "большие" люди, которым можно, и есть я, у которого куча табу. Двигательное развитие, при таких обстоятельствах тоже будет страдать.
👶 Давайте возможность общаться с окружающими взрослыми и сверстниками
- как можно чаще, но без переутомления
- в разных жизненных ситуациях
- старайтесь не влезать в их взаимоотношения (лучше молчать)
- в начале общения показывайте своё благорасположение к человеку, с которым ребёнок хочет вступить в контакт
- стимулируйте тактильный контакт ребёнка с лицами людей, которым доверяете (если малыш побаивается, то покажите пример своей рукой, НЕ тяните ребёнка за руку)
👶 Дозируйте ИГРУШКИ по группам и времени взаимодействия
Не вываливайте их все сразу или много. Ребёнку пока очень сложно выбирать и его мозг от этого сложного дела может впасть в ступор. А, если видеть игрушку сегодня, а потом через 2-3 недели, то велика вероятность, что она снова вызовет любопытство. Мозг же начнёт искать ей уже новое применение в согласии с новым приобретённым опытом.
Хотите больше идей по новизне?
✍ в комментариях - ОБСУДИМ
🤓 Помогу, как специалист в ходе индивидуальной консультации