Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Тактика профи по внедрению учёта топлива

Оглавление

Мировые кризисы, сменяющие друг друга. Санкции, очерчивающие всё более жёсткие границы на международном рынке. Цены на топливо, стремящиеся ввысь со скоростью света. За год привычный мир перевернулся с ног на голову, множество отраслей оказались на грани выживания: аграрная, транспортная, топливная, строительная, добывающая и даже лесозаготовительная.

Мы не в силах остановить санкционное давление и вернуть на рынок технику и запчасти по прежней стоимости. Мы не имеем возможности компенсировать убытки, связанные с экспортными пошлинами. Также — мы не можем повлиять на безудержный рост цен на топливо.

Но в этих жёстких и непредсказуемых условиях мы знаем, как это топливо экономить и беречь при этом миллионы (и даже миллиарды) рублей, утекающих на бессмысленные издержки.

Лишнее топливо или чьё-то попустительство?

Парадокс, но в эпоху развития искусственного интеллекта и повсеместной цифровизации лишь 14% предприятий в России полностью автоматизировали учёт топлива. Львиная доля компаний всё ещё контролирует этот процесс по старинке: копит стопки бумажных ведомостей, доверяет приблизительным цифрам и сотрудникам, а может, вовсе — до поры до времени не интересуется этой статьёй расходов.

За многие годы работы с разными транспортными предприятиями, мы заметили, что от 5% (и в особо исключительных случаях до 30%) топлива, которое закупает предприятие, уходит «в никуда». В среднем — это 10%.

Предлагаем проанализировать самые наглядные случаи.

Вы могли и не догадываться, что бензовоз Вашего поставщика сливает в Ваши ёмкости не все 100% привезённого с нефтебазы топлива. Как же так? Просто: горючее остаётся в шлангах и закоулках сложной системы трубопроводов машины. Кто-то, конечно, возразит: «Мы продуваемся! У нас всё топливо без остатка сливается из машины!» Но не тут-то было.

Как правило, водители топливозаправщиков и бензовозов хорошо знают, как «забрать своё»: при этом создать безукоризненную видимость того, что «адресат» получил всё до последней капли. Тут и физические особенности топлива играют свою роль, и особая смекалка водителей, которую нельзя не отметить. В помощь им — несовершенная система измерений, которая допускает большие погрешности; градуировочная таблица резервуаров опять же с приличной погрешностью; сам метод измерения метроштоком. На этом этапе, как правило, ускользает от внимания принимающих от 1% до 3% объёма поставляемого топлива. И вроде бы немного, и на это можно даже закрыть глаза. Но не спешите делать выводы.

Когда Вы заправляете технику топливораздаточной колонкой или комплектом для перекачки топлива, погрешность измерений составляет в среднем от 0,5% до 2% — в зависимости от того, какое оборудование у Вас стоит и как часто Вы его обслуживаете (и немаловажный момент, кто его обслуживает и как настраивает). По итогу в резервуарах почти всегда образуется излишек. Многие сотрудники АЗС не информируют об этом руководство, и это топливо просто-напросто расходится между “своими”. По документам у работников всё чисто: топливо пришло — топливо ушло, копейка к копейке. А Ваши денежки вместе с излишками разошлись по рукам…

Впрочем, сотрудники АЗС часто подчивают «халявным» горючим не только «своих». Распространённая практика — сговор между оператором и водителем бензовоза. Последний — привозит на заправочную станцию N-ое количество топлива, какую-то часть не доливает и увозит продавать в серую. Работник АЗС об этом, конечно, знает и покорно закрывает глаза: ведь за молчание ему причитается половина выручки. А сколько ещё таких — прибыльных — приёмок топлива…

Вот ещё один анти-лайфхак, который знает каждый водитель в Вашем автопарке (а Вы, возможно, нет). Во время работы автомобиля часть топлива из бака поступает в двигатель и сгорает, а другая часть — возвращается обратно. Температура возвращающегося топлива намного выше, чем у того горючего, которое находится в баке. За счёт этого всё содержимое в бензобаке нагревается, и объём топлива увеличивается: таким образом физика помогает водителю компенсировать объём намеренно недолитого на заправке топлива. А ещё после рейса, как правило, остаётся немного «лишнего» горючего, часть которого тоже — может быть использована на усмотрение водителя: каждый из них хорошо знает свою машину и с лёгкостью может «наэкономить» 2-5% полученного на АЗС топлива.

Фото из интернета
Фото из интернета

Получается, что всё вышеописанное — случается будто совершенно не специально, но значительная часть золотого ресурса расходуется не по прямому назначению для предприятия. На всех этих этапах движения топлива теряется в среднем 10% закупаемого горючего (а в особо запущенных случаях, повторимся, доходит и до 30%).

А теперь давайте переведём в реальные цифры. Допустим, предприятие закупает для собственных нужд 100 000 литров топлива в месяц. Потери, как уже было описано выше, составляют в среднем 10%. Итого — 10 000 литров ежемесячно уходит, что называется, «в никуда». 10 000 умножим на цену дизельного топлива (54 руб. л.) и получим 540 тысяч рублей в месяц — мимо кассы.

А если Ваше предприятие потребляет в месяц 500 000 литров дизеля? 2-2,5 миллиона рублей предприятие просто теряет из-за отсутствия грамотного (читай: сквозного автоматизированного) учёта! Только вдумайтесь в эти цифры.

Каждый миллилитр на счету

Если Вы ещё не знаете, что такое сквозной учёт топлива на предприятии, то мы Вам даже немного завидуем! Потому что с момента внедрения этой системы на производстве, руководитель узнаёт о совершенно ином подходе к собственному бизнесу.

Историческая справка:
Единый сервис по сквозному учёту топлива и мониторингу транспорта — это инструмент полномасштабного учёта и аналитики движения топлива на предприятии. Это полностью отечественный продукт, разработка и совершенствование которого ведётся с 2015 года IT-специалистами и инженерами компании «Гарвекс».

Передовое бизнес-решение помогает отслеживать движение топлива в едином программном обеспечении: от момента его приёма на нефтебазе или складе ГСМ до сжигания в двигателях транспортных средств. Вся цепочка этапов жизни топлива становится прозрачней слезы, сквозь которую виден каждый миллилитр горючего.

Принцип сквозного учёта топлива на предприятиях
Принцип сквозного учёта топлива на предприятиях

Бонусом — возможность мониторинга транспорта, позволяющая отслеживать передвижение транспортных средств, выстраивать геозоны и видеть, когда техника вышла за их пределы. Можно вести учёт таких параметров, как скорость, остановки, заправки и т.д.

Система мониторинга транспорта от «Гарвекс»
Система мониторинга транспорта от «Гарвекс»

Результаты в цифрах

Если хочется цифр и конкретики, то в этой статье мы собрали самые распространённые запросы от наших клиентов и результаты, которые реально увидеть уже через пару месяцев.

Запрос №1: решение, которое позволяет с большой точностью контролировать количество и качество топлива в резервуарах: как в процессе реализации, так и при приёмке топлива из автоцистерны.

Отрасль: транспортная.

Направление деятельности предприятия: автомобильные грузоперевозки, логистика, сервисное обслуживание коммерческого транспорта, поставка запасных частей, финансовые услуги.

Результат от внедрения сквозного учёта топлива:

сокращение издержек по заработной плате ≈ 2 млн. руб. Все АЗС предприятия без операторов работают в круглосуточном режиме. Отпала необходимость в ежедневных ручных замерах. Заявки на поставку топлива формируются удалённо на основании данных из облачного сервиса. Учитывая точность удалённого контроля, практически исключены риски, связанные с хищением нефтепродуктов.

Запрос №2: эффективное решение по автоматизации учёта ГСМ на предприятии.

Отрасль: добывающая.

Направление деятельности предприятия: переработка сульфидных медно-молибденовых руд с получением медного концентрата и молибденового промпродукта, из которых кроме цветных металлов извлекаются драгоценные и редкие металлы.

Результат от внедрения сквозного учёта топлива:

расходы на закупку топлива снизились на 12% при неизменных объёмах производства. Появилась возможность контролировать каждый литр топлива. Сократились расходы на бумагу, поскольку отказались от ведения расходных ведомостей.
Фото: agmk.uz
Фото: agmk.uz

Запрос №3: сквозной учёт топлива на предприятии: от забора нефтепродуктов с нефтехранилища до реализации горючего.

Отрасль: топливная.

Направление деятельности предприятия: закупка, хранение, транспортировка, реализация нефтепродуктов.

Результат от внедрения сквозного учёта топлива:

точность учёта наливов и расходов топлива максимально повысилась. В несколько сотен раз сократилось время на отчётности: раньше месячный отчёт по расходу ГСМ составлялся до 3 дней. Теперь на это уходит не более 10 секунд.

Запрос №4: усиление контроля за расходами и движением дизельного топлива, реализуемого автопарком предприятия.

Отрасль: лесная

Направление деятельности предприятия: рубка древесины для линейных и площадных объектов, строительство лежневых дорог и зимников, транспортировка древесины, организация поставок лесоматериалов.

Результат от внедрения сквозного учёта топлива:

меньше чем за год удалось сэкономить 3 миллиона рублей топливных издержек: экономический эффект увидели уже в первый месяц. За время использования программно-аппаратного комплекса на предприятии сберегли 76 тысяч литров горючего, которые раньше — утекали в никуда.

Давайте резюмируем

Какие же результаты видит руководитель крупного предприятия, внедрив систему сквозного учёта топлива?

  • на 90% сокращается объём документооборота, благодаря переходу от ручного учёта топлива к электронному
  • 10 секунд уходит на формирование любого отчёта: за счёт готовых шаблонов и гибких параметров настройки
  • от 10 до 30% экономии на закупке топлива: благодаря более рациональному использованию горючего и сокращению случаев его хищения
  • 6 месяцев — средний срок окупаемости системы (на основании отзывов руководителей крупных предприятий, где уже внедрён сквозной учёт топлива от компании «Гарвекс»).
-8

В то время, когда мир перевернулся с ног на голову, мы — переворачиваем сознание сотен предприятий в сфере учёта и контроля за топливом. Нам неважно — содержите Вы небольшую ферму в деревушке или же руководите масштабным холдингом с тысячами сотрудников: одинаково эффективно мы поможем избавиться от «тихих убийц» Вашего бизнеса и сберечь миллиарды. Просто свяжитесь с нашими специалистами.