Мировые кризисы, сменяющие друг друга. Санкции, очерчивающие всё более жёсткие границы на международном рынке. Цены на топливо, стремящиеся ввысь со скоростью света. За год привычный мир перевернулся с ног на голову, множество отраслей оказались на грани выживания: аграрная, транспортная, топливная, строительная, добывающая и даже лесозаготовительная.
Мы не в силах остановить санкционное давление и вернуть на рынок технику и запчасти по прежней стоимости. Мы не имеем возможности компенсировать убытки, связанные с экспортными пошлинами. Также — мы не можем повлиять на безудержный рост цен на топливо.
Но в этих жёстких и непредсказуемых условиях мы знаем, как это топливо экономить и беречь при этом миллионы (и даже миллиарды) рублей, утекающих на бессмысленные издержки.
Лишнее топливо или чьё-то попустительство?
Парадокс, но в эпоху развития искусственного интеллекта и повсеместной цифровизации лишь 14% предприятий в России полностью автоматизировали учёт топлива. Львиная доля компаний всё ещё контролирует этот процесс по старинке: копит стопки бумажных ведомостей, доверяет приблизительным цифрам и сотрудникам, а может, вовсе — до поры до времени не интересуется этой статьёй расходов.
За многие годы работы с разными транспортными предприятиями, мы заметили, что от 5% (и в особо исключительных случаях до 30%) топлива, которое закупает предприятие, уходит «в никуда». В среднем — это 10%.
Предлагаем проанализировать самые наглядные случаи.
Вы могли и не догадываться, что бензовоз Вашего поставщика сливает в Ваши ёмкости не все 100% привезённого с нефтебазы топлива. Как же так? Просто: горючее остаётся в шлангах и закоулках сложной системы трубопроводов машины. Кто-то, конечно, возразит: «Мы продуваемся! У нас всё топливо без остатка сливается из машины!» Но не тут-то было.
Как правило, водители топливозаправщиков и бензовозов хорошо знают, как «забрать своё»: при этом создать безукоризненную видимость того, что «адресат» получил всё до последней капли. Тут и физические особенности топлива играют свою роль, и особая смекалка водителей, которую нельзя не отметить. В помощь им — несовершенная система измерений, которая допускает большие погрешности; градуировочная таблица резервуаров опять же с приличной погрешностью; сам метод измерения метроштоком. На этом этапе, как правило, ускользает от внимания принимающих от 1% до 3% объёма поставляемого топлива. И вроде бы немного, и на это можно даже закрыть глаза. Но не спешите делать выводы.
Когда Вы заправляете технику топливораздаточной колонкой или комплектом для перекачки топлива, погрешность измерений составляет в среднем от 0,5% до 2% — в зависимости от того, какое оборудование у Вас стоит и как часто Вы его обслуживаете (и немаловажный момент, кто его обслуживает и как настраивает). По итогу в резервуарах почти всегда образуется излишек. Многие сотрудники АЗС не информируют об этом руководство, и это топливо просто-напросто расходится между “своими”. По документам у работников всё чисто: топливо пришло — топливо ушло, копейка к копейке. А Ваши денежки вместе с излишками разошлись по рукам…
Впрочем, сотрудники АЗС часто подчивают «халявным» горючим не только «своих». Распространённая практика — сговор между оператором и водителем бензовоза. Последний — привозит на заправочную станцию N-ое количество топлива, какую-то часть не доливает и увозит продавать в серую. Работник АЗС об этом, конечно, знает и покорно закрывает глаза: ведь за молчание ему причитается половина выручки. А сколько ещё таких — прибыльных — приёмок топлива…
Вот ещё один анти-лайфхак, который знает каждый водитель в Вашем автопарке (а Вы, возможно, нет). Во время работы автомобиля часть топлива из бака поступает в двигатель и сгорает, а другая часть — возвращается обратно. Температура возвращающегося топлива намного выше, чем у того горючего, которое находится в баке. За счёт этого всё содержимое в бензобаке нагревается, и объём топлива увеличивается: таким образом физика помогает водителю компенсировать объём намеренно недолитого на заправке топлива. А ещё после рейса, как правило, остаётся немного «лишнего» горючего, часть которого тоже — может быть использована на усмотрение водителя: каждый из них хорошо знает свою машину и с лёгкостью может «наэкономить» 2-5% полученного на АЗС топлива.
Получается, что всё вышеописанное — случается будто совершенно не специально, но значительная часть золотого ресурса расходуется не по прямому назначению для предприятия. На всех этих этапах движения топлива теряется в среднем 10% закупаемого горючего (а в особо запущенных случаях, повторимся, доходит и до 30%).
А теперь давайте переведём в реальные цифры. Допустим, предприятие закупает для собственных нужд 100 000 литров топлива в месяц. Потери, как уже было описано выше, составляют в среднем 10%. Итого — 10 000 литров ежемесячно уходит, что называется, «в никуда». 10 000 умножим на цену дизельного топлива (≈54 руб. л.) и получим 540 тысяч рублей в месяц — мимо кассы.
А если Ваше предприятие потребляет в месяц 500 000 литров дизеля? 2-2,5 миллиона рублей предприятие просто теряет из-за отсутствия грамотного (читай: сквозного автоматизированного) учёта! Только вдумайтесь в эти цифры.
Каждый миллилитр на счету
Если Вы ещё не знаете, что такое сквозной учёт топлива на предприятии, то мы Вам даже немного завидуем! Потому что с момента внедрения этой системы на производстве, руководитель узнаёт о совершенно ином подходе к собственному бизнесу.
Историческая справка:
Единый сервис по сквозному учёту топлива и мониторингу транспорта — это инструмент полномасштабного учёта и аналитики движения топлива на предприятии. Это полностью отечественный продукт, разработка и совершенствование которого ведётся с 2015 года IT-специалистами и инженерами компании «Гарвекс».
Передовое бизнес-решение помогает отслеживать движение топлива в едином программном обеспечении: от момента его приёма на нефтебазе или складе ГСМ до сжигания в двигателях транспортных средств. Вся цепочка этапов жизни топлива становится прозрачней слезы, сквозь которую виден каждый миллилитр горючего.
Бонусом — возможность мониторинга транспорта, позволяющая отслеживать передвижение транспортных средств, выстраивать геозоны и видеть, когда техника вышла за их пределы. Можно вести учёт таких параметров, как скорость, остановки, заправки и т.д.
Результаты в цифрах
Если хочется цифр и конкретики, то в этой статье мы собрали самые распространённые запросы от наших клиентов и результаты, которые реально увидеть уже через пару месяцев.
Запрос №1: решение, которое позволяет с большой точностью контролировать количество и качество топлива в резервуарах: как в процессе реализации, так и при приёмке топлива из автоцистерны.
Отрасль: транспортная.
Направление деятельности предприятия: автомобильные грузоперевозки, логистика, сервисное обслуживание коммерческого транспорта, поставка запасных частей, финансовые услуги.
Результат от внедрения сквозного учёта топлива:
сокращение издержек по заработной плате ≈ 2 млн. руб. Все АЗС предприятия без операторов работают в круглосуточном режиме. Отпала необходимость в ежедневных ручных замерах. Заявки на поставку топлива формируются удалённо на основании данных из облачного сервиса. Учитывая точность удалённого контроля, практически исключены риски, связанные с хищением нефтепродуктов.
Запрос №2: эффективное решение по автоматизации учёта ГСМ на предприятии.
Отрасль: добывающая.
Направление деятельности предприятия: переработка сульфидных медно-молибденовых руд с получением медного концентрата и молибденового промпродукта, из которых кроме цветных металлов извлекаются драгоценные и редкие металлы.
Результат от внедрения сквозного учёта топлива:
расходы на закупку топлива снизились на 12% при неизменных объёмах производства. Появилась возможность контролировать каждый литр топлива. Сократились расходы на бумагу, поскольку отказались от ведения расходных ведомостей.
Запрос №3: сквозной учёт топлива на предприятии: от забора нефтепродуктов с нефтехранилища до реализации горючего.
Отрасль: топливная.
Направление деятельности предприятия: закупка, хранение, транспортировка, реализация нефтепродуктов.
Результат от внедрения сквозного учёта топлива:
точность учёта наливов и расходов топлива максимально повысилась. В несколько сотен раз сократилось время на отчётности: раньше месячный отчёт по расходу ГСМ составлялся до 3 дней. Теперь на это уходит не более 10 секунд.
Запрос №4: усиление контроля за расходами и движением дизельного топлива, реализуемого автопарком предприятия.
Отрасль: лесная
Направление деятельности предприятия: рубка древесины для линейных и площадных объектов, строительство лежневых дорог и зимников, транспортировка древесины, организация поставок лесоматериалов.
Результат от внедрения сквозного учёта топлива:
меньше чем за год удалось сэкономить 3 миллиона рублей топливных издержек: экономический эффект увидели уже в первый месяц. За время использования программно-аппаратного комплекса на предприятии сберегли 76 тысяч литров горючего, которые раньше — утекали в никуда.
Давайте резюмируем
Какие же результаты видит руководитель крупного предприятия, внедрив систему сквозного учёта топлива?
- на 90% сокращается объём документооборота, благодаря переходу от ручного учёта топлива к электронному
- 10 секунд уходит на формирование любого отчёта: за счёт готовых шаблонов и гибких параметров настройки
- от 10 до 30% экономии на закупке топлива: благодаря более рациональному использованию горючего и сокращению случаев его хищения
- 6 месяцев — средний срок окупаемости системы (на основании отзывов руководителей крупных предприятий, где уже внедрён сквозной учёт топлива от компании «Гарвекс»).
В то время, когда мир перевернулся с ног на голову, мы — переворачиваем сознание сотен предприятий в сфере учёта и контроля за топливом. Нам неважно — содержите Вы небольшую ферму в деревушке или же руководите масштабным холдингом с тысячами сотрудников: одинаково эффективно мы поможем избавиться от «тихих убийц» Вашего бизнеса и сберечь миллиарды. Просто свяжитесь с нашими специалистами.