127 лет назад, 27 сентября 1896 года, в городе Гродно в семье кадрового офицера родился Алексей Иннокентьевич Антонов – советский военачальник, генерал армии, член Ставки Верховного Главнокомандования, начальник Генерального штаба в 1945—1946 гг. Этот человек принимал участие в разработке практически всех значимых операций советских войск в Великой Отечественной войне и вошел в историю Родины как один из самых талантливых штабных офицеров. Среди прочего Алексей Иннокентьевич стал единственным советским военачальником – кавалером высшего военного ордена «Победа», не имея маршальского звания.
Говоря об Антонове, в первую очередь вспоминают его участие в событиях 1941-1945 годов. Это справедливо, однако не стоит забывать о том, что в молодости будущему генералу довелось познать тяготы и лишения еще одной великой войны – Первой мировой…
Перенесемся в начало XX века. В первые же годы масштабного вооружённого конфликта Русская императорская армия понесла особенно большие потери в офицерском составе: командиры, стараясь поддержать давние традиции, шли в атаку впереди своих подразделений и первыми попадали под вражеский огонь. Убыль эту пришлось восполнять за счёт прапорщиков, окончивших ускоренные курсы.
В 1916 году Алексея Антонова мобилизовали. Так как молодой человек являлся сыном кадрового военного, – его направили на ускоренные курсы привилегированного Павловского военного училища в Петрограде (в том же году форсированное обучение нашего героя было закончено). Следует отметить, что учился будущий генерал более чем успешно, поэтому выпустили его не в какую-нибудь третьеочередную ополченскую часть, а в Лейб-Гвардии Егерский полк, входивший в состав 8-й армии Юго-Западного фронта. Полк перед этим участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве и как раз понес тяжелые потери.
Алексея отличали личная храбрость, инициативность, широкий кругозор, умение быстро и четко ориентироваться в меняющейся обстановке, исключительно гуманное и тактичное отношение к подчиненным. Вскоре молодой командир завоевал большое уважение, и среди солдат-фронтовиков, и среди офицеров.
Боевое крещение Антонов получил в июне 1917 года. Тогда по инициативе военного министра Александра Керенского русские войска начали масштабное наступление в Галиции, стремясь взять Львов и нанести поражение Австро-Венгрии. В ночь на 18 июня после артиллерийской подготовки гвардейские егеря перешли в наступление южнее Станислава (современный Ивано-Франковск). К 27 июня 8-я армия заняла Галич. Алексей был впереди, личным примером воодушевляя бойцов. Известно, что в ходе наступления он проявил храбрость, показал умение действовать в сложной обстановке. В один из дней Антонов получил осколочное ранение в голову – из боя солдаты вынесли его на руках. Последовала эвакуация в тыловой госпиталь, где Алексей Иннокентьевич узнал, что приставлен к своей первой боевой награде – ордену Святой Анны IV степени.
Ситуация на фронте и в самой стране быстро менялась. Июньское контрнаступление захлебнулось, через некоторое время пало Временное правительств, а императорская армия перестала существовать. Алексея Антонова впереди ждала служба в Красной Армии, новые войны и бои, генеральские погоны и высшие штабные должности. Впрочем, все это уже другая история. Служба же в старой армии и боевое крещение в Первой мировой навсегда остались вместе с Алексеем Антоновым – в фундаменте его воинского опыта…
В Зале Победы нашего музея можно увидеть отдельную витрину, посвященную А.И. Антонову. Среди экспонатов: государственные награды военачальника, его фуражка и кожаное пальто, 8-мм охотничья винтовка сист. Маузера — подарок от генерала армии ЧССР И. Гошняка.