Почему врачи рекомендуют удалять аденоиды направо и налево?
Меня заклюют коллеги, но я отвечу: во-первых, аденоиды в возрасте от 2 до шести лет можно найти у половины детей. У второй половины тоже – если поискать. Да-да, все так и происходит. «Аденоиды есть? А если найду?». А во-вторых, удалять аденоиды не просто, а очень просто.
Когда в 1863 году (160 лет тому назад или два года спустя после отмены у нас крепостного права) датский врач Рудольф Мейер обнаружил у детей образование в носоглотке, которое он связал с ушными инфекциями, он стал эти образования удалять – специальной петлей, через нос, без всякой анестезии. Насмотревшись на него, берлинский ларинголог Гуго Бекман решил, что хоть какая-нибудь анестезия, но нужна (сам он удалял аденоиды, используя вещество, за одно упоминание которого Дзен блокирует канал навсегда), а еще – что удалять аденоиды нужно не через нос, а через рот, одним движением. И создал в 1897 году (у нас как раз короновали Николая Второго) специальный инструмент, который используют врачи до сих пор. Удивительно, но даже фото врача, сделавшего маленькую революцию в лечении детских болезней, не сохранилось, а разные источники даже называют его по-разному – у одних он Гуго Бекман, у других – Феликс Бекман. И даже годы его жизни неизвестны.
В общем, с тех пор ЛОР-врачи удаляли аденоиды у всех детей, до которых только могли дотянуться. Доктор ныне не существующей 12-й детской инфекционной больницы в Москве рассказывала мне примерно так:
«Десять лет назад тут была бойня. Мы выполняли до тридцати операций в день…» Вы можете себе это представить? Так было не только в СССР – в 1996 году в США было выполнено 2,6 миллиона аденотомий.
Во всех учебниках по ЛОР-болезням у детей пишут: при обнаружении увеличенных аденоидов показана аденотомия.
И тем не менее – удаление аденоидов далеко не всегда является способом помочь больному ребенку. Намного чаще это традиция.
Обычно дело происходит так: счастливые родители отдают своего малыша в детский сад, и только вздыхают с облегчением, как ребенок начинает часто болеть. А уже через примерно полгода районный ЛОР говорит: «да у вас аденоиды. Поэтому и болеете часто. Надо удалять».
Стоп. Вспомните. Пока ребенок не болел, аденоидов у него не было. Начал болеть – появились, но далеко не сразу. Значит, появились они не как причина, а как следствие частых болезней. Если это следствие убрать, разве ребенок перестанет часто болеть? Наверное, нет.
Как правило, у детей с аденоидами обнаруживается синусит – или этмоидит, или гайморит, и от удаления аденоидов он никуда не девается.
Не далее, как вчера я смотрел ребенка после удаления аденоидов. Операция была проведена великолепно – носоглотка чистая, за год после операции не появилось ни намека на рецидив. Но аденоиды удалили из-за снижения слуха, и это снижение после удаления так и осталось. А при эндоскопии были видны огромные тубарные валики, закрывающие евстахиевы трубы – причина экссудативного отита. Хирург их даже не тронул. В результате – что делали операцию, что нет.
Удаление аденоидов – простая операция, но у нее тоже есть показания. И выполняться она должна по показаниям, а не по желанию врача.
Когда нужно удалять аденоиды
- Когда аденоиды полностью перекрывают дыхание через нос как в дневное, так и в ночное время.
- Когда консервативное лечение (без операции) не дало никакого эффекта
- Когда обострение заболеваний верхних дыхательных путей наступает в результате переохлаждения, а не в результате контакта с инфекцией.
Во всех остальных случаях нужно сначала разобраться, почему ребенок часто болеет, потом подавить воспаление на аденоидах (если оно конечно есть) и только потом принимать решение об их удалении.
И не факт, что это решение будет положительным
По ссылке – тест, по которому вы сами можете решить, так ли нужно удалять аденоиды.