Сто лет назад, в 1923-м, Зимний дворец присоединился к Государственному Эрмитажу (ведь как открытый музей он существовал с середины XIX века). В это время уже вовсю кипела реставрация зданий бывшей императорской резиденции. Главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков стремился сделать здание таким, каким его задумывал архитектор Франческо Растрелли (для этого в 1927-м, например, сняли поздние балкончики).
Тем не менее такое возвращение к истокам не мешало переделывать внутренние помещения под нужды будущего музея. К примеру, на втором этаже Зимнего дворца были массово разобраны практически все камины. Строители посчитали, что так будет больше места для экспонатов. Под руководством Сивкова помещения Зимнего дворца и комплекса зданий, прилегающих к нему, стали единым музейным пространством, были построены дополнительные переходы между зданиями для свободного кольцевого обхода выставочных залов.
После освобождения конюшен и Манежа, располагавшихся в Малом Эрмитаже, Александр Сивков соединил Зимний дворец с Новым Эрмитажем по первому этажу. Работы по созданию прохода начались в 1938 году.
Сивков писал: «Под Георгиевским залом находились полутёмные низкие помещения Главного буфета, пожарного караула и кладовые со сводами, начинавшимися от самого пола. В результате разборки сводов, стен и лестниц получился зал площадью около 600 кв. м. и высотою до 8 метров». Сегодня в этом зале находится зал, посвящённый древнеегипетской культуре.
Далее на уровне антресольного этажа начинается переход из Зимнего дворца в Новый Эрмитаж, названный в честь автора проекта Сивковским. Сейчас здесь размещены римские мраморные рельефы.
После реконструкции и перепланировок, выполненных по проектам и под руководством Александра Сивкова в 1920–1950-е годы, музей получил 257 новых выставочных залов в Зимнем дворце. К примеру, до 1917 года третий этаж Зимнего дворца напоминал гостиницу с номерами, расположенными по обеим сторонам длинных коридоров. Здесь находились небольшие фрейлинские комнаты. По проекту Александра Сивкова в южном корпусе Зимнего дворца вместо 64 скученных жилых и служебных помещений было создано 17 экспозиционных залов. В 1957-м там выставили произведения из коллекции Ивана Морозова и Сергея Щукина. В следующий раз работы импрессионистов массово покинули зал в 2014 году. Их перевезли в новое выставочное пространство Восточного крыла Главного штаба. Сейчас на третьем этаже Зимнего дворца экспонируется более 300 работ европейских художников XVII–XVIII веков.
Реставрацию Эрмитажа, которая шла с 1926-го, закончили в 1940-м. Но после разрушений, которые принесла Великая Отечественная война, восстанавливать музей пришлось практически заново. Общий объём работ сам архитектор описывал так: «Площадь всех музейных помещений составляет 104 тысячи квадратных метров,… объём — около миллиона квадратных метров… что… применительно к жилым домам составило бы два средней величины квартала, на которых расположено до пятидесяти шестиэтажных домов». Для полного восстановления Эрмитажа после Великой Отечественной войны потребовалось около десяти лет.
Современный вид музей приобрёл в 1945–1947 годах. Только тогда внешние стены окрасили в изумрудный цвет, колонны, карнизы и обрамление окон — в белый; а лепной декор, капители и картуши — в оттенки охры. Терракотово-охристую окраску Зимнего дворца в 1917-м году сотрудники музея называют «мясной». К 10-й годовщине Октября тональность сменилась на серо-зелёную с белыми колоннами. А в 1930–1940-е годы здание перекрашивали в коричнево-серую гамму и в оранжевую. С началом Великой Отечественной войны фасады в целях маскировки покрыли обратимой клеевой краской серого цвета.
Кроме выставочных залов, организовывались служебные помещения для сотрудников, места для хранения экспонатов, а также гардеробы для посетителей. До Великой Отечественной войны главным входом в Эрмитаж был Иорданский подъезд (со стороны Невы), откуда гости проходили в Иорданскую галерею, где был организован гардероб на три тысячи человек. Но из-за того что потоки посетителей мешали друг другу, было решено обустроить новый, более вместительный гардероб. В 1956 году Александр Сивков разработал проект нового гардероба на четыре тысячи мест в подвале Зимнего дворца, вдоль северного фасада здания. В этой части полы первого этажа приподняли на 1,3 метра, разобрали старые сводчатые перекрытия и довели высоту потолков новых помещений до четырёх метров. Строительством занимались специалисты «Ленметростроя», поэтому после открытия гардероба в 1958 году его стали называть «Метро». Да и сам внешний облик нового архитектурного пространства напоминает стилистику станций метрополитена того периода.
Больше фото в нашем репортаже
Где: Зимний дворец, залы 34–37.
Когда: до 28 января 2024 года.
Сколько: Вход по билету на основную экспозицию. 500 рублей для взрослых. Дети до 14 лет — бесплатно.