Найти в Дзене
Шегарский музей

«Мы, друзья, - перелетные птицы…»

В каких родах войск сражались шегарцы?

Любой назовёт пехоту, артиллерию, танковые войска. А кто слышал о шегарцах-лётчиках? Большинство ответят отрицательно, а кто-то вспомнит о Петре Ивановиче Сивохе, о котором писала районная газета «Шегарский вестник». И действительно, наших земляков, несших службу в годы войны в Военно-воздушных Силах немного, но они были. Это рассказ о некоторых из них и их воздушных боевых машинах.

Пётр Иванович Сивоха родился в деревне Батурино Шегарского района в 1926 году. В ноябре 1943 года призван Шегарским райвоенкоматом в армию. После окончания Омской авиационной школы и Красноярской школы младших авиационных специалистов Пётр Иванович был определён стрелком-радистом в экипаж военно-транспортного самолёта Ли-2 2-й эскадрильи 50-го гвардейского транспортного авиационного полка.

Производство Ли-2 было налажено в 1942 году на базе пассажирского самолёта ПС-84. От пассажирских самолетов военный вариант отличался наличием оборонительного вооружения, грузовым мостом, 4 замками для подвески бомб или грузов, а также заменой мягких пассажирских сидений на откидные деревянные. Самолет мог перевозить до 25 десантников, также на нем могли быть установлены приспособления, которые позволяли использовать его в качестве санитарного для транспортировки 18 лежачих раненых на носилках и еще 2 сидячих раненых или сопровождающего медперсонала. Также военная версия отличалась возможностью транспортировки крупногабаритных грузов массой до 2-3 тонн. Самолёт по тем временам был достаточно крупный: длина крыла 30 м, длина корпуса 19,5 м, высота 5 м. Два двигателя в 1000 лошадиных сил разгоняли машину до 320 км/ч. Дальность полёта достигала 2560 км. Экипаж от 4 до 7 человек.

Ли-2
Ли-2

Защиту самолёта обеспечивал крупнокалиберный пулемёт ШКАС, смонтированный на вращающейся турели внутри плексигласового колпака в верхней части фюзеляжа. Защита слабая, и «транспортников» обычно сопровождали истребители. Истребитель – машина скоростная, а потому «МиГам», «Якам», «Лавочкиным», время от времени приходилось покидать подопечных. В эти моменты Ли становились наиболее уязвимыми для атак вражеских истребителей. При появлении неприятеля транспорты снижались до 50-60 метров над землёй, а стрелок-радист занимал место у пулемёта. На малых высотах при большой скорости немцы обычно отказывались от боя. Но появлялась опасность быть подбитыми с земли.

Полк, в котором служил гвардии младший сержант Сивоха, базировался в г. Клин. Отсюда транспорты доставляли бойцов и боеприпасы в наши, наступающие на запад, войска. С началом Советско-японской войны полк перебросили на Дальний Восток. Главной задачей транспортных эскадрилий стало обеспечение горючим подразделений 6-й танковой армии, глубоко вклинившихся в территорию врага. В течении 22 дней экипаж Петра Ивановича совершил 28 боевых вылетов. Затем пришлось спешно осваивать тактику захвата вражеских аэродромов: Ли-2 под прикрытием истребителей садились на взлётные полосы японцев и высаживали десант. Во время одной из таких акций самолёт, где стрелком-радистом был Сивоха, атаковали два истребителя. Японцев сбили асы из сопровождения. Пётр Иванович в этом бою то же выпустил все патроны до единого.

Приказом от 31 августа 1945 года П.И. Сивоха был награждён медалью «За отвагу». После победы над Японией война для Петра Ивановича не закончилась: в составе 50-го гвардейского транспортного успел поучаствовать в Гражданской войне в Китае 1946-1949 гг. и начальной фазе Корейской войны. Домой вернулся в 1951 году в звании гвардии старшего сержанта и кавалером ордена Славы III степени.

На самолёте Ли-2 летал ещё один наш земляк – Степаненко Дмитрий Николаевич. Но это была уже не транспортная, а бомбардировочная модификация. Самолёт был вооружён четырьмя крупнокалиберными пулемётами ШКАС, которые размещались в носовой неподвижной установке, верхней турельной установке под колпаком, а также двух установках находившихся в хвостовой части фюзеляжа в специальных окнах с обоих бортов. К днищу корпуса подвешивались четыре бомбы (в поздних вариантах они стали размещаться в бомболюках внутри фюзеляжа).

Бомбардировщик Ли-2 отражает атаку немецкого истребителя.
Бомбардировщик Ли-2 отражает атаку немецкого истребителя.
Степаненко Д.Н.
Степаненко Д.Н.

совершал налёты на территорию Финляндии (напомним, что до сентября 1944 года она была союзницей фашистской Германии), обеспечивал наступление наших войск на Украине и Эстонии. С сентября 1942 по апрель 1944 совершил 257 ночных и более 100 дневных боевых вылетов.

С апреля 44-го Степаненко штурман авиационного звена (3-4 самолёта) 111-го авиационного полка ночных охотников-блокировщиков дальнего действия. Этот полк был сформирован на базе 5-го авиационного корпуса из наиболее опытных лётчиков подчинённых подразделений. Какое-то время ушло на освоение новой техники – летать пришлось на американском бомбардировщике А-20G «Бостон».

-5

У полка была конкретная задача: точными неожиданными ударами уничтожать или блокировать аэродромы, зенитные батареи, железнодорожные узлы и другие важные объекты в глубоком тылу врага. «Бостоны» хорошо подходили для такой работы. Кроме бомб, самолёты имели четыре 20-мм скорострельные пушки в носовой части фюзеляжа и два крупнокалиберных пулемета «Кольт-Браунинг» в задней части корпуса. Отсеки экипажа были усилены дополнительной бронёй, а кабины закрыты бронестеклом.

В составе новой части Дмитрий Николаевич участвовал в боях за Польшу и Германию. Войну закончил в звании гвардии старшего лейтенанта. Из дальнейшего известно только то, что Степаненко в ноябре 1950 года бал награждён медалью «За боевые заслуги». Возможно, эта награда была получена «вдогонку» за бои Отечественной войны. А, возможно, и, предположительно, за участие в Корейской войне.

В декабре 1944 года 111-й авиаполк ночных охотников-блокировщиков был переименован в 111-й бомбардировочный. И в это время в часть распределяется Бурыхин Иван Елизарович, уроженец д. Гынгазово Шегарского района. На фронт Иван Елизарович был призван в 1942 году, сражался в пехоте пулемётчиком и успел получить медаль «За отвагу». После окончания школы воздушных стрелков-радистов, старший сержант Бурыхин попадает в экипаж бомбардировщика В-25 «Митчелл». Самолёт, так же как и предыдущий, был американского производства и поставлялся в СССР в качестве союзнической помощи. Машина была хорошо вооружена: кроме бомбового запаса на разных модификациях устанавливалось до 12 крупнокалиберных пулемётов.

Бомбардировщик В-25 «Митчелл»
Бомбардировщик В-25 «Митчелл»

Летать Ивану Елизаровичу пришлось уже в конце войны, однако, на его счету 11 ночных вылетов на бомбардировку промышленных центров Германии и 9 дневных полётов на разведку в глубокий тыл противника. В июне 1945 года старший сержант Бурыхин был награждён второй медалью «За отвагу».

С июля 1943 года воздушным стрелком самолёта-штурмовика Ил-2 448-го штурмового авиационного полка сражался маркеловец Маликов Иван Николаевич. Полк действовал, последовательно, на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах.

Маликов Иван Николаевич
Маликов Иван Николаевич
Штурмовик Ил-2
Штурмовик Ил-2

Ил-2 называли «летающим танком». И он оправдывал это название: надёжный, живучий, хорошо вооружённый и защищённый бронёй. Вооружение составляли две малокалиберные пушки и два крупнокалиберных пулемёта в крыльях самолёта, ещё один пулемёт в задней кабине, четыре ракетных снаряда, комплект бомб и зажигательных ампул. Последние представляли собой сферы из тонкого металла. При попадании на цель ампулы разрушались, их содержимое расплескивалось и тотчас самовоспламенялось. При этом создавалась зона сплошного огня и плотная дымовая завеса. Попадая на боевые машины, жидкость прилипала к броне или залепляла смотровые щели, стекла, приборы наблюдения, ослепляла дымом экипаж и выжигала все внутри.

Илы вели бой на малых высотах, либо пикируя с высот в 1000-400 метров, либо на бреющем полёте на высотах 50-15 метров. Атака обычно проходила в два захода: на первом заходе противник уничтожался пушечно-пулемётным и реактивным огнём, на втором сбрасывались бомбы и зажигательные ампулы. Штурмовики могли работать без прикрытия истребителей: имея серьёзное вооружение и высокую скорость, они были способны самостоятельно вести воздушный бой.

Группа штурмовиков Ил-2 на бреющим полёте атакуют немецкие танки.
Группа штурмовиков Ил-2 на бреющим полёте атакуют немецкие танки.

О боевых буднях нашего земляка известно из наградных листов. До весны 44-го он уже побывал в ряде боевых вылетов, отразил шесть атак немецких истребителей, в схватке с которыми получил лёгкое ранение.В марте 1944 года Маликов участвовал в налёте на большой и хорошо защищённый аэродром Парканово в нынешней Псковской области.

1 апреля 1944 года группа из шести штурмовиков вылетела на разрушение оборонительных сооружений противника на линии Орехова Гора – Каратыгино в Ленинградской области. Боевая задача была выполнена успешно, но в самолёт, где стрелком был Иван Николаевич, попал малокалиберный зенитный снаряд, начался пожар. Благодаря умелым и решительным действиям Маликова машина и экипаж были спасены. После ремонта, 14 апреля, самолёт Маликова в составе группы дважды уходил на задание, в ходе которого воздушные стрелки уничтожили зенитную батарею врага и обеспечили удачную штурмовку объектов.

12 июня в составе группы участвовал в налёте на станцию Перкъярви, где был уничтожен железнодорожный эшелон, разбиты две автомашины, взорван склад горючего и подавлены четыре зенитные артиллерийские точки.

2 июля Маликов в составе группы участвовал в массированном налёте на аэродром Лаппеенранта в Финляндии. В результате нападения было уничтожено 11 самолётов противника, взорван склад горючего, в воздушном бою сбито 4 истребителя. Лично Иван Николаевич отбил 4 атаки на свой самолёт.

21 октября в составе группы участвовал в уничтожении миномётных батарей и живой силы противника в опорном пункте Лыопыллу (Эстония), записав на счёт одну батарею, вездеход и около 20 солдат и офицеров врага. 23 ноября в составе группы в районе населённого пункта Тюрье уничтожил три полевых орудия, создал два очага пожара и уничтожил группу солдат.

К декабрю Маликов совершил 80 боевых вылетов, из них 32 по прорыву сильно укреплённой, долговременной оборонительной полосы противника на Карельском перешейке и 28 по освобождению Эстонии и острова Сааремаа, с апреля участвовал в шести воздушных боях, в которых отразил одиннадцать атак истребителей.

В каких боях участвовал Иван Николаевич в 45-м неизвестно. Демобилизовался он в сентябре 1950 года в звании старшего сержанта. Награждён орденами Отечественной войны (боевой, 1944 г.) и Красной Звезды, медалью «За отвагу».

Как известно, Советское командование в годы войны было вынуждено держать значительные силы на Дальнем Востоке во избежание нападения союзницы фашистской Германии – Японии. Здесь в полной боевой готовности находились части всех родов войск, в том числе и авиационные. В Чите базировался938-й истребительный авиационный полк 297-й истребительной авиационной дивизии, в рядах которого нёс службу лётчик-истребитель, лейтенант Александр Сергеевич Жарков, уроженец села Богородского (Старая Шегарка).

Александр Сергеевич Жарков
Александр Сергеевич Жарков

Основная масса воздушных сил Японии была задействована в боях с американцами, но и находившиеся у советской границы авиачасти постоянно держали в напряжении. Редким был день, когда наши истребители не поднимались в воздух. Но настоящие воздушные бои начались 9 августа, когда, согласно союзническим договорённостям, Советский Союз объявил войну Японии. Наши лётчики быстро стали хозяевами неба и большую часть боевых действий прикрывали морские десанты, сухопутные силы, воздушные транспорты и бомбардировщики. Конкретно, 297-я истребительная участвовала в боях за овладение Маньчжурией, Южным Сахалином и островами Сюмусю и Парамушир, городами Чанчунь, Мукден, Цицикар, Жэхэ, Дайрэн, Порт-Артур.

Летал лейтенант (после войны – капитан) Жарков на истребителе Як-9. Эта машина была скоростной (до 600 км/ч) и манёвренной, вооружена крупнокалиберным пулемётом и малокалиберной пушкой.

Звено Як-9 в бою
Звено Як-9 в бою

Статья длинная, продолжение читайте по ссылке ниже.