Продолжаем статьи о шегарских военных лётчиках. Начало здесь
В начале 1945 года, по достижении 18 лет добровольцем на фронт ушёл студент Томского лесотехнического техникума, уроженец деревни Осинники Сваровский Петр Васильевич. Распределён он был в морскую авиацию Тихоокеанского флота. Окончив школу воздушных стрелков-радистов участвовал в Советско-Японской войне. В одном из боев самолет был подбит, пилот погиб. Петр, получив множественные ожоги, сумел катапультироваться. После госпиталя продолжил службу на Дальнем Востоке.
На каком самолёте летал Сваровский - неизвестно. Исходя из приведённой выше информации, экипаж состоял из двух человек, что может соответствовать экипажу, возможно, штурмовика Ил-2.
В самом конце войны поднял свой самолёт Чувасов Николай Петрович. Призван он был в декабре 1943 г. с Алтайского края. Службу начал в 120-м запасном стрелковом полку, откуда был направлен в Исилькульскую летную школу пилотов (Омская область). Курсы закончились в апреле 1945 г., когда наши войска готовились к последнему удару по Берлину, а господство в воздухе было за «сталинскими соколами».
В общем, военные лётчики были уже не нужны, и Чувасову, как и другим выпускникам, присвоили квалификацию пилота 5 класса и направили в части Гражданского воздушного флота Народного Комиссариата Обороны. Николай Петрович был распределён в 120-й отдельный гвардейский авиационный полк. Может показаться странным сочетание военных и гражданских терминов, но ничего необычного в этом нет.
В годы войны на базе Гражданской авиации было создано несколько военизированных Авиационных групп специального назначения. Отряды состояли из разнотипных гражданских самолётов и использовались для транспортировки грузов, боеприпасов, эвакуации раненых и беженцев, связи, разведки и пр. Действовали отряды не только в прифронтовой полосе, но и за линией фронта, налаживая воздушные мосты с партизанами и советскими частями, оказавшимися в окружении. На некоторые самолёты устанавливали пулемёты и даже подвешивали бомбы.
120-й авиаполк в то время стоял под только что взятым Кенигсбергом. Чувасова «посадили» на лёгкий самолет По-2. Эту воздушную машину знали все советские лётчики того времени. Именно на ней они совершали свои первые полёты и оттачивали лётные навыки, прежде чем сесть за штурвал истребителя, бомбардировщика или штурмовика.
Самолёт был принят в 1927 году и первоначально именовался У-2 («учебный»). По типу это был биплан, т.е. имел четыре крыла. Несущие корпуса изготавливались из дерева и обшивались фанерой и плотным полотном. Максимальная скорость составляла около 150 км/ч. Экипаж – 2 человека. На начало войны самолёт был уже устаревшим, и тем не менее, участвовал в боях до победного мая 45-го в качестве разведчика, лёгкого штурмовика и лёгкого ночного бомбардировщика. В 1944 г. самолёт был переименован в По-2 – в честь своего создателя Н.Н. Поликарпова.
Летать Николаю Петровичу довелось над Восточной Пруссией. Его «пассажирами» были офицеры разведки, военные топографы и картографы. Полёты проходили с особой осторожностью: хоть территория и считалась очищенной от германской армии, в лесах продолжали скрываться не сдавшиеся нацисты, да и местное население было настроено не дружественно. Один точный выстрел мог стать роковым для низко идущего фанерного самолёта.
А вот Ярошкину Николаю Николаевичу в военном небе побывать не удалось – война закончилась. Многие шегарцы помнят Николая Николаевича как прекрасного педагога, но мало кто знает, что он имел отношение и к военной авиации.
В октябре 1944 года Ярошкина призвали в Военно-морское авиационное училище города Таганрога. Здесь он обучался по специальности "стрелок-радист штурмовой и бомбардировочной авиации ВМФ". По окончании войны училище расформировали, а курсантов распределили по другим учебным заведениям того же профиля. Николай Николаевич попал в Ейское военно-морское авиационное училище имени Сталина. Но стать офицером ВВС ему было не суждено. В 1948 году Н.Н. Ярошкин был отчислен, как потом выяснилось, по причине «неблагонадёжности».
Дело в том, что отец Николая Николаевича в 1932 году был признан кулаком и выслан с семьёй из Белоруссии в Сибирь на поселение, в 1937 вторично арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и расстрелян. Однако этот факт не помешал Н.Н. Ярошкину поступить в Томский педагогический институт и окончить его. Также как не помешал летать и сражаться вышеупомянутому Сваровскому Петру Васильевичу. Он тоже был сыном высланного в Нарымский край кулака, вернувшегося на родину по истечении срока ссылки и расстрелянного в 37-м по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Удачный полёт и успешное выполнение боевого задания зависят не только от мастерства и опыта лётного состава, но и от наземных технических и иных служб.
В 1940 году на действительную службу ушёл шегарец Виноградов Николай Владимирович. Войну он встретил сержантом технической службы, мастером авиационного вооружения 154 истребительного полка Ленинградского фронта. В мае 1942 года Н.В. Виноградов был награждён медалью «За боевые заслуги». В представлении к награждению говорилось: «За период Отечественной войны хорошо овладел авиавооружением на самолётах МИГ-3, Р-40 и Р-40Е. Самолёты, которые он обслуживает, провели более 300 боевых самолётовылетов, авиавооружение работало безотказно. Лётчиками, летавшими на этих самолётах, сбито 9 самолётов противника. Накопленный опыт по овладению авиавооружением умело передаёт своим товарищам. Содержание авиавооружения на вверенных ему самолётах при осмотре всегда в отличном состоянии».
В мае 1944 года Николай Владимирович, теперь уже гвардии старший сержант 29 гвардейского истребительного полка, получает орден Красной Звезды. В формуляре говорится: «За отлично обеспеченные 1336 успешных боевых вылетов (с мая 1942 г. прим. автора), … безотказную работу вооружения, за 39 полевых ремонтов материальной части вооружения и проявленную при этом трудовую доблесть». Незадолго до награждения, в воздушном бою на самолёте Як-9 был повреждён патронный ящик и система подачи патронов. Н.В. Виноградов исправил повреждение за 3 часа, вместо положенных 6. После интенсивных воздушных боёв на вверенных Николаю Владимировичу трёх Яках нужно было заменить систему перезарядки пушек. Работая всю ночь без отдыха он выполнил задание на 12 часов раньше намеченного срока.
С 1941 года в Челябинской военной авиационной школе штурманов и стрелков-радистов Авиации дальнего действия нёс службу старший сержант технической службы, авиамоторист и механик самолёта Герасимов Николай Яковлевич.
В сентябре 1943 года Н.Я. Герасимов был награждён медалью «За боевые заслуги». «В повседневной работе показал себя: трудолюбивым, находчивым, инициативным, исполнительным. Мат. часть самолёта Р-5 с М-17 содержит в постоянной боевой готовности, работая не считаясь со временем, взяв себе за правило, что самолёт и мотор должны ежеминутно быть готовыми в полёт» - говорится в наградном документе.
Далее в формуляре приводятся цифры: за 8 месяцев 1943 года самолёт Герасимова сделал 177 учебно-боевых вылетов, налетав 288 часов и сэкономив при этом 704 кг горючего и 31 кг масла. Заканчивается документ словами: «Пользуется деловым авторитетом среди офицерского, сержантского и рядового состава».
Котелевская Вера Наумовна родилась в 1920 году в деревне Кулманы. До войны, будучи студенткой, занималась в Томском аэроклубе, поэтому в мае 1942 года была призвана курсантом в десантную часть, находившуюся под Хабаровском в селе Тайхин. По болезни переведена в войска связи. В звании сержанта служила радистом 25-го отдельного полка связи 2-й Дальневосточной армии. Обеспечивала связь командных пунктов и авиации.
Ревенчук Николай Сидорович ушёл на фронт в 1944 году. Службу начал в 35 запасном артиллерийском полку. В июне 1945 года переведен на Дальний Восток в отдельную 78 роту связи морской авиации. В войне с Японией обеспечивал связь и координацию действий наших лётчиков в боях над морскими коммуникациями и по прикрытию морских десантов.
Михайлов Терентий Захарович в армию призван в 1940 г. Шегарским РВК. Направлен в 810-й стрелковый полк. В том же году прошел обучение в 64-й школе воздушных стрелков-радистов в г. Комсомольск-на-Амуре. В августе 1941 года распределён на 2-й Дальневосточный фронт в 602-й отдельный батальон аэродромного обслуживания под Дирафельт (р-н Бирабиджана) в звании сержанта начальником прожекторных станций. В ходе Советско-Японской войны 1945 г. обеспечивал авианалёты советской авиации на Сунгарийском направлении.
Нащёковец Никонов Анатолий Егорович в армию убыл в ноябре 1943 года. Службу проходил в 21 дивизии МВД. С января 1944 года Анатолий Егорович находился в гарнизоне, охранявшем авиазавод в Омске. В том же 1944 году Никонова перевели в Иркутск. Здешний гарнизон охранял бомбардировщики, летное поле и аэродромные сооружения. Этот аэродром был составной тех сил, что сдерживали японцев от агрессии на Дальнем Востоке. Самому Анатолию Егоровичу шпионов задерживать не довелось, но задержанных нарушителей видел.
Мы рассказали о земляках, чьи боевые будни были связаны с авиацией. Наверное, не все лётчики-шегарцы и бойцы технических и вспомогательных служб попали на эти страницы, а поэтому сотрудники музея будут признательны всем, кто окажет нам информационное содействие в дальнейшем развитии этой темы.