Резкий скачок валютного курса, когда доллар внезапно вдруг стал стоить под сто рублей, вполне предсказуемо привёл к росту интереса граждан к золоту, как средству сбережения своих накоплений, о чем мы рассказывали в Telegram-канале ПРОметалл. Ну а какой ещё инвестиционный инструмент тут можно посоветовать? В некоторых российских банках летом отмечался рост спроса на золотые слитки в 1,5–2 раза. Но работают ли государственные ведомства над тем, чтобы облегчить реализацию драгметаллов и изделий из них? Поступают ли в продажу слитки поступали в нужном количестве?
Инициативы по развитию внутреннего рынка драгметаллов, особенно из золотодобывающих регионов, звучат достаточно регулярно. «Про Металл» писал о том, что больше года назад было принято обращение депутатов Магаданской областной Думы к Правительству РФ «О необходимости корректировки механизмов государственного регулирования оборота золота в целях нивелирования последствий санкций и обеспечения дальнейшего устойчивого развития золотодобывающей отрасли».
В обращении содержался ряд практических шагов, которые расширяли для золотодобывающих предприятий возможности самим реализовывать свою продукцию населению. Как отмечалось в обращении, «одной из мер поддержки золотодобытчиков в условиях санкций, по мнению колымских парламентариев, станет переход на экономическую модель «золото — товар». Для этого требуется предоставить недропользователям право реализовывать физическим лицам слитки, произведённые на аффинажных заводах из добытого ими металла, без начисления НДС.
Ранее уже были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», благодаря чему собственники драгметаллов получили право реализовывать их на внутреннем и внешнем рынках, а аффинажные заводы наравне с банками — продавать слитки физическим лицам без НДС». Год прошёл, и что поменялось?
Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов рассказал «Про Металлу»: «Минвостокразвития России принципиально согласно с нашими предложениями по поддержке золотодобывающей отрасли. Понимание возникших в отрасли проблем есть и у Министерства финансов РФ. Мы направляли в федеральный центр ряд инициатив по упрощению реализации золота и обнулению утилизационного сбора для горной техники.
Эти предложения разрабатывали совместно с региональной Ассоциацией недропользователей, которую возглавляет вице-спикер Думы Александр Басанский, и нашим депутатом, золотодобытчиком Игорем Розиновым. Данные вопросы мы поднимали на заседаниях парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», комиссии по вопросам экономической и промышленной политики Совета законодателей РФ, направляли обращения в Правительство России, получили ответы от ряда министерств.
Наши недропользователи смогли преодолеть ряд трудностей, несмотря на все ограничения, благодаря чему не прекратили, а порой и нарастили объёмы добычи. Продолжим искать пути поддержки, так как ситуация меняется стремительно и приходится подстраиваться под новые реалии».
То есть вроде как все согласны, но брать на себя ответственность и принимать решения никто не торопится... Тем временем в ювелирной отрасли, которая потребляет драгоценные металлы, процессы, можно сказать, наблюдаются просто противоположные. Дело в том, что в нынешнем году перестали действовать нормы, позволявшие малым предприятиям ювелирки использовать специальный налоговый режим, то есть фактически работать без бухгалтера, по упрощённой схеме. Изменения в законодательстве об этом были приняты раньше, но вступили в силу именно с 1 января. Результат не заставил себя ждать.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» опубликовала статистику: за 8 месяцев нынешнего года количество компаний, работающих в данной сфере, сократилось на 18,7%, в том числе в розничной торговле на 15,8%, в оптовой торговле — на 20,8%, в производстве — на 17,8%. Без учёта вновь созданных предприятий количество субъектов МСП в ювелирном бизнесе уменьшилось на четверть.
«Эта статистика тоже не вполне показательна. Фактически никаких новых предприятий не создаётся. Малый бизнес в ювелирной отрасли сейчас оказался на грани рентабельности, какие ещё новые компании? В здравом уме никто их создавать не будет. А появляются они на бумаге ровно по одной причине. Малые предприятия, чтобы использовать возможность легально не платить НДС, разделяются на несколько «микропредприятий» с мизерными оборотами, только и всего», — полагает Владимир Збойков, исполнительный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России».
По его мнению, в отрасли идёт явный спад, а государство не стремится хотя бы на уровне изменения нормативной базы поддержать ювелиров.
«В этом году вся статистика по нашей отрасли стала недостоверной, — отмечает Збойков. — Пробирная Палата РФ официально отказалась публиковать данные о том, сколько изделий проходит клеймление. По закону она получила право хранить молчание и им воспользовалась. То есть данные о физическом обороте ювелирных изделий на рынке мы не знаем. Хотя раньше эти сведения публиковались и по кварталам, и по году в целом. Но есть косвенные данные.
С сентября прошлого года по сентябрь нынешнего стоимость золота в России выросла на 70%. Можно предполагать, что и выручка ювелирных компаний просто за счёт этого должна была увеличиться пропорционально. Но ничего подобного не наблюдается. Даже рост выручки процентов на 40 означает, что происходит серьёзное проседание. Тем более, отдельной статистики по выручке малого бизнеса в ювелирной отрасли никто не ведёт».
Кстати, несмотря на то, что президент Владимир Путин дал поручение провести либерализацию изделий из серебра, с этим вопросом дело движется не особо быстро. Последнее предложение, которое поступило от госорганов на этот счёт, по словам Збойкова, состоит в том, чтобы собрать круглый стол на базе Совета Федерации, чтобы ещё раз «всё обсудить». Обсуждение — это прекрасно. Но когда за ним всё-таки последуют какие-то действия?
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите на нашем сайте и в Telegram-канале.