Найти в Дзене
ПОД СТУК

Почему светофоры на станциях почти всегда красные, а зеленый загорается только перед проездом поезда, в отличии от тех, что на перегоне?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! В комментариях под одной из последних статей, где я в очередной раз объяснял про проходные светофоры и автоблокировку, я увидел комментарий, мол а почему светофоры на перегонах практически всегда зеленые, а вот перед станцией - красные, а зеленый на них загорается только перед проездом поезда. В этой статье я на него отвечу.

Начнём с того, что светофоры бывают разные. Те, что устанавливаются на перегоне - называются проходными. Работают они автоматически, посредством системы автоблокировки. Их показание меняется в зависимости от того, где находится следующий впереди в попутном направлении поезд.

Входной светофор на станцию. Фото из открытых источников.
Входной светофор на станцию. Фото из открытых источников.

А вот перед въездом на станцию, а также перед выездом из неё, устанавливаются, соответственно, входные и выходные светофоры. Входные светофоры установлены на главных путях, а выходные, в свою очередь, на боковых путях станции, перед выездом на главные пути.

Входные и выходные светофоры работают не автоматически, а управляются вручную дежурным по станции (ДСП) с пульта. Сигнал с пульта дежурного, посредством системы электрической (либо диспетчерской) централизации уже передаётся на светофор. Таким же образом, к слову, управляются и стрелочные переводы.

Пульт ДСП на станции Балашиха. Автор фото: Кирилл Островский
Пульт ДСП на станции Балашиха. Автор фото: Кирилл Островский

По умолчанию, въезд на станцию для поезда с главного пути - закрыт. То есть на входном светофоре горит красный огонь. Чтобы принять поезд на станцию, дежурный по этой самой станции, должен подготовить маршрут прибытия на нужный путь, либо проследование без остановки по главному пути.

Когда маршрут готов, стрелочные переводы встанут в положение, позволяющее поезду проехать, а также будет открыт входной светофор на станцию. Конечно, делается это несколько заранее, ведь если поезду бы пришлось каждый раз останавливаться перед входным светофором на станцию, то было бы, сами понимаете, не очень удобно.

Выходные светофоры на станции Белоостров. Фото автора.
Выходные светофоры на станции Белоостров. Фото автора.

С выходными светофорами та же самая история, дежурный должен убедиться в свободности главных путей, после чего задать маршрут отправления поезда со станции. Как правило, на примыкании станционного и главного путей, на первом устанавливается сбрасывающая стрелка, предназначенная для недопущения несанкционированного попадания поезда на главный путь. Когда маршрут задан, выходной светофор открыт, сбрасывающие стрелки также переводятся в положение, позволяющее поезду проехать.

Какие ещё сигналы бывают на входном светофоре?

Однако, помимо красного и зелёного огней, на входном светофоре существует ещё несколько сигналов. Во-первых, разумеется - жёлтый. Он горит в том случае, когда выходной сигнал со станции закрыт, при этом поезд будет двигаться по главному пути с готовностью остановиться. Также есть жёлтый мигающий огонь, который говорит также о том, что разрешается следовать на станцию по главному пути, но следующий светофор (выходной, либо маршрутный) требует проследования с уменьшенной скоростью.

Снято на станции Ланская. Фото автора.
Снято на станции Ланская. Фото автора.

Ещё есть два жёлтых огня. Это говорит о том, что необходимо следовать с уменьшенной скоростью на боковой путь станции с готовностью остановиться, так как следующий светофор закрыт. А также существует два жёлтых, верхний мигающий, такой сигнал имеет такое же значение, как и предыдущие два жёлтых, с той лишь разницей, что следующий светофор открыт.

Коллаж из картинок из Инструкции по сигнализации (ИСИ)
Коллаж из картинок из Инструкции по сигнализации (ИСИ)

Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-6