Найти тему
ПарфюМир

Жизнь без люкса: как работают популярные сети и рейтинг самых прибыльных

Оглавление

Идёт второй год жизни в новых условиях, все как-то приспособились, в том числе и парфюмерно-косметические сети, которые были плотно завязаны на импорте… И вроде статистика почти у всех показывает рост, но сложно сказать, смотрят ли они в будущее с оптимизмом.

Впереди длинный и, наверное, скучноватый статистический текст с цифрами, основанный на большом количестве экономической аналитики и интервью с представителями сетей.
На этот раз я с трудом нашла рейтинг лидеров продаж по итогам 2022 года, обычно его прямо под таким заголовком ближе к лету публиковали «Форбс», «Ведомости», «Коммерсант» или «Ритейл», а сейчас он был запрятан внутри какой-то статьи. И когда я её нашла, то поняла, что лидеры много лет одни и те же, просто изредка меняются местами:

Прибыль в млрд рублей за 2022 год. Источник: Forbes
Прибыль в млрд рублей за 2022 год. Источник: Forbes

1. «Магнит-косметик»

Ушёл в отрыв в 2018 году и не собирается тормозить – за прошлый год увеличил выручку на 26% по сравнению с 2021 годом. Сеть открывает новые магазины, расширяет ассортимент за счет новых недорогих отечественных брендов и запускает свои марки. Одна из них – парфюмерный бренд Auramore, продукцию которого по заказу «МК» сделали в Италии.
Меня популярность сети неизменно удивляет – при наличии магазина по соседству я туда хожу редко и исключительно за бытовыми средствами.

-3

Вот как раз о бытовых средствах... Традиционная аудитория магазинов «Магнит-косметик» – семейные женщины 35+, но теперь сеть будет планировать ассортимент и менять модель бизнеса с расчётом на 20-летних девушек, которых больше интересует косметика, чем бытовая химия и подгузники, и у которых ещё нет привязанности к конкретным брендам.
В продуктовом ритейле «Магнит», кстати, тоже на первом месте. Нет, я точно чего-то не понимаю.

2. «Лэтуаль»

В этом году из названия убрали апостоф
В этом году из названия убрали апостоф

Когда-то бывший лидером рейтинга «Лэтуаль» за прошлый год сумел поднять выручку всего на 1% по сравнению с 2021 годом. Но все-таки поднять! Они на 20% увеличили ассортимент за счет российских марок, в том числе и собственных, плюс добавились 32 бренда не представленной ранее импортной парфюмерии разных ценовых категорий. Её в прошлом году продали на 33% больше, чем в 2021-м, но самыми популярными ароматами стали Pink Molecule 090.09 – Zarkoperfume, Madonna – Antonio Maretti, Bacara – Arabesque и Azora – Attar Collection.
Хм… вы тоже не видите среди них неизвестные марки? Ну, кроме принадлежащей самой сети «Антонио Маретти». Среди непарфюмерных товаров лидирует тоже их бренд Dolce Milk, сделанный по образу итальянской Aquolina.

-5

Сеть ищет сотрудников в будущие магазины в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Армении и Монголии. Комментарии на этот счет интересовавшимся СМИ не дали, но планы понятны. И это хорошо в том числе и для нас, потому что то, что нельзя поставлять в Россию, можно поставлять в ту же Киргизию… а там по внутренним каналам авось чего-нибудь доплывет.

3. «Золотое яблоко»

-6

«Золотое яблоко» торжественно выкатилось на третье место, сместив «Рив Гош». За прошлый год они сумели поднять выручку на 52%! При этом в интервью представители сети говорили, что весь 2022 год покупатели брали в основном ушедшие марки, а ажиотаж прошлой весны даже пугал. Маячил шанс «сделать кассу», но остаться с пустыми полками без возможности их заполнить. В этом году цифры уже спокойнее.
От себя могу сказать, что вынесли из «яблок» действительно много, а взамен появились бренды, которые раньше к «ЗЯ» и близко не подпустили бы! Например, номерная парфюмерия
Equivalent, делающая копии известных ароматов...

-7

Появилось много российских и белорусских брендов, но топовые марки даже сейчас – это Chanel, Clarins, Dior, Estee Lauder. Они еще есть в остатках, а «Кларанс» вроде даже подъезжает.
В этом году «яблоки» появились в Красноярске и Уфе, а в ближайших планах – открытие магазина в самой богатой стране в мире – в Катаре. Это круто и надеюсь, что и нашим покупателям с этого будет какая-нибудь выгода))

4. «Рив Гош»

-8

Обладатель «бронзы» 2021 года теперь на четвёртой позиции. Сеть увеличила выручку на 4,7% по сравнению с 2021 годом и выставила на полки 300 новых брендов. Большая часть – это небольшие европейские парфюмерные марки, преимущественно итальянские, много Кореи, есть Турция – в магазине появилась одна из их старейших марок Atelier Rebul, обещают появление индийского парфюмерно-косметического гиганта Colorbar, а вот заполнять свободные ниши арабской парфюмерией планов нет. Ну и без российских брендов теперь не обходится ни одна сеть…

-9

Кстати, прочитала, что есть проект законодательно закрепить в сетях обязательную долю отечественных товаров. И наверняка по этому поводу будут еще какие-нибудь идеи, так как директор Национального совета по парфюмерии, косметике и бытовой химии выразил недовольство тем, что «российский товар, даже если представлен на полке, то зажат между товарами транснациональных компаний».
Возвращаясь к «Рив Гошу» — это одна из немногочисленных сетей, которая не гонится за молодостью! Президент компании Эдгар Шарабанов отметил, что их целевая аудитория была и остаётся – женщины 35 – 55 лет, причем самый высокий чек в магазине у покупательниц старше 45-ти лет. В этом направлении они и планируют развиваться. Как представитель целевой аудитории – неистово лайкаю Эдгара)))

5. «Улыбка радуги»

-10

Основной конкурент «Магнит косметик» сделал ставку на развитие собственных брендов среднего и низкого ценовых сегментов. За год «Улыбка радуги» почти в 2 раза увеличила их количество и заработала на 19,4 % больше, чем в 2021 году. Сейчас у них в портфеле 60 СТМ – то-то я смотрю, что в этом магазине меньше всего знакомой мне продукции. INSO, Botaniqua, D.I.E.S., Valori, Weis, Delicare, BeNabi – вот что это?

Духи отечественных брендов Alain Aregon и Altro Aroma... Комментарии нужны?
Духи отечественных брендов Alain Aregon и Altro Aroma... Комментарии нужны?

Летом сеть опубликовала первые итоги уже этого года, где отмечалось повышение на 28% продаж парфюмерии стоимостью до 1 000 рублей. Самые популярные парфюмерные бренды сети: Christine Lavoisier, «Ин100грамм», «Новая Заря», Alain Aregon, Altro Aroma, Sergio Nero. Ну «НЗ» и «Сержио Неро» знаю, а к остальным тот же вопрос - что это?..

-12

Не могу не упомянуть многострадальную сеть «Иль де Боте», которая закрывала магазины, так как незадолго до этого превратилась во французскую Sephora, а потом откатывалась на заводские настройки. Они не вошли в рейтинг, за 2022 год у них —62,5%... Это мой подорожный магазин, бываю я там часто и вижу, что дела у них действительно шли хуже, чем у остальных. Новые бренды начали появляться только в этом году – в том числе и российские, и арабские, и европейские, и те, которые уходили после превращения «ИДБ» в Sephora.

-13

Планы на интенсивный заход в Москву и область строит владелец омских дрогери-сетей «Парфюм-Лидер» и «Марафет» – сейчас у них тут всего 3 магазина. Если получится, то у «МК» и «Улыбки радуги» появится еще один конкурент.
Будет расширяться сеть нишевой парфюмерии Molecule – в планах на этот год было 30 новых магазинов в крупных городах, и один из них скоро откроется у меня по пути. А вот «Подружка» наоборот пойдет в города с населением 100 – 150 000 человек. Из всех дрогери она мне нравится больше всего.

-14

Аналитики в один голос говорят, что остается провал в сегменте премиальной косметики. Ассортимент магазинов расширился за счет новых брендов, но при этом замена традиционному люксу так и не появилась. Лидеры спроса в косметическом сегменте по-прежнему Christian Dior, L'Оreal и Chanel. Среди отечественных тоже все старенькие – Natura Siberica, Organic shop, KORA, Faberlic, Mixit и Librederm, но это другая ценовая категория и другие средства… Декоративной косметики «диоровского» уровня у нас нет. И, судя по тому, что я вижу и читаю – нет её и среди турецких, корейских и прочих брендов.

-15

Лидером по поставкам в прошлом году стали Китай, Германия, Польша, Франция, Италия и Испания. В целом как раньше был лидером Евросоюз, так и остался, просто снизились процент, ассортимент и категория… Более 60% поставок – это бюджетная продукция, так как покупатели перемещаются в более дешёвый сегмент. Причина понятна - цены ощутимо возросли. Причем в том году они сделали резкий скачок, а потом кое-что откатилось назад, но всё равно не на уровень 2021 года.
Тяжелее всего приходится аптечной косметике – сейчас самые низкие показатели продаж за последние 6 лет. Vichy, Avene и прочие приезжают совсем по другим ценам, но тут, кстати, есть варианты – я этим летом поймала акцию на Avene, кинула бонусов и купила средства дешевле, чем они стоили до 2022 года.

Приветственный день в бутике Chanel в Екатеринбурге
Приветственный день в бутике Chanel в Екатеринбурге

Упали требование к сервису и сам сервис. Все эти корнеры, бутики, презентации, представители брендов, клиентские дни, чай-кофе-потанцуем ушли вместе с люксом, а от российско-корейских марок покупатели этого и не требуют... Замечено и осторожное отношение к новым брендам, тем более что их теперь такое количество, что не все хотят нырять в этот поток. Интерес могла бы направить реклама, но ритейлеры сократили маркетинговый бюджет, потому что непонятно как тратиться на рекламу, чего именно и стоит ли вообще. Тем более, что люксовые бренды оплачивали в том числе и всевозможное промо, а у нас и наших новых друзей такой традиции нет.
Как нет ни у кого чёткого понимания будущего. Ни портрета сегодняшних и завтрашних покупателей, ни ориентира на курс валют, ни представлений, что зайдет тем, кто привык к определенным маркам. Все идут по наитию.

Новый ролик аромата Alivе... К сожалению, красивой рекламы у нас тоже теперь нет.
Новый ролик аромата Alivе... К сожалению, красивой рекламы у нас тоже теперь нет.

Все дочитавшие до этого места - герои!))) Давайте о своих ощущениях... Лично для меня обилие новых марок, особенно в дрогери-сетях, выглядит как неряшливый шведский стол. Читая ликующие данные о резком повышении отечественного косметического производства, сразу думаю: а какого оно качества? И правда ли производство, а не разлив оптового Китая по упаковкам? Откуда они все взялись под удобный случай? Пока что я из тех неинтересных покупателей, кто продолжает брать ушедший люкс, оставшийся люкс, аптечные и давно знакомые наши и польские бренды. А вы как?

Лидеры прошлого года: «Магнит-Косметик», 40-летние мужчины и нишевые духи
ПарфюМир20 мая 2021