Найти тему
АРСИБ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ НА ПРАКТИКЕ

Информация, составляющая коммерческую тайну, является одним из наиболее распространенных видов информации ограниченного доступа. В процессе установления режима коммерческой тайны обладатели информации, нередко, сталкиваются со значительным количеством проблем, успешное решение которых оказывает значительное влияние на эффективность защиты свои права, в том числе в судебном порядке. Как правильно установить режим коммерческой тайны и как эффективно защищать права обладателя информации, автор расскажет в данной статье.

Что такое коммерческая тайна?

Определение «коммерческая тайна» и «информация, составляющая коммерческую тайну» содержатся в ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», в соответствии с которой:

Коммерческая тайна (далее по тексту – КТ) - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, проанализировав определения можно выделить следующие важные моменты характерные для КТ:

1) КТ – это режим (некий установленный порядок) организации обработки информации ограниченного доступа. Отсюда вывод – если режим не установлен, значит нет и КТ.

Пример из судебной практики. Определение Московского городского суда от 12 августа 2011 г. по делу № 33-23113:

«К. обратился с иском к ООО "…" об изменении формулировки увольнения, взыскании заработной платы, обязывании выдать дубликат трудовой книжки, указывая на то, что был уволен без законного основания с нарушением установленной законом процедуры.

В оспариваемом приказе от <...> года N <...> основание увольнения К. работодателем указано не было. Кроме того, сведения о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодателем были приняты меры по охране конфиденциальности информации в отношении B2B-системы, также не были представлены. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодателем должны быть предприняты следующие меры: определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну, ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, регулирование отношений по использованию такой информации, нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна».

При таких данных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии со ст. 394 ТК РФ увольнение К. с должности <...> ООО "…" в соответствии с пп. "в" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следует признать незаконным, изменить формулировку увольнения на увольнение по собственному желанию и взыскать средний заработок за период вынужденного прогула».

2) Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность.

Таким образом, обладатель информации вправе относить к информации, составляющей КТ, практически любы сведения, составляющие потенциальную коммерческую ценность, за исключением сведений, перечисленных в ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» и постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Понятие коммерческой ценности в действующем законодательстве не определено, однако, если проанализировать сущность статьи 50 Гражданского кодекса РФ и само определение КТ, то можно сделать вывод о том, что под коммерческой ценностью следует понимать, прежде всего, возможность получения дохода (прибыли), а также возможность избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг. Однако, данный перечень не является исчерпывающим, под коммерческой ценностью можно понимать и возможность получения иной коммерческой выгоды, при условии ее надлежащего обоснования. Именно поэтому, режим конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, можно ввести и в некоммерческой организации, вопреки распространенному мнению о парадоксальности наличия «коммерческой» тайны у «некоммерческого» хозяйствующего субъекта, т.к. частью 4 ст. 50 Гражданского кодекса РФ, установлено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами.

3) Информация, составляющая коммерческую тайну, может иметь ценность только в силу неизвестности ее третьим лицам и при условии, что у третьих лиц нет свободного к ней доступа, т.е. обладатель принимает меры ограничения доступа к информации. Меры ограничения доступа к информации как раз и образуют режим КТ.

Особенности установления режима коммерческой тайны

В соответствии с частью 2 ст. 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» режим КТ считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну следующих мер:

1. Определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну.

Одна из самых проблемных на практике мер. Поскольку к информации, составляющей КТ можно относить любые сведения за исключением перечисленного в законодательстве перечня, обладатели информации нередко пытаются относить к ней максимально возможный объем имеющейся в организации информации, т.н. «тотальный» подход.

По мнению автора, «тотальный» подход, хотя и вполне имеет право на существование, несет в себе проблемы сложности «разумной достаточности» мер обеспечения конфиденциальности информации, составляющей КТ.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне», меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Соответственно, при большом объеме разнородной информации и большом количестве мест ее хранения возникают следующие проблемы:

1) как обеспечить достаточную защиту от несанкционированного доступа к такому большому объему информации, хранящейся в разных местах (на разных объектах), а также разграничить к ней права доступа работникам?

2) как передавать информацию контрагентам, с учетом того, что включение оговорки о конфиденциальности «тотально» во все договора, может создавать проблемы при работе с теми контрагентами у которых введен иной режим конфиденциальности информации (например, служебная тайна) или вообще никакого режима нет?

В этой связи автор рекомендует использовать «тотальный» метод определения информации, составляющей КТ только в исключительных случаях. В качестве альтернативных «тотальному» можно использовать следующие методы определения информации, составляющей КТ:

  • «бэнчмаркинговый» - данный метод базируется на классическом используемом в менеджменте методе «бэнчмаркинга», т.е. необходимо определить, какую информации относят к составляющей КТ другие, схожие по профилю деятельности, организации;
  • «метод моделирования» - моделируется поведение конкурентов и потенциальных нарушителей (в том числе из числа работников), выявляются их потенциальные интересы, определяется какого рода сведения могут их заинтересовать;
  • «экспертный» - может быть двух видов, в первом случае эксперты выделаются из наиболее квалифицированных работников, которые проводят оценку всех информационных потоков, по итогам которой определяют перечень критичной информации; во втором случае осуществляется приглашение независимых экспертов.

2. Ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка.

Данный порядок должен быть установлен в утвержденном руководителем организации «Положении о коммерческой тайне» (впрочем, название может быть и другим). Относительно структуры положения, автор рекомендует в обязательном порядке предусматривать в нем следующие разделы:

  • Порядок обращения с информацией, составляющей КТ;
  • Порядок доступа к информации, составляющей КТ и учет лиц, получивших к ней доступ.
  • Порядок нанесения на информацию, составляющую КТ грифа «Коммерческая тайна».
  • Контроль за соблюдением порядка обращения с информацией, составляющей КТ.

Непосредственно сама процедура ограничения доступа к сведениям, составляющим КТ в законодательстве не регламентирована, поэтому обладатель информации, может установить любой порядок.

Единственной проблемой в части исполнения данного пункта является все та же «разумная достаточность» сформулированная частью 5 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне». Как на практике подтвердить, что обладателем информации предпринят «разумно достаточный» набор мер? По мнению автора, обладатель информации может считаться принявшим «разумно достаточный» набор мер, когда предусмотренная в «Положении о коммерческой тайне» система мер по охране конфиденциальности информации:

  • Обеспечивает возможность санкционированного использования информации, составляющей КТ работниками и (или) контрагентами.
  • Исключает несанкционированный доступ к информации, составляющей КТ, т.е. доступ к ней любым путем как со стороны постороннего лица, так и со стороны работника, не допущенного к информации, составляющей КТ. Иными словами, при разглашении, например, работником, информации составляющей КТ, важным является вопрос являлся ли он допущенным к указанным сведениям, есть ли он в соответствующем списке лиц, получивших доступ. В случае, если работника в этом списке нет, работодатель не принял достаточный набор мер для исключения несанкционированного доступа к информации.

3) Учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана.

Учет лиц, получивших доступ к информации и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена (передана), по сути представляет собой процедуру фиксации факта ознакомления того или иного лица со сведениями, составляющими КТ. Процедура учета в законодательстве не регламентирована, поэтому обладатель информации должен предусмотреть ее в локальном нормативном акте, например, в «Положении о коммерческой тайне». В указанном документе рекомендуется детально расписать процедуру ведения перечней работников, допущенных к информации, составляющей КТ и журналов передачи (предоставления) информации третьим лицам. Ведение указанных журналов и перечней можно осуществлять как на бумажном носителе, так и в электронной форме, в зависимости от предпочтений. Единственное условие – форма и порядок их ведения должны быть прописаны в локальном нормативном акте.

4) Регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров.

В трудовом договоре с работником должна быть предусмотрена его обязанность не разглашать полученные в процессе работы сведения, составляющие КТ. В противном случае, привлечь его к дисциплинарной ответственности будет невозможно.

Судебная практика. Пункт 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»:

«В случае оспаривания работником увольнения по подпункту "в" пункта 6 части первой статьи 81 Кодекса работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне либо к персональным данным другого работника, эти сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и он обязывался не разглашать такие сведения».

При взаимодействии с контрагентами, также необходимо предусматривать их обязательства по соблюдении коммерческой тайны в заключаемых с ними гражданско-правовых договорах. При этом, следует отметить, что в ряде случаев у контрагента может и не быть режима КТ, в силу как объективных причин (например, государственный орган), так и субъективных (ранее не было потребности в установлении режима КТ). Как быть в этой ситуации?

По мнению автора, в случае если у контрагента не установлен режим КТ, необходимо: либо пересмотреть перечень информации, составляющей КТ и отказаться от включения в него указанной информации (например, утрата значимости), либо отказаться от услуг контрагента, до тех пор, пока он не установит режим КТ.

В случае, если введен другой режим ограничения доступа к информации, например, служебная тайна, предусмотреть в соглашении, что контрагент обязан обеспечивать меры по охране конфиденциальности информации в рамках установленного у него режима.

5) Нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

В теории защиты информации, принято считать, что основной целью нанесения на материальный носитель ограничительного грифа является информирование пользователя о характере содержащейся на носителе информации. Однако, в судебной практике имеются диаметрально противоположные примеры.

Пример из судебной практики. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.11.2015 по делу № 33-44248/2015. Суд указал, что само по себе отсутствие на информации грифа «Коммерческая тайна» не освобождает работника от ответственности за разглашение информации, поскольку отсутствие грифа не означает, что в сведениях не содержится информация, составляющая коммерческую тайну. Работник имел возможность установить, что информация является коммерческой тайной, руководствуясь соответствующим локальным актом, с которым его ознакомили при приеме на работу.

Заключение

В данной статье автор постарался изложить свое видение по поводу решения ряда спорных вопросов, связанных с определением информации, составляющей коммерческую тайну и введением режима КТ в организации. Безусловно, в силу ограниченности объема статьи, рассмотреть и проиллюстрировать при помощи судебной практики все спорные моменты не представлялось возможным, однако, автор надеется, что изложенные проблемные вопросы и способы их решения помогут читателю при установлении режима коммерческой тайны в процессе практической деятельности.

В дополнение курс "Коммерческая тайна на предприятии" предоставляет уникальную возможность познакомиться с основами и практическими аспектами защиты коммерческой информации:

Сведения об авторе: Константин Саматов, руководитель комитета по безопасности КИИ, член правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности.
Сайт: https://ksamatov.ru

-2

Источник: http://lib.itsec.ru/articles2/pravo/pravovye-aspekty-zaschity-kommercheskoy-tayny-na-praktike

Ставьте лайк и подписывайтесь на нашу страницу в АРСИБ Яндекс.Дзен и будьте в курсе актуальной информации в сфере информационной безопасности!