6 октября 2023 года исполнилось 80 лет со дня освобождения города Невель от немецкой оккупации. И потому я хотела бы рассказать о том, как это всё происходило. Но прежде — несколько слов о том, как жил Невель в годы войны и почему его освобождение было необходимо для дальнейшего продвижения РККА на запад.
Время испытаний
Годы Великой Отечественной войны стали для Невеля временем суровых испытаний. Находясь на линии обороны 22-й армии Западного фронта, он с первых дней войны подвергался массированным бомбардировкам. А первый крупный налёт самолётов люфтваффе ему пришлось пережить уже 8 июля 1941 года.
Через неделю к городу подошла немецкая 19-я дивизия. Примерно тогда-то в окружении и оказались 112-ая и 98-ая стрелковые дивизии 51-го стрелкового корпуса. Прорваться же к своим смогла не более 1/3 от их личного состава.
Ну, а далее в Невель вошли вражеские войска, использовавшие город в качестве плацдарма для нанесения удара по Великим Лукам. Так начались долгие и страшные (для горожан) дни оккупации.
Захватчики, не церемонясь с местным населением, уничтожили в невельском районе и в самом городе около 10 тысяч человек, из которых приблизительно 2 тысячи были евреями. Последних фашисты по большей части «убрали» во время ликвидации местного гетто, а за чудом уцелевшими его обитателями айнзацкоманды позже устроили настоящую охоту.
Пострадала и городская застройка. Многие здания в Невеле были разрушены или серьёзно повреждены при непосредственном участии оккупантов или же в то время, пока шли ожесточённые бои за город.
Однако сам Невель был жив и он не собирался сдаваться на милость оккупантам, равно как не собирались сдаваться и его жители. В Невельском районе действовали партизанские отряды, а сам он, наряду с соседними районами, входил в так называемый Партизанский край.
Между тем Невель, представлявший собой крупный узел дорог, был важен в стратегическом плане. И лишиться его не пожелала бы ни одна из сторон: ни советская, ни немецкая. И не было ничего удивительного в том, что за этот город велись ожесточённейшие бои.
Враг был ещё силён и потому Красная армия до октября 1943 года не могла освободить Невель и вернуть его обратно, в семью прочих советских городов. И только после завершения Курской битвы пришёл его черёд.
Подготовка к наступлению
Понимая всю важность предстоящей наступательной операции, советское военное командование уделило огромное значение подготовке войск к боям за Невель.
В штабе 3-й Ударной армии Калининского фронта проводилась отработка деталей предстоящего наступления. Делалось это по картам и на макетах местности, на которых комдивы, комбриги и командиры артиллерийских частей просчитывали чуть ли не каждый свой шаг.
Бойцы стрелковых частей ударной группы в это же время были заняты тренировками по отработке отдельных фаз боя. Они учились скрытно передвигаться, правильно взаимодействовать со своими товарищами и артиллерией в ходе атаки, а также уверенно преодолевать заболоченную местность.
Усиленно работали и разведгруппы, обязанностью которых было выявление места размещения вражеских войск, их численность, количество артиллерии, а также места расположение минных полей.
При этом проводилась и работа по дезинформации немцев относительно планов советского командования. Вплоть до самого последнего момента никто кроме узкого круга доверенных лиц не знал о том, куда будет направлен удар во время наступления и в какой день оно начнётся.
Скрытность доходила до того, что все документы, имеющие отношение к планируемой наступательной операции, переписывались от руки, а не на пишущей машинке как это бывало обычно.
Перегруппировка войск в исходных районах происходила исключительно в тёмное время суток. А сами бойцы всё это время скрывались в лесах — подальше от дорог, где всегда был риск невзначай повстречаться с вражескими солдатами.
Происходило это так. В ночное время какое-то одно подразделение 28-й дивизии выдвигалось вперёд и с наступлением утра окапывалось в земле. На следующую ночь также перемещалось другое подразделение, но уже на другом участке линии.
Не забыло командование и о вопросах снабжения. Продовольствие, боеприпасы, горючее — всё это втайне свозилось в районы, откуда планировалось начать наступление в сторону Невеля.
Сапёры и военные инженеры были заняты важными делами в те дни. Первые скрытно проделывали проходы в минных полях, а вторые возводили сборные мосты, необходимые для переправки танков через реку Шестиха.
За сутки до начала наступления партизаны, с которыми сотрудничали регулярные части РККА, провели в окрестностях Невеля ряд диверсий, направленных на ослабление боевой мощи противника, а также на его дезориентацию.
В результате действий партизан были уничтожены вражеские эшелоны, перевозившие боевую технику и солдат, а также разгромлены несколько неприятельских гарнизонов.
А что же немцы? Как они реагировали, видя чуть ли не у себя под носом перемещение частей РККА? Да в том-то и дело, что никак не реагировали. Думали, что советские бойцы всего лишь улучшают свои оборонительные позиции и потому никакое наступление в ближайшие дни уж точно не начнётся.
А между тем к ночи на 6 октября 1943 года части 1-го и 2-го эшелонов ударной группировки вышли на исходные позиции для начала наступательной операции. Да и артиллерия, готовая поддерживать их огнём, также заняла отведённые ей места.
И вот со стороны РККА все фигуры на этой огромной «шахматной доске» были расставлены. Настало время начать партию.
Освобождение
6 октября в 5 часов утра советские войска провели разведку боем, причём, с целью дезинформации немцев делалось это на нескольких разных участках линии соприкосновения с противником.
Чтобы уточнить расположение уже известных огневых точек врага и выявить новые, в направлении главного удара выдвинулись две советские стрелковые роты. Но целью их атаки было не продвижение вперёд, а намерение вызвать огонь на себя. Так немецкая артиллерия и снайперы выдали бы своё местонахождение.
В 8 часов 40 минут утра в дело вступили советские орудия и миномёты, которые обстреляли вражеские опорные пункты, а также артиллерийские и миномётные батареи.
Затем настало время общего наступления войск. В 10 утра бойцы 28-й и 357-й дивизий 3-й Ударной армии по приказу своих командиров и при поддержке артиллерии поднялись в атаку, после чего вступили в бой с силами вермахта. Через час глубина их продвижения вглубь вражеской обороны составляла уже около двух километров.
В это же время началось наступление и 4-й Ударной армии. А около 11 часов 30 минут дня в атаку под командованием полковника А. С. Подковского на своих боевых машинах устремились и танкисты из 143-й танковой бригады, которым предстояло перерезать шоссейную дорогу, соединявшую Невель с Городком.
Основной расчёт советского командования был сделан на стремительность атаки. Поэтому упорное сопротивление немцев могло поставить под угрозу срыва всю тщательно спланированную операцию. К тому же темп наступления частей РККА сильно замедляли минные поля и заболоченная местность. Но, несмотря на то, что несколько машин застряло в грязи, наступление успешно продолжалось.
И вот к 16 часам дня советские танки подошли к окраинам Невеля и приступили к его освобождению. Немцы сопротивлялись вяло: они вовсе не ожидали так быстро столкнуться с советской бронетехникой и потому были деморализованы стремительностью и неизбежностью происходящего.
Поняв, что город им всё равно не отстоять, части вермахта капитулировали, передав РККА важный стратегический узел, коим и был Невель.
Вместо заключения
Когда командующему Калининским фронтом, генералу А. И. Ерёменко доложили о том, что Невель был отбит у гитлеровцев буквально за один день, тот даже не поверил информации, изложенной в донесении.
Уже буквально на следующий день, 7 октября 1943 года, немцы попытались выбить из Невеля части РККА и опять в окрестностях города закипели ожесточённые бои, продолжавшиеся почти неделю.
К этому времени темп наступления советской армии уже существенно снизился, а затем бойцы и вовсе были вынуждены перейти от наступления к обороне.
Однако Невель противник так и не смог вновь захватить. И для немцев его потеря означала разрушение всей системы их коммуникаций на данном участке фронта, а также большие сложности в переброске резервов, продовольствия и боеприпасов.
Гитлер неоднократно призывал своих генералов отбить Невель и ликвидировать прорыв, образовавшийся прямо на стыке двух армий. Но его призывы так ни к чему и не привели. Город, являющийся важным звеном в логистике, остался русским. И на этот раз уже навсегда.
Вам также могут быть интересны следующие публикации:
1. Девятый сталинский удар: для чего были задуманы и чем завершились Восточно-Карпатская и Белградская стратегические операции
2. Витебская наступательная операция: причины, ход, итоги
3. Калининское контрнаступление: как в декабре 1941 года бойцы РККА переправляли танки через Волгу
4. Кто виноват в том, что наступление советских войск на Оршанском направлении потерпело крaх
5. Почти в полном окружении: как проходила Тульская оборонительная oперация
Ну, а пока, друзья, жду ваших комментариев по теме данной статьи и до новых интересных встреч.
С уважением, канал «История. Мифы. Гипотезы»