Найти в Дзене

Египтяне - основатели современного календаря

Оглавление
Египетский бог Тот, бог мудрости и Луны
Египетский бог Тот, бог мудрости и Луны

Для чего людям календарь

Рассмотренный нами в предыдущей публикации (Как появился календарь) простейший календарь, основанный на движении планеты Юпитер, в котором «год Юпитера» равен 360 дням, не совсем подходит для его связи с природой. Такой год короче солнечного (тропического) года на пять с небольшим дней. Из-за этого несоответствия продолжительности года, невозможно было отслеживать смену сезонов. А это напрямую было связано с хозяйственной деятельностью человека.

В настоящее время мы пользуемся календарём, созданным в Древнем Риме более двух тысяч лет назад. Календарь, принятый римским консулом Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, стал настоящей находкой, потому что продолжительность года Юлианского календаря почти сравнялась с расчётной. Юлианский год равен 365,25 суток, а солнечный тропический год — 365,2422.

После принятия Юлианского календаря, появилась возможность рассчитать время начала и окончания Библейских событий, а также вычислить дату библейского «сотворения мира». Помимо этого, необходимо было точно вычислять наступление 1 января, так как в этот день вступали в должность два римских консула, назначаемых на один календарный год.

Кроме этого, государственным делом было взимание податей, а для этого опять нужен был календарь. В Древнем Риме подати собирались с населения раз в 15 лет. Для этого был создан временной интервал, называемый «индикт». В других странах были свои интервалы сбора подати. В частности на Руси, согласно былин, дань выплачивалась раз в 12 лет.

Первые календари были сложными и непонятными, в которых «знали толк» в основном жрецы, да правители. Для простого крестьянина такой календарь был недоступным, а сеять и убирать урожай надо было вовремя. Поэтому земледельцы для своих работ использовали астрономические наблюдения, доставшиеся им от предков.

Римские крестьяне в своей жизнедеятельности пользовались наблюдениями неподвижных звёзд, точно зная что нужно делать, когда восходит та или иная звезда. Советский астроном, профессор Идельсон Наум Ильич (1885 — 1951) в своей книге «История календаря» (1925 год) написал:

«Земледелец, в распределении своих работ, не знал никакого писанного календаря; едва-ли он умел вести правильный счет дней по сложной технике римских фаст (так называлось то, что сейчас именуется словом календарь); все это было делом ученых и жрецов, трудное и таинственное дело, к которому не просто было подойти. Но земледелец знал, что когда впервые поутру восходят Плеяды, начинается время жатвы, с восходом Арктура — сбор винограда; с первым видимым заходом Ориона — посев озимых и т. д. В этой постоянной, полной внутренней закономерности, смене созвездий на горизонте заключается его неписанный, природный, аграрный, если можно так выразиться, календарь; он жил по восходам и заходам ярких звезд, как бы по вехам, поставленным небом на протяжении года.»

Подобные наблюдения звёзд и созвездий, связанные с работами в поле, были и у других народов, включая русских и славян. Существовал также целый набор примет и обычаев, позволявших точно определять, когда и какие работы проводить. Поэтому, главная потребность в календаре была, в первую очередь, у земледельцев, а потом уже у лиц, власть предержащих.

Первые календари были звёздными и лунными, а затем уже и солнечными. Так как календарные обычаи на Руси тесно переплетаются с теми, что были в Египте, а не в Греции или Вавилоне, рассмотрим один из старейших календарей — Египетский. Затем проследим, как этот календарь был преобразован в то, чем мы пользуемся сейчас, наивно полагая, что это был римский календарь.

Египетский звёздный календарь

Люди с давних пор искали возможность вычислить точную продолжительность солнечного (тропического) года, чтобы на его основе создать приемлемый для всех календарь. И только египтяне поняли, что в году не может быть целого числа дней, так как он продолжительнее 365 дней примерно на четверть. В этом им помогло наблюдение за самой яркой звездой небосвода — Сириусом.

Египет (имеется ввиду Древний Египет) — уникальная страна, которая напрямую связана с рекой Нил. Нил берет своё начало в центре Африканского континента, на протяжении 3 тыс. км течёт с юга на север по полупустыне и впадает в Средиземное море. Вся жизнь Египта сосредоточена в долине Нила, которая имеет ширину от 5 до 30 км. Это связано с плодородной землёй, питаемой водой во время разливов Нила. На протяжении тысячелетий египтяне жили в долине реки и хорошо изучили все особенности Нила, название которого переводится как «загадочный» и «таинственный».

На заре своего существования, египтяне пользовались лунным календарём, состоящим из двенадцати месяцев и имевшим продолжительность 354 дня (354,36 суток). При этом каждый третий лунный год «вырастал» до 355 дней. О лунной природе первого египетского календаря говорит название их первого месяца — Тот.

Тот — в египетской мифологии был богом мудрости, знаний, Луны, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка. Поэтому Тот занимал главенствующее положение. Основными его качествами были мудрость и покровительство Луны. Оттого египтяне назвали первый месяц своего года — Тот.

Но, с развитием земледелия в долине реки Нил, около 6 тысяч лет назад, возникла необходимость в новом календаре, учитывавшем все особенности местности и климатических сезонов. Важной особенностью реки Нил является то, что во время летнего солнцестояния начинается его разлив.

В связи с этим, главным событием в жизни египтян стал ежегодный разлив реки Нил. Его воды с июля до ноября (по современному календарю) затопляли долину реки, превращая её в длинное узкое озеро. Уровень воды вблизи города Мемфис (древняя столица Египта) повышался на восемь метров. Когда беспокойная река в середине ноября (спустя четыре месяца) снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и пшеницы (сорт эммер — двузернянка или полба), а через четыре месяца собирали урожай.

С марта же со стороны пустыни Сахары, на протяжении около пятидесяти дней, дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его «хамсун», что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий всё живое. А вскоре наступал очередной разлив реки.

Таким образом, весь годичный цикл у древних египтян состоял из трех сезонов — «наводнение», «выход» (освобождение земли из-под воды, период земледельческих работ) и «отсутствие» (период низкой воды). На протяжении многих столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Всю эту систему необходимо было каждый раз заблаговременно подготовить к очередному разливу реки. Для этого и потребовался новый календарь.

В самом Египте осадков выпадает немного, поэтому главным источником плодородия является ежегодный разлив Нила. Причиной разлива этой реки стали обильные муссонные дожди, обрушивающие свои воды на Абиссинское (Эфиопское) нагорье, откуда берет своё начало Нил. Проливные дожди в Эфиопии идут с мая по август, вызывая наводнения на всём протяжении реки Нил. В Египет большая вода приходит в начале июля и длится до конца октября. Но, подъём воды в Ниле египтяне начинают фиксировать с конца июня, когда наступает летнее солнцестояние.

В поисках новой временной точки отсчёта египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звёздного неба. Было замечено, во-первых, что разлив Нила наступает сразу же после летнего солнцестояния и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари, после 70-суточного периода невидимости, появляется ярчайшая звезда неба Сириус (по-египетски Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния.

Первый (гелиакический) восход звезды Сириус (Сотис), то есть «сияющей», «лучезарной», и давал возможность древним египтянам оценить промежуток времени между ежегодными разливами реки Нил. Вначале они определили длину года в 360 дней и соответственно этому разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, ярчайшие звёзды которых, деканы, и должны были указывать время ночи на протяжении календарного года.

Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Осириса» 360 бронзовых жертвенных чаш; одна из них, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день в году. Год же был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось по 30 дней.

Каждый месяц египетского календаря делился на три большие недели по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель по 5 дней в каждой. Структура такого календаря была чёткой и красивой, но, увы, длина самого календарного года оказалась слишком короткой.

Такая структура египетского календаря очень похожа на реконструированный нами «календарь Юпитера», состоящий из 12-ти «годов Юпитера» и 12-ти дополнительных дней. Год Юпитера, по нашим расчётам, состоял из 12 месяцев, в каждом из которых было по 30 дней, включавших 6 пятидневных недель. Общая продолжительность «года Юпитера» была 360 дней, как и в первом египетском календаре. Число месяцев, их продолжительность, а также используемые недели в «годе Юпитера» точно соответствовали значениям «египетского 360-ти дневного года».

Бесконечное движение небесных тел во Вселенной привело к тому, что в один прекрасный момент, как говорится, «звёзды сошлись». Есть постоянные значения, не меняющиеся миллионами лет, такие как периоды движения планет вокруг Солнца. Эта система находится в гармоничном равновесии. Всё остальное движется и естественным образом меняет картину неба и начало сезонов на земле.

Первый «возмутитель спокойствия» — наша планета Земля. Из-за прецессии земной оси происходит смещение точки весеннего равноденствия в западном направлении, ежегодно на 20 минут 24 секунды. Таким образом, следующее за весной начало астрономического лета (день летнего солнцестояния) каждые 72 года (71,6) наступает на один день раньше.

Вторым «возмутителем» является звезда Сириус, которая не стоит на месте, а идёт по небу своим путём. Из-за того, что звездная система Сириус находится недалеко от своей соседки, звезды по имени Солнце, на расстоянии 8,6 световых лет, её движение по небосводу заметно. Если 100 тысяч лет назад Сириус был главной звездой созвездия Близнецов, то сейчас он находится в созвездии Большого Пса, за это время проделав путь по небу более чем в 30°.

Через 20 тысяч лет Сириус будет вообще не виден в Северном полушарии, он уйдёт от нас своей дорогой, тогда египтянам придётся что-то с этим делать. Но, 6 тысяч лет назад «звёзды сошлись» как нельзя лучше для жителей города Мемфиса, столицы Древнего Египта. Мемфис находился недалеко от Каира, современной столицы Египта, в 20 км выше по течению Нила (или южнее, так как Нил течёт с юга на север), на параллели 30° северной широты.

В 4000 году до нашей эры (в датах современного календаря) жители города Мемфиса наблюдали появление звезды Сотис (Сириус) в лучах восходящего солнца, на рассвете 19 июля. Через 6 дней (25 июля) наступило летнее солнцестояние и начался подъём воды в реке Нил.

В 3000 году до нашей эры, в Мемфисе наблюдалась уже следующая картина — 19 июля взошла звезда Сотис и в этот же день начался подъём воды в Ниле, наступило летнее солнцестояние. На протяжении 5 тысяч лет, на широте Мемфиса, Сириус восходил каждый год в один и тот же день — 19 июля. При этом, начало разлива Нила и летнее солнцестояние в каждое следующее тысячелетие наступало раньше на 8 — 9 дней. После Рождества Христова Сириус стал «вставать» позже, тем самым увеличивая разницу между его восходом и разливом Нила.

Но, несмотря на это, преданные египтяне продолжали считать за начало своего года — первый восход «лучезарной» звезды Сотис. При этом, они увеличили продолжительность своего года до 365 дней. Длительные наблюдения жрецами восходов Сириуса позволили установить такую продолжительность года. Этот год стал называться «годом Сириуса». Он имел также 12 месяцев по 30 дней и плюс 5 дней «сверх года».

Переход от 360 к 365 дням выглядел следующим образом. По свидетельству Плутарха (около 46 — 126), древнегреческого писателя, существует египетская легенда.

«Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собой брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов.

Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней.

Дополнительные пять дней солнечного года, которые греки впоследствии называли «эпагоменами» (то есть «сверхгодичными»), не были прибавлены ни к одному из месяцев года, которые по-прежнему содержали по 30 дней. Они праздновались в конце года как дни рождения богов, появившихся на свет от союза Геба и Нут. Такой календарный год представлял собой лучшее приближение к истинной длине тропического года, чем прежний год в 360 дней.»

© С. И. Селешников. История календаря и хронология

С учётом того, что «год Сириуса» имеет продолжительность 365 дней, а используемый сейчас «юлианский год» на четверть дня длиннее (365,25), через каждые четыре года «год Сириуса» (1-й день месяца Тот) начинался на день раньше. Спустя 1460 лет начало года «1-е Тот» возвращалось опять к 19 июля юлианского календаря (восходу Сириуса). Этот период получил название «период Сотиса» или «Великий год».

После завоевания Египта римлянами (в 30 году до н. э.) через какое-то время (в 26 году до н. э.) египтяне стали использовать улучшенный календарь. У них появился високосный год. В каждый четвёртый год добавочными днями становились не пять, а шесть дней. В итоге, продолжительность египетского «високосного» года увеличилась до 366 дней. Дополнительный 6-й день назвали праздником бога Евергета, в честь египетского царя Евергета, который в 238 году до н. э. пытался ввести «високосный год», но это нововведение не было принято жрецами и народом.

Египетский календарь, созданный в глубокой древности и характерный своей простотой и отчетливостью, явился основой для всех дальнейших совершенствований солнечного календаря.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников