Найти тему

Как появился календарь

Оглавление

Для чего людям календарь? И в самом деле, что он даёт нам и как упрощает нашу жизнь?

Календарь — это  система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. При этом, не стоит забывать и о самых первых календарях, «звёздных», когда человек ориентировался на ночное звёздное небо, наблюдая как «блуждающие» звёзды (планеты) движутся относительно неподвижных звёзд, либо созвездий.

День - главная счётная единица календаря

Самой первой и главной единицей отсчёта календаря стал день, в современном понимании — сутки. Потому что его учесть было проще всего. День закончился, солнце село, значит можно поставить галочку или зарубку; либо расцвело и солнце встало, знаменуя новый день. За начало нового дня принимались разные отметки, связанные с положением солнца: заход, восход и полдень (середина дня), когда солнце находится в высшей точке над горизонтом.

Начало нового дня при заходе солнца используют те народы, которые пользуются лунным календарём, в частности семиты (арабы и евреи). Это связано с тем, что началом месяца у них считается новолуние, а вернее «неомения» — первое появление лунного серпа после новолуния. Это явление можно наблюдать только при заходе солнца.

Те народы, которые пользуются солнечным календарём, за начало дня принимают рассвет или восход солнца. Этот обычай использовался в Египте и на Руси.

Вообще-то, египтяне пользовались своеобразным календарём, который можно назвать «звёздным». Так как в основе египетского календаря лежит гелиакический (предсолнечный) восход звезды Сириус, который выпадает всегда на одну и ту же дату — 19 июля, когда после определённого периода невидимости Сириус восходит в лучах утренней зари.

На Руси, традиционно пользовавшейся солнечными календарями, день считался от рассвета до рассвета. Русские земли исстари простираются до Ледовитого океана, то есть далеко за Полярный круг (в частности, Новгородская земля). В районе Полярного круга (66º 33′ 44″ северной широты) наблюдается эффект «коло» («полуночное солнце»), когда солнце в день летнего солнцестояния проходит по всему небосводу, не садясь за горизонт.

Движение солнца в Полярный день ("полуночное солнце")
Движение солнца в Полярный день ("полуночное солнце")

Астрономически, солнце в этот момент наблюдается в северной части небосвода в самой низкой точке своего движения, то есть в полночь. Но, так как солнце в это время находится над горизонтом, то никакой ночи нет. В последующие дни солнце начинает цеплять горизонт своим диском и со временем скрывается под его линией полностью, наступает ночь. Первые ночи длятся лишь минуты и по ощущениям совсем на ночи не похожи. Но, после того как солнце станет уходить под линию горизонта, ночи будут всё темнее и продолжительнее. Затем наступает рассвет, появляется солнечный диск и начинается новый день. Потому на Руси за начало дня и использовался восход солнца.

С развитием мореплавания, когда координаты кораблей определялись приборами, ориентированными по времени восхода и высоте солнца, за начало нового дня стали использовать полдень, момент наивысшего положения солнца над горизонтом. Начало дня (суток) в полдень (12 часов) послужило на руку астрономам, так как их «рабочий день» начинается после захода солнца, в благоприятное время для наблюдений за звёздами и другими светилами.

Но, ритм жизни живых существ, к которым несомненно относится и человек, активизируется с рассветом и угасает после заката. Смена суток в полдень стала неудобной, поэтому было решено начало суток перенести с полдня на полночь, когда Солнце находится не в зените, а в противоположной точке — надире. Такое положение вещей устроило большинство населения, которое предпочитает спать во время перехода от одних суток к другим. Этим «началом нового дня» мы пользуемся повсеместно. Но, при отмечании своих религиозных и национальных праздников, мы применяем то начало дня, которое соответствует нашим традициям.

Изначально человек пользовался для своих календарных расчётов только сменой дня и ночи. Чтобы определить начало или конец определённых событий, приходилось вести трудоёмкий подсчёт количества прошедших дней. Это было неудобно и громоздко, но все календари начинались с этого. Так как подсчёт дней — самый надёжный способ ничего не пропустить. О такой системе счёта говорится в «Повести временных лет» под Летом 6622-м (1114 год):

«Того ради прозвали его Сварогом и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, 7470 дней, что составляет двадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям.»

Если мы разделим число дней царствования Даждьбога (7470) на 20,5 лет, то узнаем сколько дней было в году в те времена у египтян и которое знали на Руси (7470 : 20,5 = 364,4). Отсюда следует, что русские и египтяне пользовались солнечным календарём (состоящим из 12 месяцев), в котором продолжительность года составляла 365 дней.

Другим примером использования дней для календарного счёта являются указания, отданные персидским царём Дарием ионийским тиранам (правителям ионийцев — главного из древнегреческих племён). Это нашло своё отражение в «Истории» Геродота, книге четвертой «Мельпомене». Когда персидский царь Дарий собрался в поход на скифов, то подчинённым ему ионийцам он приказал построить мост через Дунай (Истр) и после прохода персидского войска разобрать его, но потом передумал и сказал стеречь его 60 дней:

«98. После этих слов Дарий завязал на ремне 60 узлов. Затем он вызвал ионийских тиранов на совещание и сказал им следующее: «Ионяне, прежнее мое приказание о мосте я отменяю. Возьмите этот ремень и поступайте так: как только увидите, что я выступил против скифов, начиная с этого времени развязывайте каждый день по одному узлу. Если я за это время не возвращусь, а дни, указанные узлами, истекут, то плывите на родину. Пока же, так как я переменил свое решение, стерегите мост и всячески старайтесь его сохранить и уберечь. Этим вы окажете мне великую услугу». Так сказал Дарий и поспешил с войском дальше.»

© Геродот. История. книга четвертая. Мельпомена.

Это всё примеры летописные, но есть и современные данные, использующие счёт времени только в днях. К ним относится «эра Скалигера» или «Юлианская дата» в которой взята определённая временная точка, «начало всех начал», и от неё отсчитывается время не в годах и месяцах, а только в днях. Этот способ является самой точной системой отсчёта и часто используется в астрономии и истории, для подтверждения подлинности событий и дат. Жозеф Скалигер (1540 — 1609), французский учёный, предложил найти такой день, который бы приходился на 1 января, понедельник, и новолуние, а также на начало индикта.

При расчёте этой «начальной точки» (нулевого дня), за основу был принят Юлианский календарь, в котором год состоит из 12 месяцев и продолжается он 365 дней с четвертью (365,25 дней). Такой точкой отсчёта стало: 12 часов пополудни, 1 января 4713 года до нашей эры, понедельник. Это и стало отправной точкой времени или «нулевым днём». От него рассчитывается «юлианская дата», исчисляемая в сутках до нужного события, минуя всевозможные переходы из эры в эру и из года в год. Любые ошибки при этом исключаются, так как счёт времени ведётся в днях, самой надёжной единице времени.

Для примера, рассчитаем «юлианскую дату» важнейшего праздника нашей страны — Дня Победы. Эту дату принято считать с момента сообщения Совинформбюро, в котором был зачитан Акт о безоговорочной капитуляции Германии и Указ Президиума Верховного Совета СССР об объявлении дня 9 мая праздником Победы. Это событие произошло в 2 часа 10 минут московского времени, 9 мая 1945 года, в среду.

Юлианской датой этого события будет: 2431584,59028 дней. То есть, с начала «эры Скалигера» до Дня Победы прошло 2 млн 431 тыс. 584 дня, 14 часов 10 минут и 00 секунд.

Этапы создания календарей

Главным календарным ориентиром для человека с самых давних времён всегда было Солнце. Потому что именно оно определяло, когда закончился один день и начался другой. Не важно, что продолжительность дня была не постоянной, зимой короче, летом длиннее. Это всё компенсировалось длительностью ночи, при коротком дне была длинная ночь и естественно при длинном дне — короткая ночь. Дважды в году, весной и осенью, продолжительность дня и ночи становится одинаковой, что приводит к равноденствию. Но, главное, в паре день-ночь, продолжительность суток всегда постоянная, и это целое число.

Но, как мы уже говорили, считать время одними днями, дело хлопотное и трудоёмкое. Нужны были другие показатели, более продолжительные по времени, чем день. Тут-то возникли трудности. Потому что, нет ни одного видимого ориентира, в который бы укладывалось целое число дней. А считать приходилось много, ведь продолжительность жизни человека, а значит и количество всевозможных событий измерялось не днями и месяцами, а десятилетиями.

Следующим по продолжительности календарным отрезком стала неделя. Неделя хорошо сочеталась с количеством пальцев на руке. Ведь их у человека пять, если брать одну руку. А как называется палец, находящийся посередине кисти руки? Средний, или третий по счёту с любой стороны.

А как называются дни недели? Первый — понедельник (после недели — воскресенья), второй — вторник (второй день), третий — среда (середина недели), четвертый — четверг (четвертый день), пятый — пятница (пятый день), шестой — суббота (от еврейского «шаббат» — не рабочий день), седьмой — воскресенье (по-славянски - неделя, по-христиански — воскресенье, день недели, в который воскрес Иисус Христос).

В семидневной неделе середина приходится на четверг, но почему тогда «средой» называют другой день недели — третий, а не четвёртый? Отсюда следует, что раньше неделя была пятидневной, потому третий день (среда) назван «серединой недели». И счёт вёлся по пальцам руки, потому как середина недели — среда и середина кисти руки — средний палец, имеют одинаковое название.

С первыми месяцами тоже было не так сложно, потому что они были расчётными (как сейчас) и не зависели от положения светил. Славянский верховный бог Род имеет свой знак — «колесо Юпитера». Этот знак представляет собой круг с шестью спицами, символизирующими Свет. Шесть спиц колеса — удобная вещь для простейшего календаря. Если мы возьмём шесть раз по пять, что соответствует шести пятидневным неделям, то получим число 30 (5 х 6 = 30 дней) или «расчётный месяц Юпитера».

Планета Юпитер тем хороша, что период обращения его вокруг Солнца составляет около 12 лет (11,86 лет). Значимыми являются противостояния Юпитера, когда планета выглядит наиболее ярко. Так как Юпитер расположен дальше Земли, относительно Солнца, то во время противостояний он появляется на востоке сразу после захода Солнца и виден на небосводе всю ночь. Китайские астрономы называют Юпитер — Суй-син («Звезда года»), из-за его яркого свечения и периода обращения в 12 лет.

Годы, в которые Юпитер виден наиболее ярко, называют великими противостояниями и они происходят осенью, в период с 21 сентября по 23 октября, в дни, близкие к точке осеннего равноденствия.

Из-за того, что орбита Земли имеет эллиптическую форму, зимой наша планета движется быстрее, чем летом. От точки осеннего равноденствия до точки весеннего равноденствия проходит 180 дней, а от точки весеннего равноденствия до осеннего, уже 186 дней. Удобно считать осенне-зимние месяцы по 30 дней, а весенне-летние по 31 дню.

Но, если ориентироваться по Юпитеру, у которого есть два периода обращения: «синодический» (период между двумя противостояниями, наблюдаемыми с Земли), равный 399 дням (398,88); и «сидерический» (период за который Юпитер совершает полный оборот вокруг Солнца, наблюдаемый на фоне неподвижных звёзд), равный 4332,5 дней или 11,86 земных лет.

Синодический период Юпитера (399 дней) больше подходит для астрологов, так как за календарный год (365 дней) и один месяц (399 — 365 = 34 дня) видимое положение Юпитера смещается на 30° (1/12 от полного круга в 360°), тем самым планета переходит из одного «зодиакального» созвездия в другое, расположенное по-соседству.

Если же мы используем 30-дневный «расчётный месяц Юпитера» для составления годового календаря, то нам потребуется учесть дважды шестиспицевое «колесо Юпитера». Таким образом, мы получаем простейший календарь, состоящий из 12 месяцев, в каждом из которых по 30 дней (шесть недель). Продолжительность такого «года Юпитера» составит 360 дней.

Если мы сравним наш реконструированный «год Юпитера», состоящий из 360 дней, с 12-летним сидерическим периодом обращения планеты Юпитер вокруг Солнца, то получим следующие значения:

1. Двенадцать периодов «года Юпитера» имеют продолжительность 4320 дней (360 х 12 = 4320).

2. Двенадцатилетний цикл обращения Юпитера (4332 дня) больше наших двенадцати «годов Юпитера» только на 12 дней (4332 — 4320 = 12).

Таким образом, мы получили точный, простой и удобный звёздный «календарь Юпитера», состоящий из 12-ти «годов Юпитера» и 12-ти простых дней, которые можно назвать «светками», по второму имени божества Рода — Свет, или более привычно — «святками», которые имеют продолжительность тоже 12 дней.

В общей сложности, звёздный «календарь Юпитера» составляет: 360 х 12 + 12 = 4332 дня. За такой же период яркая планета Юпитер делает полный круг по небосводу и возвращается к первоначальному своему положению. Для человека того времени и высчитывать ничего не надо было, а только лишь выбрать заметную звезду ночного неба и наблюдать, когда Юпитер будет находиться рядом с этой звездой.

Избрав этот момент за начало года, можно было быть уверенным в том, что ровно через 12 «лет Юпитера» (по 360 дней в году) и 12 дней, планета снова окажется рядом с этой звездой. Так работает «звёздный» календарь. Основой для него является неподвижное звёздное небо.

Исходной точкой отсчёта для такого календаря могла стать любая из ярких звёзд зодиакальных созвездий: Альдебаран (созвездие Тельца), Регул (созвездие Льва), Спика (созвездие Девы) или Антарес (созвездие Скорпиона). Так как наклон орбиты Юпитера относительно траектории движения Солнца (эклиптики) незначительный, чуть более 1°, то движение планеты проходит совсем рядом от упомянутых звёзд.

Подтверждением нашей реконструкции старейшего и забытого «календаря Юпитера» является другой звёздный календарь — Египетский. Египтяне использовали календарь, состоящий из 12-ти месяцев (каждый из которых был по 30 дней) плюс 5 дней (чем ни кисть руки или наша пятидневная неделя). Итого, в египетском году было 365 дней (30 х 12 + 5 = 365).

Наш реконструированный календарь был всем хорош и удобен, но в нём имелся один существенный недостаток, он не был привязан к природным явлениям — смене сезонов, так как год в нём был короче солнечного на 5 дней. В итоге, за 12-летний период (когда Юпитер делал полный оборот) «календарь Юпитера» убегал вперёд более чем на два месяца (63 дня). Для поддержания культа Юпитера и выполнения религиозных обрядов, этого было достаточно. Но, когда люди из охотников и собирателей превратились в земледельцев, этот календарь стал неудобен и пришлось подыскивать ему замену.

Человек начал искать другие временные ориентиры и обратил свой взор на Луну. Луна имеет период обращения вокруг Земли, равный 29,53 суток. Но, если брать видимую Луну от растущего серпа (при заходе солнца) и до убывающего серпа (перед восходом солнца), то этот промежуток времени будет составлять 28 дней. Ещё 1,5 — 2 дня Луна находится в соединении с Солнцем (новолуние) и потому не видна.

Учитывая тот факт, что Луна имеет ярко выраженные четыре фазы: новолуние, первую четверть, полнолуние и последнюю четверть, то видимое движение Луны (28 дней) разделили на четыре части, которые и стали неделями, продолжительностью семь дней (28 : 4 = 7). Таким образом, народы, применившие лунный календарь, стали использовать семидневную неделю.

Лунный календарь, помимо семидневных недель, получил деление и на месяцы, которые затем складывались в лунный год. Особенность лунного календаря такова, что первый день месяца в нём всегда приходится на новолуние или на «неомению», видимый после заката солнца тонкий серп Луны. Чтобы совместить лунный календарь с временами года, которые подчиняются только солнечным циклам, но никак не лунным, пришлось делать разную продолжительность лунного года, периодически увеличивая число лунных месяцев в нём.

Лунный год, состоящий из двенадцати лунных месяцев, имеет продолжительность 354 дня (29,53 х 12 = 354,36). Солнечный же год состоит из 365,2422 суток. Отсюда получается, что лунный год короче солнечного на 11 дней (365 — 354 = 11). Чтобы это как-то компенсировать, в лунный год периодически (раз в 3 — 4 года) вставляют дополнительный 13-й месяц.

Как это делать, то есть, после какого по счёту года и, главное, куда вставлять этот 13-й месяц (в середину или конец года), стали решать «мудрые» и авторитетные люди. Вот тогда-то и появилась очень прибыльная «профессия» — жрецы. Только им было позволено решать, когда и как вставлять в календарь дополнительный месяц и даже месяцы (как практиковалось в Греции и Риме). Очень часто обязанности жреца исполнялись «по совместительству» правителями народов. Так было в Риме и других государствах Древнего Мира.

Почему Юлий Цезарь принял решение ввести свой Юлианский календарь, ещё во времена Римской республики, именно в 707 году от основания Рима (в 46 году до н. э.)?

Да потому что, в этот год Юлий Цезарь исполнял обязанности как консула республики, так и верховного жреца (по совместительству), потому он имел полное право делать с календарём всё что угодно, мог вносить любые изменения. Что значит верховный жрец.

Справедливости ради следует сказать, что тот римский календарь представлял собой копию лунного греческого и был просто «кошмарным». Как выразился французский учёный Вольтер:

«Римляне всегда одерживали победы, но никогда не знали, в какой день это случилось».

Потому римский консул и верховный жрец Гай Юлий Цезарь решил покончить с этой неразберихой и бестолковщиной календаря. Чтобы довести конец текущего года до римского «праздника Солнца» (25 декабря), Юлий добавил в него сразу 90 дней, как говорится, одним махом. Потом глянул на небо, а там убывающая луна (в последней четверти), нет — не пойдёт, такое положение светила приносит несчастье, нужна растущая луна (римляне были очень суеверными). Подождав недельку, Юлий Цезарь начал следующий консульский год с новолуния, на которое и выпало 1 января (45 года до н. э.). Вот что значит быть жрецом.

В связи с тем, что лунный месяц короче солнечного, происходит «гуляние» начала лунного месяца и, соответственно, лунного года относительно солнечных календарных дат. Из-за этого, полюбившийся в России «восточный» (китайский) Новый год с его зверушками, наступает в разное время.

Например, следующий, 2024 год, считается годом Дракона и начнётся он по китайскому обычаю в новолуние — 10 февраля 2024 года. Но мы, в России, ждать этого не будем, а пользуясь «полномочиями» Юлия Цезаря и верховного жреца, передвинем начало года Дракона на 1 января 2024 года, потому что нам так удобнее.

Мы привыкли пользоваться солнечным календарём, где все даты строго фиксированы с временами года, то есть с природой, и никуда не уползают, как в случае со звёздными и лунными календарями. Но в прошлом, не имея возможности наблюдать эффект «коло» и не зная точной продолжительности солнечного года, люди были вынуждены довольствоваться лунным календарём, слушая при этом указания жрецов и других «повелителей календаря».

(Продолжение следует)

Автор - Валерий Салфетников

Валерий Салфетников