Найти в Дзене
Елена Мотриченко

Долина Прохладная в Сочи и почему теперь все не так. Часть 1.

- Почему теперь все не так? – спросила меня подруга, живущая на улице Донской.

- Вот раньше строили – была система: дома, детские сады, школы, поликлиники. – Почему же теперь все не так?

Попробую ответить на этот вопрос на примере Долины Прохладной с помощью друзей и коллег.

Если в тридцатые годы из Сочи делали картинку – преимущества социализма над капитализмом, для чего активно строили санатории-дворцы. То в шестидесятые – поставили задачу переселить тех самых строителей из бараков в, пусть скромные, но отдельные квартиры. К этому времени многие страны прошли большой путь проектирования городков и районов для рабочих и служащих. Во многом опираясь на этот опыт, но активно внедряя социальную специфику- детские сады, школы, поликлиники, страна вырабатывала новый подход к градостроительству жилых районов.

До шестидесятых годов железная дорога являлась границей центра города Сочи. За этой чертой строили промышленные предприятия. К примеру, по инициативе Анастаса Микояна в 1937 г. был построен мясокомбинат вокруг которого стали возникать бараки и дома для рабочих. Горожане помнят скульптуру быка, которого демонтировали в связи с реконструкцией в 1988 году. Скульптуры могло и не быть, - денег на скульптуры для мясокомбинатов не выделяли. Чтобы оправдать немалые затраты на скульптуру Микоян заказал скульптору Науму Конгисеру два таких быка для павильона мясной промышленности ВДНХ. Один из них переехал в Сочи.

В Долине Прохладной Хлудовский ручей протекал между двух гор Виноградной и Пасечной. Дорога, идущая вдоль него от реки Сочи до колхоза «Новая заря», получила название улица Охотничья и до середины шестидесятых она была грунтовой. В генплане 1967 года в Долине Прохладной планировался жилой район на 33 тысячи жителей с понятными границами и транспортными связями.

В начале 60-х. Хлудовский ручей поместили в коллектор. Сам коллектор представлял собой тоннель высотой метра два и можно было пропутешествовать по нему от Новой зари до реки Сочи.

Поверх него в середине 60-х проложили новую улицу Донскую. Вдоль улицы сразу появились первые пятиэтажки.

Как по учебнику – рядовая и строчная застройка типовыми панельными пятиэтажками. Массовое строительство жилья требовало типовых решений. На базе ЖБИ выпускали в то время единственную 335 серию. Поэтому жилые пятиэтажки шестидесятых такие одинаковые. Однако, применялись различные приемы в планировке, что делало каждый микрорайон индивидуальным и узнаваемым. В 1969 году открылся кинотеатр Юбилейный на 540 зрителей. По проекту сочинского архитектора Валентина Дитюка. Продумывалось общественное пространство. Широкие аллеи вели от автобусной остановки к площади перед кинотеатром. Это не дежурный регламентированный набор лавочек и светильников. Это сценарий пространства. В центре распланировали сквер. Жители на субботнике высаживали деревья в любимом микрорайоне. А на гладких покрытиях дети с удовольствием катались на роликах и велосипедах.

Памятник Николаю Островскому, сооруженный в 1979 году рядом с кинотеатром Стерео, первоначально проектировался перед кинотеатром Юбилейным с использованием уступа и смотрелся бы там гораздо острее и динамичнее. Архитектор Вячеслав Борисович Бухаев.

«За ночь ровно на этаж подрастает город наш». Строительство жилья велось быстрыми темпами, однако, потребности были более высокими, так как в шестидесятых годах в Сочи активно приглашали молодых специалистов со всей страны. Именно в этом районе построены несколько пятиэтажных общежитий коридорного типа, в которых предоставляли временное жилье молодым специалистам. В комнатах размещались 3-4 человека. Были и семейные дома галерейного типа по ул. Чехова.

К 1970 году в Долине Прохладной было уже 4 детских сада, 2 школы, детская и взрослая поликлиники, два гастронома, промтоварный магазин, магазин «1000 мелочей» и даже салон для новобрачных. В первом этаже дома номер 90 была проектная организация Гипроторг. Даже маршрут автобуса, который функционировал между стадионом и остановкой Новая заря, был №1.

И какое же это было счастье получить квартиру в новом доме! Мчались в новостройки грузовики, груженные мебелью, фикусами и счастливой детворой. Сейчас все это трудно представить. Это было совсем другое время. Поколение людей, прошедших войну и относящихся к жизни иначе, строило новые города, где будут жить счастливые люди.

Из осколков воспоминаний складывается картина проживания в строящемся микрорайоне.

Новостройки заселялись молодыми семьями и это была новая общность. Поскольку микрорайон только строился, за окнами начинались настоящие прерии, которые исследовали юные новоселы. В то время еще можно было встретить на горе плантации табака и сушилки. В снежные зимы дорога выше кинотеатра становилась центром развлечений и саночных катаний. А еще в Сочи возникла новая форма социализации - вынос мусора. Пластиковых пакетов тогда не было, а приезжала машина за мусором, останавливалась возле каждого дома в одно и то же время. Жильцы выходили с мусорными ведрами заранее. Вот в этом ожидании можно было узнать много новостей. Мусорные баки не ставили во дворах, чтобы не разводились крысы.

Долина Прохладная отрезана от моря горой Виноградной. Жители проложили себе пешеходный ход от Донской по лесенке на Виноградную, и спускались по улице Санаторной к морю, на пляж санатория Салют туда же из центра приезжал автобус №6, битком набитый отдыхающими. Мальчишки же пользовались подземным проходом высотой около 180 см, который начинался на Новой заре и приводил на улицу Санаторную.

Сочи в шестидесятых выглядел очень современно, что конечно отметили кинематографисты. В 1968 году Леонид Гайдай снимал фильм «Бриллиантовая рука» в Сочи и, в частности, в новом жилом районе по улице Донской. Семен Семеныч Горбунков «жил» в доме №92. В то время это была уже граница застройки. Коллеги вспоминают, что во время съемок жители микрорайона собирались толпой посмотреть на любимых артистов. Юрий Никулин был очень доброжелательный. Сцена в автомойке снималась на остановке Новая Заря.

Проект детальной планировки неоднократно корректировали. Каждый раз предлагались новые элементы, но всегда все решалось комплексно, с увязкой всех ранее построенных кварталов и, неизменно, для улучшения условий проживания в микрорайоне. То есть, микрорайон рассматривали, как целостный единый живой организм.

Сочинцы помнят, как непросто было проехать по улице Донской в девяностых и нулевых. Помню, возвращались мы на машине в город в 2007 году в пять часов утра, и отметили, что, по-видимому только в это время по Донской можно проехать свободно без пробок. Когда же власти приняли решение расширить улицу, то пришлось спилить большое количество прекрасных деревьев, которые высаживали в шестидесятых сами жители на субботниках. Протесты экологов и горожан никого не остановили.