Найти тему
Sputnik Армения

Психотравма и языковой барьер: большинство детей из Нагорного Карабаха не могут ходить в школу

© Sputnik
© Sputnik

Многие из вынужденно переселившихся из Нагорного Карабаха в Армению детей пока не посещают школу из-за полученной психотравмы. С этими семьями работают специалисты Республиканского психолого-педагогического центра Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении. Об этом в беседе со Sputnik Армения рассказала директор центра Лилит Мнацаканян.

"С 25 сентября все специалисты как нашего, так и территориальных центров психолого–педагогической поддержки, оказывают первую помощь и дальнейшую поддержку вынужденным переселенцам из Карабаха - детям и их семьям. Некоторые из детей, с которыми мы работаем, уже возобновили занятия в школах и дошкольных учреждениях" - рассказала Мнацаканян.

По состоянию на 4 октября в учебные заведения Армении зачислены 6 104 учащихся - это треть от числа школьников Нагорного Карабаха - там учились около 21000 учеников из 108 общеобразовательных учреждений.

Специалисты считают, что, с учетом периодических перебоев с обучением и возникшим в связи с последней азербайджанской агрессией фоном, детям потребуется некоторое время для реабилитации.

© Sputnik
© Sputnik

Кроме того, психологическая работа ведется и с педагогами, чтобы помочь им понять, как максимально безболезненно адаптировать к новой среде детей с психологическими травмами и избежать дополнительных потрясений.

"Цифры постоянно меняются. Например, в Капане 50 семьям была оказана первичная психологическая помощь, в Вагаршапате с 16 детьми ведется адресная психологическая работа, в Котайкской области у нас 10 детей, которым оказана психологическая помощь (5 продолжают ее получать), и так далее", - сказала Мнацаканян.

В октябре планируется переподготовка учителей и психологов школ, участвующих в работе с карабахскими детьми.

Мнацаканян не согласна с тезисом, что дети, говорящие в основном на карабахском диалекте, столкнутся с проблемой в школах на территории Армении. По ее словам, здешняя образовательная среда ничем не отличается от привычной для них - учебники те же, занятия организованы по тому же принципу. Однако учащиеся все же испытывают трудности с адаптацией к образовательному процессу в Армении, и незнание литературного армянского языка здесь играет немаловажную роль.

Начальник управления общего образования Министерства образования, науки, культуры и спорта Тамара Саркисян в беседе со Sputnik Армения подчеркнула, что первоочередная задача ведомства в максимальном устранении бюрократических препон при приеме детей в школу или детский сад.

Принимая во внимание зачастую непропорциональное распределение учеников в армянских школах, ведомство сотрудничает с Единой социальной службой, чтобы направлять детей в школы, где есть свободные места.

"Это не относится к единственным в общине школам. Если школа только одна, то детей нужно принять, независимо от количества мест. В разработанном нами циркуляре мы четко проинструктировали о недопустимости комплектования классов только с перемещенными детьми. Детей нужно принимать в разные классы, чтобы им было легче адаптироваться", - пояснила она.
© Минобрнауки, культуры и спорта
© Минобрнауки, культуры и спорта

Представитель министерства подчеркнула, что дети, которые посещали русские школы и сейчас хотят продолжить учебу в классах с обучением на русском языке, будут распределяться в соответствии с действующими правовыми нормами. То есть, если один из родителей является иностранным гражданином или ребенок 5 лет и более учился на этом языке, он будет переведен в класс с обучением на русском. Если же ребенок учился на русском языке 2 или 3 года, то Центры территориальной педагогико-психологической поддержки проведут оценку его языковых навыков и предоставят заключение о целесообразности выбора того или иного языка обучения.

По ее словам, классы с обучением на русском есть во всех областях, но не во всех общинах. По этой части пока никаких изменений не планируется.

"Дело не ограничивается только открытием классов, нужны еще учителя с соответствующей квалификацией. Когда переселенцы освоятся на новом месте и будет сформирован спрос, тогда мы и приступим к обсуждению этого вопроса", - сказала она.